Понятие и система субъектов административного права.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО для студентов Института Истории, Государства и прав специальности «юриспруденции дневной и заочной формы обучения

2010-2011 учебного года

1. Понятие и правовое регулирование в административном праве.

2. Понятие, содержание и место государственного управления в общей теории управления. Социальное управление.

3. Исполнительная власть: признаки, функции и соотношение с государственным управлением

4. Предмет и метод административного права.

5. Административное право в системе юридических наук.

6. Понятие и особенности административно-правовых норм.

7. Виды административно-правовых норм.

8. Реализация административно-правовых норм.

9. Система источников в административном праве.

10. Понятие и основные черты административно-правовых отношений.

11. Виды административно-правовых отношений.

12. Юридические факты в административном праве.

Понятие и система субъектов административного права.

Административно-правовой статус граждан в сфере государственного управления.

15. Административно-правовые гарантии реализации прав граждан. Обращения граждан.

16. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

17. Понятие и правовой статус органа исполнительной власти.

18. Виды органов исполнительной власти в ПМР и РФ.

19. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти.

20.Правовой статус органов местного самоуправления в ПМР и РФ.

21.Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, система и виды.

22.Понятие и виды государственных служащих.

23.Правовое положение государственных служащих.

24.Административно – правовое регулирование прохождения государственной службы.

Государственная должность: понятие и основные черты. Реестры должностей государственной службы.

26.Понятие и виды организаций. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений.

Понятие, виды и административно-правовой статус общественных объединений.

28.Понятие и виды форм управленческих действий.

29.Понятие, признаки и функции правового акта управления.

30.Виды правовых актов управления. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

31.Действие правовых актов управления.

32.Система методов и способов административного воздействия. Убеждение как метод осуществления управленческих действий.

33.Поощрение в системе методов управленческих действий.

Понятие и сущность административно-правового договора.

35.Разрешительная система: понятие и особенности.

(2 часть)

Административный процесс: сущность и виды. Юридическая характеристика административной юстиции.

Административно-процедурная деятельность.

Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура.

Основные процессуальные правила рассмотрения административных дел в сфере государственного управления.

Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.

Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Участники производства по делам об административных правонарушениях.

Возбуждение административного дела.

Рассмотрение дела об административных правонарушениях.

Обжалование (опротестование) и пересмотр постановления об административном правонарушении.

Исполнение решений по делу об административных правонарушениях.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Административное задержание.

Регистрационное производство.

Лицензионное производство.

Исполнительное производство.

60.Понятие и содержание законности и дисциплины в системе исполнительной власти.

61.Понятие и система способов обеспечения законности. Понятие, содержание и виды контроля.

Понятие, цели, задачи и предмет прокурорского надзора.

63.Административный надзор: понятие, содержание, виды.

Контроль органов исполнительной власти.

Контрольные полномочия Президента РФ.

Контроль органов законодательной власти.

Судебный контроль.

Административно-правовые режимы: понятие, виды, признаки.

ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

70.Понятие, цели и правовые основы организации управления.

Обращения граждан

В Конституции закрепляется право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обра­щения в государственные органы и органы местного самоуправле­ния .

Основными видами обращений граждан в современных усло­виях являются предложения, заявления и жалобы. Суть различий между ними сводится к следующему.

Предложение — привлечение внимания на несовершенство ор­ганизации, деятельности или регулирования в той или иной обла­сти и указание на пути их устранения.

Заявление — обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением.

Жалоба — обращение в государственные или иные официаль­ные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан).

В реальной действительности в одном и том же обращении могут содержаться указанные позиции в их различном сочетании.

Законодательство позволяет различать: а) общее право жало­бы, которым обладают все граждане как таковые; б) специальное право жалобы, предоставленное лицам как участникам гражданс­кого и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров и т. п. Специальное право закреп­ляется законодательством, наделяющим граждан специальной правосубъектностью в дополнение к общей. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном пра­вонарушении, именуется в законодательстве не гражданином, а лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Ибо постановление может быть вынесено как в отношении гражда­нина, так и должностного лица, водителя автотранспортного сред­ства, механизатора и т. д.

Общее право жалобы, реализуемое в соответствии с законода­тельством может быть подразделено на два вида:

а) право на административное обжаловани,

б) право на судебное обжалование.

