Общая методика исследования
После составления критериев оценки мною и моим руководителем была придумана методика исследования, которая заключается в анкетировании, в котором будет определяться тип политической культуры опрашиваемого на реальном и ориентативном уровне, а так же иные характеристики, на основании которых будут составлены закономерности.
В первой части теста были обозначены характеристики, на основании которых проводились составление закономерностей: пол, возраст, образование, виды деятельности, которой занимается опрашиваемый, а также частота посещения респондентом выборов и других политических собраний и его состояние/несостояние в политической партии.
Во второй части были вопросы, выбранные из основных критериев оценки принадлежности к типу политической культуры, по принципу выделения вопросов, способных дать максимально объективные результаты, для облегчения обработки анкет ответы под первым номером соответствовали патриархальному типу политической культуры, под вторым активистскому, а третьим подданническому.
Я обладал связями на двух факультетах ТГУ и поэтому решил параллельно с основной целью провести сравнение политических культур студентов химического и юридического факультета. Т.к нормой для таких исследований является 100 человек, мною было принято решение провести анкетирование у сотни человек с каждого факультета. Анкеты были обработаны в Exel, каждой были присвоен свой порядковый номер (1-100 были студенты с химического факультета, а 101 – 200 – с юридического). Анкеты обрабатывались следующим образом: в таблицах Exel была забита каждая анкета под своим порядковым номером, далее с помощью формулы СЧЕТЕСЛИ, а также подобных ей, было определено количество представителей типов политических культур (принадлежность определялась преобладанием определенного типа ответов), общее количество ответов свойственных определенному типу политической культуры, а так же закономерности связанные с характеристиками указанными выше.
Результаты исследования.
По результатам исследования большая часть студентов (56.5%) на обоих факультетах относятся к подданнической политической культуре (смотреть диаграмму №1) . Такая же тенденция сохраняется во всех стратах (среди мужчин 52.2%, среди женщин 59.2%), за исключением малых групп студентов (смотреть диаграммы 4-6), чей возраст превышает 23 года (в этих группах преобладает политическая культура участия (среди возрастной группы 23-27 лет 40%, среди возрастной группы с возрастом более 27 лет 75%)). У мужчин второй по размеру политической культурой является культура участия (32.3%), в то время как у женщин ею является патриархальная политическая культура (23.9%) (смотреть диаграммы №2-3).
Студенты фактически не занимаются политикой, т.к количество посещающих политические собрания и состоящих в партии во много раз ниже чем количество студентов не занимающимися этим (94.5% не состоят в партии, 90% не посещают митинги, демонстрации и подобные политические акции). Единственная форма политической активности в которой студенты проявляю себя более менее активно – выборы, т.к количество студентов посещающих их всего-лишь в два раза ниже количества студентов не посещающих их вовсе(65% не посещают выборы, 15.5% посещают их изредка 19.5% не посещают их вовсе)(смотреть диаграммы №7-9)
Заключение.
Сейчас правящая элита ведет Россию к гражданскому, демократическому и правовому обществу, и это хорошо, если народ подготовлен к такому обществу, если же нет страна, совмещающая политическую культуру свойственную тоталитаризму или авторитаризму и государственные институты демократий обречена на очень большие неприятности, вызванные этой дисгармонией (ярчайшим примером этого являются неэффективные попытки навязывания демократии в Африке, где до сих пор большинство жителей относятся к патриархальному типу политической культуры).
Исследование, проведенное мной, является хоть неполноценным, но все же индикатором политической культуры основы будущего России – студентов. Если исходить из этого исследования, то очень легко понять, что будущее России туманно, в нем в данный момент не определенно то, чем будет она в будущем. Мы как бы стоим на развилке двух дорог, в которой первой дорога является демократия западного образца в лице гражданской политической культуры, а второй возвращение назад в тоталитаризм или авторитаризм. И пока что на основании известных мне цифр мы ближе к гражданской политической культуре, но это весьма незначительный перевес, выражающийся в преобладании активистской модели над патриархальной.
