Декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате и их политическая оценка.

В 1985-1986 гг. М.Горбачев стал последовательно избавляться от "старой гвардии" Л.Брежнева. К таковой принадлежал и Д.А.Кунаев. Д.Кунаев всегда оставался человеком Системы, беспредельно верил в "коммунистическую идею". Кунаев сделал много для социально-экономического и культурного развития К. И тем не менее его время прошло.

16 декабря 1986 г. на Пленуме ЦК Компартии К. (естественно, с указания Москвы) Д. Кунаев был освобожден от своей должности. Новым лидером в К. был направлен "солдат партии" (как он сам себя называл) Г. Колбин. Пленум продолжался 18 минут без всякой информации и гласности. Столь пренебрежительное отношение ущемляло достоинство казахского населения, его национальное самосознание, вызвало чувство обиды за публичную демонстрацию отказа в доверии к народу и его представителям. 17 декабря значительные массы студенческой и рабочей казахской молодежи вышли на улицы и площади Алма-Аты. Подавлением волнений руководила непосредственно Москва, которая в экстренном порядке прислала в Алма-Ату не только своих функционеров, но и войсковые подкрепления. В ход были пущены милиция, пожарные части. Им удалось разогнать митингующих, избивая и поливая тех холодной водой из брандспойтов. За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии. В уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них был приговорен к расстрелу 18-летний К. Рыскулбеков. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек – из комсомола и 52 человека – из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек. Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинских учреждений – более 300 человек. Своих постов лишились 12 ректоров вузов.

В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением “казахского национализма”. События декабря 1986 г. тем не менее показали, что межнациональное согласие и мир, как любая гармония, как и все драгоценное в этом мире - вещи весьма хрупкие и поэтому требуют бережного отношения. Три декабрьских дня 1986 г., по словам первого Президента Республики К. Н.А.Назарбаева, положили начало обретению К. независимости и суверенитета: «Декабрьские события 1986 г. показали, насколько выросло самосознание казахской молодежи. Она первой преодолела страх перед тоталитарной системой, которая почти столетие заставляла жить народы в казарменном режиме.

69. «Декларация о гос суверенитете КазССР». Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан.

Реальное, фактическое осуществление республикой своего суверенитета берет свое начало с «Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР», принятой Верховным Советом республики 25 октября 1990 г. В ней говорилось: «Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в союз суверенных республик и строит отношения с ними на договорной основе и имеет право свободного выхода из Союза». Историческое значение Декларации состоит в том, что она придала реальное содержание государственной независимости РК, напомнила о своей собственной государственности, о том, что РК имеет свою многовековую историю, традиции. Декларация стала первым основополагающим государственным актом республики. Были закреплены неделимость, неприкосновенность страны, государство определено как объект международного права. Декларация о государственном суверенитете К. провозгласила главенство республиканских законов над союзными и стремление республики к фактической самостоятельности в рамках СССР.

16 декабря 1991 г. вступил в силу Конституционный Закон "О государственной независимости Респ. К.", который стал новым этапом в политико-конституционном развитии республики и отразил такие основополагающие демократические принципы как право нации на самоопределение, приоритет прав и свобод личности, политическая стабильность, разделение властей, межнациональное согласие и др. «Переход от факта к праву» - именно так можно охарактеризовать декларацию. Мировое сообщество пополнилось новым государством. Респ. К. провозглашалась независимым демократическим государством, которое обладает верховным правом в отношении своей территории и национального богатства, самостоятельно определяет и проводит свою внешнюю и внутреннюю политику, строит взаимоотношения с другими государствами. С обретением независимости на республику налагается ответственность. Республике приходится рассчитывать только на свои силы с добавлением новых расходов (армия, внутренние войска).