Обжалованию подлежат действия (решения), в том числе пред­ставление информации, ставшей основанием для совершения дей­ствий (принятия решений), в результате которых:

а) нарушены права и свободы граждан,

б) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод,

в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин вправе обжаловать также бездействие упомянутых органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государ­ственных служащих, повлекшее за собой такие последствия. Он может обжаловать вышеназванные действия (решения), а также послужившую для их совершения информацию либо то и другое одновременно.

Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой не­посредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненно­сти органу (должностному лицу). Орган (должностное лицо) обязан рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлет­ворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого на­рушены, и надлежаще уполномоченным его представителем либо в суд по месту жительства, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в установлен­ные сроки: в течение трех месяцев со дня, когда ему стало извес­тно о нарушении его прав; одного месяца со дня отказа в удовлет­ворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если граж­данином не был получен на нее письменный ответ.

Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского су­допроизводства.

Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, от­меняет применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Устано­вив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос об ответствен­ности соответствующих субъектов за действия (решения), привед­шие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государ­ственных служащих суд определяет меру ответственности, предус­мотренной законами об ответственности данного государственного служащего, вплоть до представления об увольнении.

Ответственность может быть возложена как на тех, чьи дей­ствия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представ­лена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений), указанных в законе, то есть повлекших нарушение прав и свобод, и т. д. Признав обжалуемое действие (решение) законным, суд отказывает в удовлетворении жалобы.

По смыслу закона жалоба может быть подана на индивидуаль­ное и нормативное решение1. При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно граж­данина, подавшего жалобу, но не вправе отменить обжалуемое ре­шение вообще. Такое право суда не вытекает из вышеназванного за­кона. Однако в установленных законодательством случаях норма­тивные правовые акты, нарушающие права и свободы граждан, могут быть признаны судом недействительными.

Уполномоченный, получив жалобу, вправе принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот впра­ве использовать для защиты своих прав и свобод; передать жало­бу органу или должностному лицу, имеющему право разрешить жалобу по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

При выявлении нарушений прав и свобод гражданина Упол­номоченный принимает меры к их восстановлению.

Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализа­ции закрепляются, главным образом, законодательством об обраще­ниях, в том числе о жалобах граждан, а также некоторыми други­ми законодательными актами. Подчеркнем повторно, что в этих слу­чаях имеются в виду граждане как таковые, то есть не учитыва­ются какие-либо особенности в их правовом статусе.

Специальное право жалобы приурочено к особенностям пра­вового статуса граждан как лиц, выполняющих те или иные соци­альные функции, являющихся участниками трудовых, юрисдикционных отношений.

Относительно соответствующих категорий лиц законодатель­ством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он установлен гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством о труде, об административных правонарушениях, нормативными актами, устанавливающими особенности дисциплинарной ответственности определенных категорий лиц, и т. д.

Специальное право не поглощает собой общего права обжало­вания. Внесудебное обжалование не лишает гражданина конститу­ционного права на судебную защиту его прав и свобод.

16 . Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданств по законодательству РФ

Власть Российской Федерации распространяется на всех лиц, находящихся на ее территории. В Российской Федерации правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определя­ется законодательством РФ, а также международными договорами РФ. Основными актами, устанавливающими правовое положение иностранных граждан в РФ, являются Конституция РФ, федеральные законы от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и от 18 июля 1996 г. "О порядке вы­езда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", постановления Правительства РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства для въезда и выезда из РФ должны иметь, кроме документов, удостоверяющих личность, российскую визу, выдаваемую дипломатическими пред­ставительствами и консульскими учреждениями. Основаниями для оформления въезда иностранных граждан и лиц без гражданства являются: письменное обращение (лично или через представите­ля) в дипломатическое или консульское учреждение РФ; по при­глашению российского физического или юридического лица, поря­док оформления которого устанавливается Правительством РФ; надлежащим образом оформленный договор о туристской поездке.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибыва­ющим в РФ на срок свыше трех месяцев, виза на въезд выдается при условии представления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции. Иное может быть установлено международными договорами РФ.

Основания для отказа в разрешении въезда и выезда установ­лены Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Фе­дерации и въезда в Российскую Федерацию". Этим же законом ус­тановлен также порядок транзитного проезда иностранных граж­дан и лиц без гражданства через территорию РФ.

Иностранные граждане, независимо от того, проживают ли они в РФ постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам.

Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ и временно пребывающих на территории РФ, связывая с этим определенные правовые последствия. Иностранные граждане могут постоянно проживать на территории РФ, если они на то имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на террито­рии РФ на ином законном основании, считаются временно пребы­вающими. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав в некоторых областях, чем временно пребывающие (например, в вопросах трудовой деятельности, социально­го обеспечения).