При этом это состояние политической культуры страны прекрасно сочетается с почти полной бездеятельностью студентов на политическом поприще. В чем причина такого странного сочетания? Ответить на этот вопрос трудно, по меньшей мере, но можно сказать с уверенностью что это никак не связано с политической культурой, т.к соотношение среди представителей активных и неактивных респондентов-представителей разных политических культур почти одинаково с общим соотношением. Вполне можно предположить, что вина этому стабильность нашего государства, а в частности и города, но это не будет правдой, т.к недавний кризис вызвал всего-лишь легкое бурление народных масс, которое с трудом можно назвать таковы. Еще одной, более вероятной причиной данного состояния нашей молодежи является особенность нашей Русской цивилизации. Особенность, которая заключается в том, что русские любят делать государственные дела рывками, после которых они впадают в подобие политической спячки и охлаждения после перенагрева, а потом снова устраивать рывок, и в данный момент, на мой взгляд, мы находимся в стадии охлаждения перед новым скачком в неизвестность.
Также весьма интересным является неполное подтверждение моей гипотезы. Если касательно перевеса подданнической культуры все и так ясно, ибо она преобладает фактически во всех странах, за исключением третьего мира, то весьма интересным является сравнение мужских и женских политических культур. Если говорить на сухом языке цифр, то моя гипотеза верна, но, на мой взгляд, различие столь несерьезно, что эту ее часть нельзя назвать полноценно оправданной. О чем же говорит такое слабое отличие женщин и мужчин? О том, что активность женщин в политике постепенно достигает уровня мужской и весьма вероятно, на мой взгляд, если присмотреться к нашей современной жизни, то легко понять что в скором времени женщины на этом поприще смогут потеснить мужчин.
Помимо этого интересным является то, что последняя часть моей гипотезы опровергнута, т.к среди старшей возрастной группы преобладает, как это не удивительно, представители активистского типа, но это преобладание и количество представителей старшей возрастной страты не позволяют дать достаточно точный анализ этому факту. Такой факт, на мой взгляд, если он подтвердиться другими исследованиями, может говорить либо о постепенном остывании народа после 90-ых, а это может привести к дороге тоталитаризма. Либо о том, что в молодости люди больше заботятся о своем личном успехе, а не о благе страны, а к зрелости они начинают понимать, что люди не могут быть полноценно успешными без успешности государства, в котором они живут.
Что же касается сравнения студентов химического и юридического факультетов, то явные различия заметны между ними только в типах политической культуры. Различия этих групп заключаются, главным образом, в соотношении между патриархальным и активистским типами. Если у представителей юридического факультета было 7 человек с первым типом и 30 со вторым, то у химиков было 24 и 26 соответственно. Это говорит, прежде всего, о большей политической сознательности и развитости у вторых, что можно назвать подтверждением моей гипотезы, основанной на стереотипе химиков, как людей реализующих себя в учебе и трудовой деятельности, но не политической.
На основании моего исследования я могу сказать, что Россия сейчас находится в крайне неустойчивом состоянии, и она в любой момент может изменить свой курс величайшим рывком, так же как это было в промежутке нашей истории, начинающимся с конца девятнадцатого века и кончающимся 30-ыми годам 20века. Задачей нашего поколение является выбор того пути рывка, который приведет нашу страну к благополучию, а не к разбитому корыту, но проблема в том, что правильность или неправильность пути определяется через сотни лет после его начала.
Список использованной литературы.
1) Алмонд Г., Верба С. «Гражданская культура и стабильность демократии» [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81534 Дата обращения: 24.09.2010.
2) М. X. Фарукшин «Политическая система общества» [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://vipstudent.ru/index.php?q=lib&r=15&id=1172840049&p=0 Дата обращения: 30.09.2010.
3) Иванов В.Н. «Политическая социология» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/politsoc/13.aspx Дата обращения: 1.10.2010.
4) Стриженова М.В «Политическая культура в различных интерпретациях: анализ специального понятия» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/data/647/962/1231/11.pdf Дата обращения: 24.10.2010.