В начале 90-х г. переход к демократии в республике начался в сложных условиях. Страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, инфляция, резкое снижение уровня жизни населения. Не было исторически сложившихся демократических традиций и опыта функционирования демократических институтов. В результате распада СССР почти повсеместно в постсоветских странах обострились межнациональные отношения. В начале 90-х г. основные изменения были направлены на демонтаж существовавшей политической системы.

В это время произошел полный демонтаж партийно-советской системы управления, ликвидирована политическая монополия одной партии, введена многопартийность. Существенно расширились права и свободы граждан. Именно тогда в стране произошло становление парламентско-президентской формы правления. Происходил процесс поиска модели политической системы К., учитывающей политические, экономические, социально-культурные, психологические, геополитические, элитные, национальные особенности страны. Изменения в политической системе общества были закреплены в принятой Конституции 1993 г. В этот период в стране был законодательно закреплен принцип разделения властей. Законодательные, исполнительные и судебные органы были определены как самостоятельные ветви государственной власти. Впервые были проведены альтернативные выборы в Верховный Совет страны, сформированы новые органы представительной власти на местах - маслихаты.

70. Социально-экономические реформы в Казахстане в 1991 – 2007 гг.

С распадом СССР республика столкнулась с множеством экономических проблем: спад производства, высокий уровень инфляции и безработица. Был проведен ряд реформ по стабилизации экономики, выводу ее из глубокого структурного, финансового и валютного кризиса, но реформы не принесли результата. В К. провозглашен принцип открытой экономики как необходимое условие включения в мирохозяйственные связи и международное разделение труда.

Экономика начала реформироваться в условиях глубокого кризиса. На первом этапе (1992-1994) реформы были направлены на либерализацию экономики, создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений. На данном этапе отмечалось значительное сокращение объемов производства продукции, работ и услуг во всех отраслях. Инфляция за короткий срок обесценила все накопления и имеющиеся оборотные средства. Предприятия продолжали производить продукцию, которая не была нужна внутреннему рынку. Начиная с 1994 г., с приходом в промышленность иностранных компаний, наблюдается значительный рост инвестиций. Второй этап (1995-1999) проведения рыночных реформ в промышленности связан со стабилизацией производства в отраслях, обеспечивающих потребности внутреннего рынка. Созданы условия для притока иностранных инвестиций в стратегические отрасли казахстанской экономики. Впервые за годы реформирования был обеспечен прирост промышленного производства в 1996-1997 гг. (соответственно на 0,3 и 4,0 %). В 1999-2000 гг. этот прирост составил уже 2,7 и 14,6 %. Современный этап определен в промышленной политике как поддержка отечественных товаропроизводителей за счет реализации мер по защите отечественного рынка от недобросовестной конкуренции.

71. Внешняя политика Республики Казахстан в 1991 – 2007 гг.

Будучи членом ООН, Казахстан имеет реальную возможность активно участвовать в выработке решений по многим международным вопросам, и в первую очередь тем, которые входят в сферу его жизненно важных интересов, обеспечивая безопасность и территориальную целостность, содействуя становлению демократического общества через создание благоприятного международного климата, в том числе для реформирования экономики нашей страны. Именно с трибуны ООН (на 47 сессии ГА, 1992 г.) Казахстан впервые заявил о себе как о государстве, стремящемся внести свой вклад в построение более безопасного мира, в укрепление глобальной стабильности, а также информировал мировую общественность, что главными направлениями деятельности нашего государства стали вопросы международного мира и безо­пасности, устойчивого социально-экономического роста и развития государства.

2 марта 1992 года Казахстан был принят (без голосования) в ООН. До конца 1992 года республику признали 106 государств мира, дипломатические отношения были установлены с 61 государством. Казахстан стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и других авторитетных международных организаций.

В 1993 году была приняты Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан на 1993-2005 гг. и первая Военная доктрина Казахстана.

С 1992 года Казахстан выступил с рядом внешнеполитических инициатив. Важным направлением внешнеполитической деятельности нашей страны в области международной безопасности стало налаживание сотрудничества с международными организациями по безопасности, в первую очередь, с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В январе 1992 года Казахстан был принят в ОБСЕ, в стране было создано и функционирует представительство ОБСЕ.