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами или международ­ным договором РФ.

Как и граждане РФ, иностранные граждане и лица без граж­данства пользуются правами: на обжалование незаконных действий (решений) органов государственной власти и местного самоуправ­ления, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; на ох­рану здоровья и медицинскую помощь; на образование; на свободу совести и т. д.

Но в отличие от граждан РФ для иностранных граждан уста­новлены ограничения в области труда, связанные с их принадлеж­ностью другому государству. Например, они не пользуются избира­тельным правом и, следовательно, не избираются в органы государ­ственной власти; они не участвуют во всенародном голосовании (ре­ферендуме); не могут назначаться на отдельные должности или заниматься трудовой деятельностью, если назначение на эти дол­жности или занятие такой деятельностью связано с принадлежно­стью к гражданам РФ.

Пользуясь правами и свободами, иностранные граждане не вы­полняют определенных обязанностей, возлагаемых на граждан РФ. Так, они не несут обязанностей воинской службы. Однако они не­сут установленные обязанности перед РФ. Иностранные граждане, прибывшие в РФ на постоянное проживание, обязаны получить в органах внутренних дел вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, обязаны соблюдать законы, уважать Конститу­цию РФ, традиции и обычаи народов России.

Правительство РФ

Правительство РФ является высшим исполнительным органом РФ. Оно — орган государственной власти, осуществляет исполни­тельную власть в РФ, возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ.

Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" Пра­вительство РФ организует исполнение Конституции РФ, законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществ­ляет систематический контроль за их исполнением органами испол­нительной власти, принимает меры по устранению нарушений за­конодательства РФ.

Правительство РФ является коллегиальным органом. В его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Решающая роль в формировании Прави­тельства РФ принадлежит Президенту, который назначает Пред­седателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), а также его заместителей и федеральных министров.

Все члены Правительства участвуют в его заседаниях с пра­вом решающего голоса.

Председатель Правительства РФ обладает особым статусом. Он возглавляет Правительство; определяет в соответствии с Консти­туцией РФ, федеральными конституционными законами, феде­ральными законами, указами Президента РФ основные направле­ния деятельности Правительства и организует его работу; пред­ставляет Правительство в РФ и за пределами ее территории; ве­дет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных мини­стров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.

Заместители Председателя и федеральные министры прини­мают участие в выработке и реализации политики Правительства, в подготовке постановлений и распоряжений Правительства и обес­печивают их исполнение.

Заместители Председателя Правительства в порядке распре­деления обязанностей между ними координируют работу мини­стерств, государственных комитетов и других подведомственных Правительству органов. Они контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и про­екты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство.

Министры как члены Правительства участвуют в рассмотре­нии и обсуждении всех вопросов на его заседаниях.

Для решения оперативных вопрос Правительство РФ может образовывать Президиум. Его решения не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое имеет право отменить любое решение своего Президиума.

Законом определен круг вопросов, решения по которым могут приниматься только на заседаниях Правительства РФ, например, о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета о его исполнении, о внесении Правительством РФ законопро­ектов в Государственную Думу и др. (ст. 28 Федерального консти­туционного закона "О Правительстве Российской Федерации").

Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него а) Конституцией РФ; б) федеральными законами; в) нормативны­ми указами Президента РФ.

В Конституции РФ его функции и полномочия определены предельно кратко. Но их перечень здесь открыт. Он завершается формулировкой, что Правительство РФ "осуществляет иные пол­номочия, возложенные на него Конституцией Российской Федера­ции, федеральными законами, указами Президента Российской Фе­дерации". Это, прежде всего, означает, что оно — орган исполни­тельной власти и на него возлагается проведение в жизнь законов. Что касается "иных" конституционных полномочий, то их конкрет­ные виды немногочисленны. Например, оно дает заключения по оп­ределенным законопроектам (п. 3 ст. 104) и др.

Конституционные полномочия Правительства РФ отражены в Федеральном конституционном законе о Правительстве, в котором они конкретизированы, а также закреплены многие другие его пол­номочия. В целом полномочия Правительства РФ, предусмотренные в указанном законе, с допуском условности можно подразделить на следующие группы:

а) полномочия по вопросам руководства федеральными орга­нами исполнительной власти. Так, Правительство руководит рабо­той данных органов и контролирует их деятельность, а также ко­ординирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент РФ; для осуществления своих полномочий может создавать свои территори­альные органы; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов иных федеральных органов исполнитель­ной власти.

