Общественные функции государства
Сущность государства раскрывается и реализуется во взаимодействии с обществом, в том,что и как оно делает по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной жизнедеятельности людей. Эта "погруженность" государства в общество характеризуется через понятие "функции государства". Слово "функция" идет от латинского fùnctio, Означающего исполнение, обязанность, круг деятельности. Известно выражение И.В. Гете: "Функция — это существование, мыслимое нами в действии". Функция есть, конечно, отношение, посредством которого одна сторона, в данном случае государство, "выливает", переносит свою сущность (силу, потенциал) на другую — общество. Речь идет именно обобщественных функцияхгосударства, поскольку государство вне взаимодействия с обществом теряет всякий смысл, а его общественная сущность (природа) познается также через эти функции. Анализ общественных функций государства позволяет увидеть реальное бытие государства.
Можно выделить несколько общественных функций государства, которые присущи ему в современный период.
Прежде всего, это функцияобеспечения целостности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство. Ее можно называтьполитической функцией, ибо конечная цель политики в объективном смысле сводится к созданию условий для спокойного и гармоничного развития общества. Государство и возникло как попытка преодолеть раскол, разброд, борьбу в обществе, свести противоречия к разрешению в рамках закона.
Но до сих пор многие политические силы рассматривают государство в качестве разменной монеты при достижении своих эгоистических интересов. Поэтому как только они овладевают властью, то тут же направляют ее силу на отлучение об общественной роли и подавление своих оппонентов, и обычно не считаются с мнением оппозиции и меньшинства. Последние же, будучи ущемленными, устраивают конфронтации, мобилизовывают свои возможности и через некоторое время меняют ситуацию в свою пользу. Такие вот своеобразные "качели" постоянно вносят в общество напряжение и отвлекают его от созидания.
Между тем давно известно, и об этом немало писалось, в том числе и в начале нашего века, что "само современное государст-
z:\zavalny\Books\temp\Kons1.htm - т048
во основано на компромиссе, и конституция каждого отдельного государства есть компромисс, примиряющий различные стремления наиболее влиятельных социальных групп в данном государстве". Государство являетсядостоянием всего общества, и оно не может и не должно следовать только интересам одних людей, игнорируя интересы других. Забвение этого и превращение государства в орудие насилия (и торжества) одной части общества над другой неизбежно ослабляет государство, разрывает его связи с обществом и рано или поздно разрушает. Опыт показывает, что лучшим состоянием общества бывает такое, когда в нем царят мир, спокойствие, сотрудничество, конструктивное творчество. И если государство подобное состояние общества не поддерживает, а позволяет тем или иным политическим силам его будоражить, взрывать, ввергать в конфликты, не говоря уже об этнических или гражданских войнах, то, следовательно, оно не выполняет своей первейшей общественной функции, не оправдывает своего существования. В такой ситуации трудно вообще говорить о каком-либо государственном управлении.
Актуальной, можно назвать еесоциальной, функцией государства выступает, далее,обеспечение на всей его территорииправ и свобод каждого человека и гражданина. Ведь именно для этого люди создают государство и поддерживают его духовно и материально. Русский социолог изгнанник И.А. Ильин в 30-е годы XX века — время террора на его родине — полагал: "Призвание государства состоит в том, чтобы при всяких условияхобращаться с каждым гражданином как с духовно свободным и творческим центром сил, ибо труды и создания этих духовных центров составляют живую ткань народной и государственной жизни. Никто не должен быть исключен из государственной системызащиты, заботы и содействия; и в то же время все должны иметь возможность работать и творить по своейсвободной, творческой инициативе"2.
Разумеется, что свобода человека осуществляется в обществе, в общении и сотрудничестве людей. Ее регулируют семья, собственность, мораль, право, другие общественные институты (традиции, обычаи, религия), создающие в совокупности среду человеческой жизнедеятельности. Но несомненно, что люди разные и одну и ту же среду используют для достижения разных целей, в том числе и злонамеренных. Не видеть этого может лишь на-
Кистяковский БА. В защиту права (интеллигенция и правосознание) // Вехи. Интеллигенция в России. Сборники статей (1909—1910 гг.). М., 1991. С.118.
^Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 266.
z:\zavalny\Books\temp\Kons1.htm - т049
ивный идеалист. В таких условиях только властная сила общества (государство) способна служить гарантом того, что свобода будет сохранена, защищена, станет устойчивой и надежной. К концу века большинство индустриальных демократий подтвердили национальным законодательством признание провозглашенного международными декларациями комплекса прав и свобод человека.
Вместе с тем повседневная практика этих же самых стран свидетельствует, что между юридическим закреплением прав и свобод человека и реальным их осуществлением лежит дистанция огромного размера. До сих пор жизнь человека подвергается постоянным опасностям и часто обрывается преступной рукой. Организованная преступность превратилась в глобальное явление. Другие права и свободы человека нарушаются вообще легко и безнаказанно.