В декабре 1991 года НАТО создала Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС) для развития связей со странами бывшего Варшавского Договора. В марте 1992 года Казахстан присоединился к ССАС. В 1994 году НАТО было создана программа «Партнерство ради мира» (ПРМ), к которой наша страна также присоединилась. В 2002 году Казахстан присоединился к программе НАТО «Процесс планирования и обзора» (ПАРП).

В 1995 году Казахстан был принят в качестве наблюдателя на Конференцию по разоружению. Важной внешнеполитической инициативой Казахстана стало предложение о создании Евразийского союза, обнародованное весной 1994 года. В 1996 году в Москве было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. В 1998 году в Москве был подписаны соглашения: об общем таможенном тарифе, акцизной политике и др. В 2000 году Президенты России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана подписали в Астане Договор об учреждении на базе Таможенного союза новой международной экономической организации – Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

В мае и сентябре 2002 года в Москве и Астане состоялись заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. В 1998 года был подписан Договор о вечной дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Россией. В июне 2000 года состоялся визит в Россию Н. Назарбаева, в октябре состоялся официальный визит в Казахстан Президента России В. Путина. В ноябре 2001 года правительства России и Казахстана подписали Соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли сроком на 10 лет.

В июне 2000 года в Астане прошла встреча председателей правительств Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой одобрена стратегия интеграционного развития стран региона до 2005 года и программу первоочередных мер по формированию единого экономического пространства на период до 2002 года. В январе 2002 года лидеры четырех центральноазиатских государств - Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Таджикистана - объявили о создании новой организации "Центральноазиатское сотрудничество" (ЦАС). В заявлении А. Акаева, И. Каримова, Н. Назарбаева и Э. Рахмонова отмечалось, что ЦАС пришла на смену Центральноазиатскому экономическому сообществу.2002 года все спорные проблемы были, наконец, разрешены и делимитация закончена к удовлетворению обеих сторон. В 1993 году Казахстан присоединился к Организации экономического сотрудничества (ОАС). В 1994 году Казахстан вступил в качестве наблюдателя, а в 1995 году стал членом Организации Исламская Конференция (ОИК). В соответствии с уставом ОИК Казахстан стал также членом Исламского банка развития.

Важнейшее значение сохраняют отношения с КНР. В ходе визитов Н.Назарбаева в Пекин в июле 1991 года, в октябре 1993 года и в сентябре 1995 года и визитов Премьера Госсовета КНР Ли Пэна в Казахстан в 1994, Председателя КНР Цзян Цзэминя в 1996 году страны подписали: совместную Декларацию о дальнейшем развитии и углублении дружественных взаимоотношений; Договор о прохождении казахстанско-китайской границы; Соглашение об использовании китайского порта Ляньюнган для обработки и транспортировки казахстанских грузов.

Достаточно успешно развиваются отношения Казахстана со странами дальнего зарубежья.В 1993 году в Алматы с официальным визитом побывал Вице-президент США А.Гор, в феврале 1994 года Н.Назарбаев во второй раз был с официальным визитом в США. В ходе этих встреч были подписаны Хартия о демократическом партнерстве, Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники и другие документы. К концу 1997 года в Казахстане было зарегистрировано 178 казахстанско-американских совместных предприятий и 82 американские компании, функционируют 49 американских НПО.

72. «Казахстан – 2030». Послание Президента страны Н.А. Назарбаева народу

Казахстана.