Правительство утверждает положения о подчиненных ему ор­ганах исполнительной власти. Ему предоставлено право учреждать организации, образовывать координационные, совещательные орга­ны, а также органы при Правительстве РФ и др.;

б) общие полномочия. В их пределах оно организует реализа­цию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осу­ществляет регулирование в социальной сфере; обеспечивает един­ство системы исполнительной власти в РФ и контролирует деятель­ность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию и др.;

в) полномочия в различных сферах: экономической, социаль­но-культурной, административно-политической, внешних отноше­ний. Они конкретизированы применительно к особенностям соответ­ствующих сфер.

В числе ключевых полномочий, которые призвано осуществ­лять Правительство РФ, можно назвать следующие. На него воз­ложены: разработка и обеспечение исполнения федерального бюд­жета; проведение в стране единой финансовой, кредитной и денеж­ной политики1, а также единой государственной политики в облас­ти культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения. Оно организует разработку и исполнение прогнозов экономического и социального развития России; утверждает и обес­печивает выполнение важнейших федеральных программ. На него возложено обеспечение проведения единой государственной поли­тики в области экологии. Оно координирует работу органов испол­нительной власти по совместному проведению природоохранительных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения; принимает меры по лик­видации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихий­ных бедствий.

На Правительство РФ возложено управление федеральной' собственностью. Им принимаются в установленном порядке реше­ния о создании и ликвидации федеральных унитарных государ­ственных предприятий. Оно делегирует свои полномочия федераль­ным органам государственной власти по управлению и распоряже­нию объектами федеральной собственности. Некоторые из них, о чем уже говорилось, делегированы Государственному комитету Рос­сийской Федерации по управлению государственным имуществом (ныне Министерство имущественных отношений Российской Феде­рации) — по вопросам создания и реорганизации федеральных предприятий, назначения представителей государства в акционер­ных обществах и т. д. Федеральным органам исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятель­ности в соответствующих отраслях (сферах) управления, оно де­легировало совершение таких юридических действий, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией федеральных предпри­ятий, как утверждение уставов в соответствии с типовым уставом, утверждаемым Министерством имущественных отношений РФ; на­значение на должность и освобождение от должности руководите­лей федеральных предприятий; заключение, изменение и растор­жение контрактов с этими руководителями.

На него возложено обеспечение реализации принципов прива­тизации государственных и муниципальных предприятий; руковод­ство приватизацией федеральной собственности.

Правительство РФ осуществляет разнообразные полномочия в области административно-политической деятельности. Оно призвано осуществлять меры: по защите интересов государства, по обеспе­чению обороны страны и государственной безопасности; по обеспе­чению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ осуществляет меры по реализации внеш­ней политики РФ. Правительство объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомствен­ных органов, не вторгаясь, однако, в сферу компетенции Президента РФ, когда речь идет об органах, подчиненных прежде всего ему, а также Правительству.

Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязатель­ные к исполнению в РФ. Правительство же обеспечивает и испол­нение издаваемых им актов.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избран­ным Президентом. Но предусматривается возможность и его досроч­ной отставки.

Случаи и порядок его отставки установлены Конституцией РФ (ст. 117). Правительство само может подать в отставку; решение о его отставке может принять Президент РФ; недоверие ему может быть выражено Государственной Думой, которая выносит по это­му вопросу постановление, принимаемое большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; вопрос о доверии Правительству может быть поставлен перед Государственной Ду­мой его Председателем. При отказе в доверии Президент может принять решение об отставке Правительства РФ.

Основания для отставки Правительства в Конституции РФ не обозначены.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента продолжает действовать до сформи­рования нового Правительства РФ.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

В правовом положении данных органов имеются общие и спе­цифические черты. Общим является то, что:

а) они представляют собой в организационно-правовом отноше­нии самостоятельные, обособленные звенья; пользуются самостоя­тельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами других ветвей власти, а также с Правительством РФ, между собой и с однопрофильными нижестоящими органами;

б) выполняют специализированные задачи и функции феде­рального значения в пределах компетенции, установленной норма­тивными правовыми актами;

в) в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, правовыми актами Президента и Прави­тельства РФ. Права каждого из них индивидуализируются положе­нием о данном органе, в концентрированном виде выражающем его задачи, функции, компетенцию, основы организации;

г) руководители федеральных органов (министерств и др.) об­ладают рядом однородных полномочий в решении определенных вопросов. Они утверждают структуру и штатное расписание цент­рального аппарата данного органа; в пределах предоставленной компетенции назначают и освобождают работников; утверждают положения о структурных подразделениях органа и решают дру­гие вопросы.