5) «Лекция на тему политическая культура» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/24581/24601 Дата обращения: 26.10.2010
Анкета
Предисловие: Здравствуйте многоуважаемые анкетируемые, прошу вас отвечать максимально правдиво и объективно на вопросы этой анкеты, т.к эти результаты не пойдут ни в ФСБ, ни в МГБ, а будут использованы для мелкого школьного проекта =)))))
Часть № 1
Ваш пол: 1) Мужской. 2) Женский.
Ваш возраст: 1) 18-22 2) 23-27 3) более 27
Уровень Вашего образования: 1) Незаконченное высшее 2) Высшее 3) Средне специальное
Виды деятельности, которой вы занимаетесь: 1) Учеба 2) Учеба и работа
Как часто вы ходите на выборы?
А) Никогда Б) Всегда В) Иногда
Состоите ли вы в политической партии?
А) Да Б) Нет
Как часто вы принимаете участие в политических собраниях?
А) Регулярно Б) Время от времени В) Не принимаю
Часть №2
Ответьте на вопросы, выбирая наиболее подходящую вам точку зрения.
1. Что вы будете делать в случае принятия государством закона, который будет нарушать ваши интересы.
А) Ничего, т.к не разбираюсь в политике.
Б) Начну открыто выражать свой протест, прибегая к самым различным средствам.
В) Буду поступать в зависимости от обстоятельств.
2. Считаете ли вы, что крупные чиновники должны оказывать вам личное внимание, в случае, если ваша проблема находится в их компетенции.
А) Нет, т.к я считаю, что их дела слишком важны, что бы они обращали внимание не меня.
Б) Конечно, т.к они обязаны это делать.
В) Да, если это не нарушит их график.
3. Обсуждаете ли вы события политической жизни страны с другими людьми?
А) Нет, т.к не интересуюсь политикой на уровне выше местного.
Б) Обсуждаю при первой возможности.
В) Делаю это только в случаях, когда нахожусь в кругу единомышленников.
4. Как Вы относитесь к митингам и забастовкам?
А) У меня нет к ним определенного отношения.
Б) Положительно, т.к это самый действенный метод бороться за свои права.
В) Отношусь отрицательно, т.к они не в силах что-либо изменить.
5. Насколько вы осведомлены о политических процессах, происходящих в нашей стране.
А) Не осведомлен.
Б) Я максимально осведомлен(а), т.к принимаю в них участие.
В) Осведомлен(а) из новостей.
6. Вы политически активны?
А) Нет.
Б) Да, когда это нужно моей стране.
В) Да, когда это может принести мне пользу.
Результаты исследований.
Параметр сравнения | Количество ответвов №1 | Количество ответов №2 | Количество ответом №3 |
Ответы на вопрос №1 второй части (общ) | |||
Ответы на вопрос №2 второй части (общ) | |||
Ответы на вопрос №3 второй части (общ) | |||
Ответы на вопрос №4 второй части (общ) | |||
Ответы на вопрос №5 второй части (общ) | |||
Ответы на вопрос №6 второй части (общ) | |||
Доминирующий номер ответов (общ) | |||
Ответы на вопрос №1 второй части (хим.фак) | |||
Ответы на вопрос №2 второй части (хим.фак) | |||
Ответы на вопрос №3 второй части (хим.фак) | |||
Ответы на вопрос №4 второй части (хим.фак) | |||
Ответы на вопрос №5 второй части (хим.фак) | |||
Ответы на вопрос №6 второй части (хим.фак) | |||
Доминирующий номер ответов (хим.фак) | |||
Ответы на вопрос №1 второй части (юр.фак) | |||
Ответы на вопрос №2 второй части (юр.фак) | |||
Ответы на вопрос №3 второй части (юр.фак) | |||
Ответы на вопрос №4 второй части (юр.фак) | |||
Ответы на вопрос №5 второй части (юр.фак) | |||
Ответы на вопрос №6 второй части (юр.фак) | |||
Доминирующий номер ответов (юр.фак) | |||
Ответы женщин (общ) | |||
Ответы мужчин (общ) | |||
Ответы женщин (хим.фак) | |||