Послание Президента страны к народу республики. Оно подготовлено в рамках конституционных обязанностей Президента выступать с ежегодными посланиями к народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики. По мнению Назарбаева «Государство, да и общество в целом, нуждается в более глубоком видении и стратегии, являющиеся для нас системой координат, в рамках которой мы сможем ежегодно составлять планы действий». Очень важно, что в числе долгосрочных приоритетов Президента Республики отметил развитие средств связи и сетей коммуникации. На сегодняшний день перед нами стоит создать собственной независимой и эффективной системы телекоммуникационных услуг, конкурентоспособной в будущем с аналогичными инфраструктурами разных стран мира. Сегодняшнее состояние телекоммуникации Казахстана, несмотря на достаточно плотные линии по сравнению с другими странами мира, становятся серьёзной экономической проблемой. В послании к народу Президент республики видит 8 преимуществ развития республики. Первое. Мы заложили основы нашего независимого суверенного государства. Второе. Мы окончательно отошли от старой политической системы, в которой жили 70 лет. Третье. Изменение общества. Мы - стали свободными. Четвёртое. Качество населения, человеческие ресурсы. Пятое. Природные ресурсы. ( Огромные ресурсы). Шестое. Обширные земельные площади, сельскохозяйственные угодия Седьмое. Политическая стабильность и единство общества. Восьмое. Толерантность и терпимость казахстанцев.

73. Общественно-политическая жизнь в Республике Казахстан в 1991 – 2007 гг.

Весь 1990 год и особенно 1991 год в числе главных проблем, стоящих перед страной, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции президента СССР М.Горбачева в Ново-Огареве проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1', т.е. Девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Текст последнего был опубликован в печати, подписание договора было намечено на 20-е августа.

А 19 августа был создан в стране государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП) во главе с вице-президентом Г.Янаевым. Им была совершена попытка государственного переворота и захвата власти. Но 21 августа путч провалился.

28 августа состоялся Пленум ЦК КПК, на котором Н.Назарбаев сложил с себя обязанности первого секретаря ЦК КПК, а в сентябре XVIII (чрезвычайный) съезд Компартии Казахстана объявил о прекращении деятельности Коммунистической партии. После августа 1991 года процесс распада СССР пошел более быстрыми темпами. В ноябре 1991, года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. 1 декабря 1991 года был проведен референдум о независимости Украины. Население Украины, в марте 1991 года дружно проголосовавшее за сохранение СССР, в декабре 1991 года столь же дружно проголосовали за полную независимость Украины, похоронив, тем самым, надежды М.Горбачева сохранить СССР.

Бессилие Центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Беларуси, России и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В этом Соглашении провозглашалось, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование.

Реакция азиатских республик была негативной. Собравшаяся в этом же месяце в Ашхабаде «пятерка» (президенты Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении) дали понять, что они не намерены вступать в СНГ, но согласны образовать Содружество на равноправных началах. И 21 декабря в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки» и Армении. На ней была принята Декларация об окончательном прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе 9-ти государств. До конца 1991 года к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан.

Участники встречи создали высший орган СНГ - «Совет глав государств» и «Совет глав правительств» и объявили об открытом характере Содружества.

25 декабря М.Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать.

Но вернемся к событиям в Казахстане. В Казахстане 1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы первого президента страны. Им стал Н.А.Назарбаев.

10 декабря 1991 года Н. Назарбаев подписал принятый Парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан.

12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года.

Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан".

Теперь Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции Республики.

С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство. Одной из первых задач руководства Казахстана стала работа по определению характера государственности и, как следствие, формированию его законодательной базы.

Стратегические цели в сфере политики, сформулированные в первой половине 1992 года, сводились к следующему:

- развитие суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики:

- создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей новых политических деятелей и лидеров;

- обеспечение стабильности как главной политической цели, как необходимого условия успешного осуществления экономических реформ:

- заключение многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана:

- повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических прав и свобод человека;

Годы существования Казахстана в качестве суверенного государства привнесли существенные изменения, как количественные, так и качественные, в политический спектр республики.

На смену однопартийной системе пришла многопартийная система. В 2000 году в республике действовало 15 официально зарегистрированных партий.