Потом, когда ставится вопрос о социальной функции государства, то ее содержание не исчерпывается провозглашением и защитой прав и свобод человека. Оно намного шире и сложнее: имеется в виду создание всего многообразия условий воспроизводства и развития человека, начиная с рождения новых поколений, их образования и воспитания и кончая сохранением памяти об умерших предках; формирование социокультурного пространства, благоприятного для самореализации каждого человека, а не только избранных; стимулирование творческого роста человека и использование его талантов и возможностей; проведение в жизнь принципов социальной справедливости и многое другое. Какой бы обширной ни была свобода человека в обществе, всегда должна сохраняться нить, связывающая его с государством, превращающая его в гражданина и тем самым придающая ему устойчивость и надежность в жизни.
Вторая половина XX века изменила отношения между государством и свободной рыночной экономикой. Становление мирового рынка, усиление конкуренции на базе "высоких" технологий, необходимость развития человеческого потенциала как основного компонента производительных сил, расширение технотронных опасностей и иные, совершенно новые обстоятельства жизни привели к тому, что государства стали играть особую роль в экономической сфере общества. Почти повсеместно наблюдается сближение глобальных интересов национального государства и национального бизнеса. Современное государство не ослабляет, а, наоборот, усиливает своюэкономическую функцию,состоящую в создании организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной и эффективной экономической деятельности общества.
z:\zavalny\Books\temp\00.htm
z:\zavalny\Books\temp\Kons1.htm - т050
Связь государства и экономики видима давно и людьми, стоящими на чуть ли не противоположных идеологических позициях. Русский ученый, сторонник монархии еще в начале века писал, что "действительная, прочная система экономики страны может воздвигаться лишь на идее развитияпроизводительных сил. Это система экономической самостоятельности страны, завершенности всех ее сил, добывающих и обрабатывающих, гармонически друг друга дополняющих и дающих в результате страну экономическисамоудовлетворяющуюся, по крайней мере, в пределах необходимости.
Эта система по внутреннему смыслу вполне совпадает с той идеей независимости, которая проникает собою цели и смысл государства вообще" . Но и в конце века, несмотря на огромное число доказательств из опыта практически любой индустриально развитой страны, находятся люди, занимающие, в частности, руководящие государственные посты, которые полагают, что рыночная экономика, особенно переходного периода, должна функционировать без вмешательства государства, без его сознательного влияния на ее структуру и механизмы. Смешиваются два подхода: детальное определение экономической деятельности чуть ли не каждого человека (чем пыталась заниматься централизованная плановая экономика) и формированиенормативного пространства, в котором бы экономические потребности, интересы, цели, правила, нормативы, стимулы, санкции, поступки и действия были тщательно продуманы, осуществлялись рациональным способом, приносили социальный эффект, гармонизировали отношения человек — общество — природа.
Кризис среды обитания человека, истощение невозобновляемых природных ресурсов, духовная деградация людей выдвигают на повестку дня новыепарадигмы общественного и частного экономического поведения, освоить которое помимо государства, без опоры на его всеобщий интерес и всеобщую волю невозможно. Нужно искать и использовать такие механизмы взаимодействия государства и экономики, которые бы снимали "тотальность" государства и анархию рынка и в итоге давали оптимизирующееся общественное развитие.
Государство выполняет, наконец, и такую, только ему присущую общественную функцию, какподдержание свободы, суверенитета и исторического существования народов своей страны в рамках мирового сообщества. Человек реализуется в своем народе (в своей нации), народы — во взаимодействии с другими народами. Порой почему-то забываются геополитические обстоя-
1 Тихомиров Л.А. Указ. соч. С. 640.
z:\zavalny\Books\temp\Kons1.htm - т051
тельства, определяющие судьбу народов, вековые национальные интересы. Благодаря космополитизму средств массовой информации размываются национальные ориентации, идеалы, ценности, идет вестернизация по одному шаблону, который при внимательном анализе оказывается весьма корыстным и привязанным к конкретным интересам.
В результате исследования 200-летней истории США и сравнения ее с историей других народов, А. Шлезингер-младший пришел к выводу, который имеет универсальное значение: "Raisons d'état (можно перевести как основания государства), а не динамика развития капитализма привели к стремлению Америки иметь влияние в мире..." И далее:"Политические и стратегические мотивы, национальное могущество и национальная безопасность (подчеркнуто мною. — Г.А.) обладают своими собственными жизнеспособностью и силой независимо от систем идеологии и собственности". Та или иная территория и соседи по месту ее расположения достались определенному народу вследствие сложных, нередко драматических исторических перепитий. Передел территории и улучшение геоположения чреваты сегодня большой кровью и огромными материальными утратами. Поэтому государство призвано осуществлять своювнешнююфункцию в стратегических параметрах, умело строить взаимосвязи по всему периметру своих границ, сохранять и укреплять сотрудничество с возможно большим числом государств, всемерно способствовать развитию международных структур, поддерживающих мир и спокойствие в глобальном и региональном масштабах. Отчетливо проявляется также зависимость между содержанием и результативностью реализации внешней функции государства и успехами в осуществлении его внутренних функций. Именно благоприятная международная обстановка создает условия для созидательного развития любого государства.