Ответы мужчин (хим.фак) | |||
Ответы женщин (юр.фак) | |||
Ответы мужчин (юр.фак) | |||
Ответы людей в возрасте 18-22 лет (общ) | |||
Ответы людей в возрасте 18-22 лет (юр.фак) | |||
Ответы людей в возрасте 18-22 лет (хим.фак) | |||
Ответы людей в возрасте 23-27 лет (общ) | |||
Ответы людей в возрасте 23-27 лет (юр.фак) | |||
Ответы людей в возрасте 23-27 лет (хим.фак) | |||
Ответы людей старше 27 лет (общ) | |||
Ответы людей старше 27 лет (хим.фак) | |||
Ответы людей старше 27 лет (юр.фак) | |||
Ответы людей, которые получают первое специальное образование (общ) | |||
Ответы людей, которые получают первое специальное образование (юр.фак) | |||
Ответы людей, которые получают первое специальное образование (хим.фак) | |||
Ответы людей получающих второе специальное образование (общ) | |||
Ответы людей получающих второе специальное образование (юр.фак) | |||
Ответы людей получающих второе специальное образование (хим.фак) | |||
Ответы людей имеющих средне специальное образование (общ) | |||
Ответы людей имеющих первое средне специальное образование (юр.фак) | |||
Ответы людей имеющих первое средне специальное образование (хим.фак) | |||
Ответы людей, не работающих в свободное от учебы время (общ) | |||
Ответы людей не работающих в свободное от учебы время (юр.фак) | |||
Ответы людей не работающих в свободное от учебы время (хим.фак) | |||
Ответы людей, работающих параллельно с учебой (общ) | |||
Ответы людей, работающих параллельно с учебой (юр.фак) | |||
Ответы людей, работающих параллельно с учебой (хим.фак) | |||
Ответы людей, не посещающих выборы (общ) | |||
Ответы людей, не посещающих выборы (хим.фак) | |||
Ответы людей, не посещающих выборы (юр.фак) | |||
Ответы людей посещающих выборы изредка (общ) | |||
Ответы людей посещающих выборы изредка (хим.фак) | |||
Ответы людей посещающих выборы изредка (юр.фак) | |||
Ответы людей постоянно посещающих выборы (общ) | |||
Ответы людей постоянно посещающих выборы (хим.фак) | |||
Ответы людей постоянно посещающих выборы (юр.фак) | |||
Ответы людей состоящих в политической партии (общ) | |||
Ответы людей состоящих в политических партиях (хим.фак) | |||
Ответы людей состоящих в политических партиях (юр.фак) | |||
Ответы людей не состоящих в политических партиях (общ) | |||
Ответы людей не состоящих в политических партиях (хим.фак) | |||
Ответы людей не состоящих в политических партиях (юр.фак) | |||
Ответы людей регулярно принимающих участие в политических собраниях (общ) | |||
Ответы людей регулярно принимающих участие в политических собраниях (хим.фак) | |||
Ответы людей регулярно принимающих участие в политических собраниях (юр.фак) | |||
Ответы людей не регулярно принимающих участие в политических собраниях (общ) | |||
Ответы людей не регулярно принимающих участие в политических собраниях (хим.фак) | |||
Ответы людей не регулярно принимающих участие в политических собраниях (юр.фак) | |||
Ответы людей не принимающих участие в политических собраниях (общ) | |||
Ответы людей не принимающих участие в политических собраниях (хим.фак) | |||
Ответы людей не принимающих участие в политических собраниях (юр.фак) | |||
Общая сумма ответов во второй части |
Ответы на вопросы 5-7 1ой части.
Номер вопроса | |||
----- | |||
Диаграммы.
(результаты связанные с гипотизой)
Легенда №1 (для диаграмм 1-6)
1 - Патриархальный тип политической культуры
2 – Активистский тип политической культуры
3 – Подданнический тип политической культуры