В июле 2002 г. вступил в силу новый закон о политических партиях. Закон запрещает создание политических партий на основе этнической, религиозной или половой принадлежности. Если, согласно прежнему закону для регистрации политической партии было достаточно 3 тыс.членов, то по новому закону регистрация партии происходит при наличии в ней не менее 50 тыс. членов, представляющих все регионы и крупнейшие города страны.

В начале 2003 года была проведена перерегистрация политических партий страны. Из девятнадцати политических партий, действовавших в Казахстане на 1 сентября 2002 года, прошли перерегистрацию в Министерстве юстиции семь: Ак жол, Гражданская партия Казахстана, Отан, Аграрная партия, Коммунистическая партия, Партия патриотов Казахстана, Социал-демократическая партия «Ауыл». За последние годы появились еще ряд партий: Асар, партия Руханият, Демократическая партия Казахстана, Демократическая партия «Настоящий Ак жол».

Самой важной политической задачей после провозглашения независимости стало принятие Конституций Республики Казахстан (1993 и 1995 гг.).

Конституции стали фундаментом создания правового государства. Согласно Конституции Республики Казахстан - демократическое, светское и унитарное государство, обеспечивающее равные права и возможности всем своим гражданам.

Подчеркивается целостность, неделимость и неприкосновенность ее территорий. Государственная власть в Республике Казахстан основывается на принципе ее разделения на законодательную (мажилис), исполнительную (кабинет министров) и судебную; главой государства является президент.

Единственным источником государственной власти признается народ Казахстана.

В своем Послании народу Казахстана в 2005 году Президент выступает с целым пакетом инициатив общенациональной программой политических реформ. Эта программа представляет единый, целостный подход к реформам государственных, политических и общественных институтов. Суть этого подхода - дальнейшая демократизация Казахстана в соответствии с традициями и принципами западных демократии и опытом ведущих государств Юго-Восточной Азии, с традициями нашего многонационального многоконфессионального народа.

74. Культура Казахстана во второй половине XX – начале XXI вв. (1950 – 2007 гг.)

Хрущевские идеи приближения умственного и физического труда и укрепления связи между школой и производством привели к проведению в конце 50-х — начале 60-х годов радикальной реформы образования. В 1958 году был принят союзный закон, продублированный в 1959 году республиканским Законом “Об укреплении связи школы с жизнью”. Согласно ему, вместо семилетнего и десятилетнего образования вводилось обязательное восьмилетнее образование, по завершению которого выпускники обязаны были три года проработать на заводах или в сельском хозяйстве. Эта реформа вызвала неоднозначные последствия. Усилилась текучесть кадров на производстве, где увеличилось число рабочих — “транзитников” на пути в вузы. Падал престиж высшего образования, ученые и интеллигенция использовались на физических, непроизводительных работах в ущерб их профессиональной деятельности. Все научные учреждения Казахстана в 50-х — 80-х годах делились на две группы — собственно казахстанские и учреждения центрального подчинения, работающие на территории республики. Последние осуществляли преимущественно разработки военного характера. Огромным успехом советской и казахстанской науки стало осуществление космической программы. 4 октября 1957 года с космодрома Байконур был выведен на орбиту Земли первый искусственный спутник. 12 апреля 1961 года с территории Казахстана поднялся космический корабль с первым в мире космонавтом Ю. Гагариным. Развивалась и казахстанская теоретическая наука. С 1972 года Астрофизический институт АН КазССР стал ведущим в СССР по проблеме изучения планет-гигантов, динамике и физике галактик, изучались проблемы развития звездных систем. В 1967 году начал действовать первый в республике ядерный реактор.

В 50 — 80-е годы развитие казахской советской литературы характеризовалось усилением контроля над писателями и поэтами партийно-советской бюрократической машиной. Огромную роль в развитии литературы сыграл выдающийся писатель М. Ауэзов, завершивший в 50-х годах четырехтомный роман “Путь Абая”. В 1959 году этот труд был отмечен Ленинской премией. Государственной премии был удостоен роман-трилогия Нурпеисова “Кровь и пот” и работы Ж. Молдагалиева. Важное место в казахской литературе этого периода заняли работы на историческую тематику, прежде всего, роман-трилогия И. Есенберлина “Кочевники”.

50 -70-е годы нашего столетия стали временем дальнейшего развития казахского музыкального искусства. В республике в этот период работали Академический театр оперы и балета им. Абая, Государственная филармония, Хоровая капелла, Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы, Ансамбль песни и танца, Симфонический оркестр, эстрадные ансамбли “Гульдер”, “Дос-Мукасан”, “Айгуль”. В 1955 — 79 годах было снято более 70 фильмов, среди которых “Наш милый доктор” (Ш. Айманов, 1957), “Сказ о матери” (А. Карпов, 1963), “Выстрел на перевале” (Б. Шамшиев, 1968), “Кыз Жибек” (С. Ходжиков, 1970), “Конец атамана” (Ш. Айманов, 1970), “Транссибирский экспресс” (Э.Оразбаев, 1977) и другие. Большая работа велась по дублированию фильмов, снятых на киностудиях других республик СССР. В целом развитие культуры в 50— 80-е годы было процессом неоднозначным. Вместе с несомненными успехами в различных сферах, в области культуры были заметны явные кризисные тенденции, вызванные прежде всего национальной политикой СССР. Шло постепенное сокращение сферы применения казахского языка. 95% книг и 70% телепередач выходили на русском языке, на нем велось все делопроизводство. В 60-е — 70-е годы русский язык стал основным языком вуза и науки, началось сокращение количества школ с казахским языком обучения. В итоге сложилась ситуация, когда около трети казахов в конце 70-х годов вообще не знали родного языка. Это привело к сокращению аудитории казахскоязычных литераторов, общему ощущению дискомфорта в межэтнических отношениях.

75. «Новый Казахстан в новом мире». Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 28 февраля 2007 г.

Послание этого года еще раз подтвердило намерение государства продолжить работу по улучшению благосостояния народа, опираясь на рост экономики и финансовые возможности страны. Исключительное значение будет уделяться соцзащите материнства и детства, с начала будущего года значительно повышается размер единовременного госпособия в связи с рождением ребенка. Введение данных мер, по мнению Президента, приведет к еще большим позитивным демографическим изменениям.

С 2008 года увеличивается более чем на 35% размер базовой пенсии. «Мы впервые обеспечиваем соответствие пенсионного обеспечения Казахстана международным стандартам». Это коснется более 1 миллиона 675 тысяч получателей базовой пенсии.

В Послании Президента народу Казахстана прозвучало, что будет продолжено совершенствование системы оплаты труда бюджетников. В ряде бюджетных сфер с января 2008 года принято решение ввести выплату пособия на оздоровление при уходе в трудовой отпуск.

Обращаясь к казахстанцам, Нурсултан Абишевич Назарбаев особо подчеркнул, что последовательное выполнение Стратегии “Казахстан-2030” обеспечило надежную основу для дальнейшего прогресса государства.

Он вновь высказал мысль, что путь ускоренной всесторонней модернизации Казахстана - единственно правильный вектор дальнейшего развития. И выход на внешний рынок, и надежное на нем закрепление, по мнению Президента, - залог обеспечения достойного места Казахстана и казахстанцев в современном мире.

Здесь Глава нашего государства поставил перед Правительством следующую цель: форсировать темпы модернизации казахстанской экономики.

Выход казахстанских товаров и услуг на качественный уровень передовых международных стандартов - необходимое условие для воплощения общеказахстанского проекта - ускоренного продвижения в сообщество пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.

В качестве первоочередных мер для решения этой задачи были названы

- сокращение сферы естественных монополий за счет реструктуризации крупнейших монополистов и развития конкурентных отношений;

- создание эффективно работающего фондового рынка;

- вступление в ВТО на выгодных для Казахстана условиях.

Вторая задача - достичь качественно новых успехов в региональной экономике и обеспечить полноправное участие в глобальной экономике. Основное внимание будет сосредоточено на рынках России, Китая, Центральной Азии, Каспийского и Черноморского регионов. Экономическая интеграция в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС остается главным ориентиром в торговле.

- Мы предлагаем выйти на создание Евразийского экономического союза государств, - сказал Н.А.Назарбаев, - сделать его выгодным для вступления всех других наших соседей.

Особое значение придается госхолдингам, им предстоит оказать содействие в формировании конкурентоспособной экономики, основанной на выпуске товаров, не зависящих от сырьевых ресурсов.

Еще одна задача Правительству, которая определена Посланием Президента, - повысить эффективность добывающего сектора. Привлечение иностранных и местных инвесторов, по мнению Главы государства, необходимо напрямую увязывать с диверсификацией экономики и через эту призму решать важнейшие задачи по созданию новых перспективных производств. «Мы должны настаивать, чтобы наши иностранные партнеры, работающие на освоении богатейших недр Казахстана, реально и серьезно повернулись к нуждам страны и приняли решительное участие, разумеется, на рыночной основе, в диверсификации нашей экономики и социальном развитии Казахстана».

Главным направлением развития отечественной энергетики и нефтехимии Нурсултан Абишевич назвал повышение прибыльности этих секторов через увеличение добавленной стоимости энергопродуктов.

Новый облик казахстанской экономики определят современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. Президент ставит цель: «достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным специалистом в любой стране мира». Приоритет - развитию точных и инженерных наук.

Особое место в ежегодном Послании Президента отводится госпрограмме жилищного строительства и его распределения. «Очень важны вопросы приобретения доступного жилья и развития рынка недвижимости. За два года реализации госпрограммы развития жилищного строительства введено свыше 11 миллионов квадратных метров жилья. В 2007 году будет введено 7 миллионов квадратных метров. Как вы помните, мы за три года хотели ввести 12 миллионов квадратных метров, а фактически введем 18 миллионов. Уже 100 тысяч семей получили квартиры, 60 тысяч - получат в этом году, и таким образом более полумиллиона казахстанцев станут новоселами. Программа выполняется с опережением на 30%. Скажите, когда в Казахстане такое было?»

По мнению Нурсултана Назарбаева, есть необходимость еще раз вернуться к вопросу снятия необоснованных ограничений в сфере движения капитала. «Наши банки слишком много рассчитывают на внешнее финансирование, что может привести к неконтролируемому росту совокупной внешней задолженности страны».

Назрела необходимость создания эффективно работающего фондового рынка.

Нурсултан Назарбаев поручил Правительству, совместно с акиматом Астаны, начать ускоренное строительство жилья в столице для работников бюджетной сферы через систему жилстройсбережений.

У столицы будет два центра - на правом и на левом берегу в юго-восточном направлении.

- Важно ускорить темпы строительства нового научного комплекса Национального центра биотехнологий в Астане, - подчеркнул в своем выступлении Н.Назарбаев.

В Астане будет создан Евразийский центр воды, призванный в комплексе решать вопросы исследования и охраны водных ресурсов на континенте. Акиму г.Астаны и Правительству дано задание определить конкретные индикаторы социально-экономического развития, которые могут быть достигнуты в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Большое внимание государство, как и прежде, будет уделять транспортной инфраструктуре. Для ее развития до конца года намечено разработать еще одну соответствующую программу.

Президент поручил Правительству в течение полугода подготовить стратегию для приведения основных автодорог международного значения в соответствие с международными стандартами.

- Кроме того, - сказал он, - в рамках развития транспортно-логистического кластера должна быть построена автомобильная дорога по территории Казахстана, соединяющая Западную Европу с Западным Китаем. Нам также нужно ускоренно расширять сети дорог местного значения, улучшая доступ к самым отдаленным населенным пунктам Казахстана.

Последовательно государство намерено модернизировать электроэнергетическую отрасль. Речь идет также о развитии электроэнергетических ресурсов и создании основ атомной энергетики

Будет рассмотрена возможность создания энергетической биржи.

Нурсултан Назарбаев вновь акцентировал внимание Правительства на последовательной работе по поддержке малого и среднего бизнеса. Кабинету министров было поручено «провести комплексную ревизию антимонопольного законодательства и создать четкие механизмы выявления фактов ограничения конкуренции и сговора между участниками рынка, предотвращения “скрытой” монополизации базовых отраслей нашей экономики, а также соответствующие рекомендации о применении штрафных санкций».

Полноценное участие Казахстана в конкуренции на международном экономическом поле потребует выполнения международных технических стандартов. Президент поставил задачу по скорейшему и повсеместному внедрению технических стандартов, соответствующих международным требованиям.

Министерству индустрии и торговли поручено проанализировать результаты уже имеющихся наработок исполнения закона о техническом регулировании; в течение шести месяцев перевести работу по внедрению порядка и правил международной стандартизации в практическую плоскость.

Н.Назарбаев в своем Послании сделал акцент на необходимости продолжения работы по реализации целостной программы по всемерному укреплению института частной собственности и контрактных отношений. Он поручил разработать соответствующий пакет законодательных актов. Речь идет о законопроектах «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (новая редакция), «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Президент считает, что необходимо сохранить последовательность в политике обеспечения доступности жилья и развития рынка недвижимости. Здесь Правительство должно проанализировать и по возможности ускорить реализацию развития строительной индустрии, строительства комплексов доступного арендного жилья, обеспечить прозрачность процедур выделения земельных участков, стимулировать развитие индивидуального жилищного строительства.

- Продолжает оставаться нерешенным вопрос повышения качества строительства и обслуживания строительных объектов путем перехода на международные стандарты качества, - сказал Нурсултан Назарбаев. - Перед Правительством и соответствующими министерствами стоит важная задача по созданию реального, конкурентного и прозрачного рынка недвижимости в стране. Этот рынок должен обеспечить населению наиболее благоприятные условия доступа к жилью, даст покупателю возможность иметь полную информацию об условиях и ценах сделок, а финансовым организациям - развивать эффективные кредитные инструменты.

Административные и законодательные требования в сфере операций с недвижимостью нужно сделать проще и понятнее. Необходимо также решить вопрос об упрощении процедур по оформлению земельных участков, а также прозрачности процедуры их предоставления.

По мнению Главы государства, необходимо принять меры по совершенствованию системы госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также разработать эффективные методики оценки недвижимого имущества.

- Нужно оценить возможности создания дополнительных стимулов для широкомасштабного строительства жилья, - сказал Н.Назарбаев.

Правительство должно проанализировать тенденции на международных рынках недвижимости и создать на основе лучшего международного опыта эффективные инструменты для финансирования дальнейшего строительства арендного жилья и стимулирования индивидуального жилищного строительства.

Предстоит создать законодательную основу для стимулирования страховых компаний, предоставляющих услуги, связанные с ипотечным кредитованием.

Президент в Послании народу Казахстана высказал мысль о необходимости поэтапной реализации культурного проекта «Триединство языков».

- Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками, - сказал он. - Это: казахский язык - государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику.

Завершая свое Послание, обращаясь к гражданам Казахстана, депутатам и членам Правительства, Нурсултан Назарбаев сказал:

- Достижение тех высоких целей, которые мы перед собой поставили, потребует дополнительной мобилизации усилий и во многом нового, неординарного отношения и подходов к делу со стороны всех органов и институтов власти, делового, научного и экспертного сообществ.

И самое главное: процесс комплексной модернизации должен происходить в интересах и с непосредственным участием всего населения страны, всех слоев и институтов общества

Наши рекомендации