Руководители этих органов несут персональную ответствен­ность за выполнение возложенных на возглавляемые ими органы задач и осуществление ими своих функций;

д) имеется совпадение основных правовых форм их деятель­ности. Ими являются приказы, распоряжения, инструкции. В поло­жениях о конкретных органах исполнительной власти называются также указания, положения, наставления, правила, уставы. Но та­кой подход не связан с тем или иным их видом.

Общее состоит также в том, что перечень видов указанных органов устанавливается Президентом РФ. В соответствии с дан­ным перечнем создаются конкретные федеральные органы испол­нительной власти.

Наряду с общими правовой статус федеральных органов испол­нительной власти включает специфические черты, установленные применительно к их определенным организационно-правовым фор­мам. Различия имеются в:

а) характере их деятельности.

Министерство Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, призванный осуществлять различные по своему характеру виды деятельности; проводить государственную политику в установленной сфере; осуществлять управление в соответствующей области; координировать здесь деятельность иных федеральных органов исполнительной власти, но только в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ.

Юридические особенности функций и полномочий федераль­ных министерств определяются, во-первых, прежде всего тем, явля­ется ли министерство органом отраслевого или межотраслевого уп­равления; во-вторых, спецификой порученных ему сфер и отраслей. Министерства межотраслевой компетенции осуществляют преиму­щественно функции координации и регулирования, а также реша­ют конкретные вопросы в порядке реализации данной функции.

Министерства отраслевой компетенции осуществляют разно-плановые функции, "привязанные" к функционированию и разви­тию соответствующей отрасли. Они участвуют в формировании го­сударственной политики, а также обеспечивают ее проведение в отрасли; разрабатывают и реализуют федеральные целевые и от­раслевые программы по развитию отрасли; выступают государ­ственными заказчиками продукции, используемой в отрасли и т. д.

Вместе с тем каждое отраслевое министерство выполняет раз­нообразные задачи и функции соответствующего отраслевого про­филя (см. Часть вторую учебника).

Государственный комитет Российской Федерации, федераль­ная комиссия — федеральные органы исполнительной власти, при­званные осуществлять на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению; функциональ­ное регулирование в определенной сфере деятельности.

Федеральная служба России, российское агентство, федераль­ный надзор России являются федеральными органами исполнитель­ной власти, осуществляющими специальные (исполнительные, кон­трольные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах.

Следует отметить, что в нормативных правовых актах не обо­значены основания создания различных форм федеральных орга­нов исполнительной власти, выполняющих однородную по своему характеру деятельность;

б) их подчинении. С этой точки зрения они подразделяются на две группы.

Характерным для правового положения большинства феде­ральных органов исполнительной власти является то, что они на­ходятся в ведении Правительства РФ. К другой группе относятся органы, руководство которыми осуществляет Президент РФ по воп­росам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными кон­ституционными законами, федеральными законами.

К федеральным органам исполнительной власти, подведом­ственным Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Кон­ституцией РФ либо иными законодательными актами РФ, относятся, например, министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, федеральная служба безопасности РФ, Федеральная пограничная служба РФ, Федеральная служба внешней разведки РФ и др.

Таким образом, Президенту РФ напрямую подчинены в основ­ном органы, представляющие атрибуты государства как политичес­кой организации, обладающей аппаратом принуждения.

Однако характер конституционных полномочий Президента таков, что в силу необходимости их осуществления в сфере его вли­яния оказываются и другие федеральные органы исполнительной власти. Например, Президент РФ назначает и освобождает от дол­жности федеральных министров независимо от того, какие мини­стерства они возглавляют.

Очевидно, что прямое подчинение федеральных органов испол­нительной власти Президенту РФ ограничивает полномочия Пра­вительства РФ по руководству соответствующими органами, ослаб­ляет его влияние на них и контроль за их деятельностью;

в) определении их правового статуса. Положения о федераль­ных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждаются Президентом, а о других федеральных органах исполнительной власти — Правительством РФ;

г) назначении и освобождении руководителей. Оно также осу­ществляется с учетом вышеназванных групп органов. Президентом РФ назначаются руководители подведомственных ему органов фе­деральной исполнительной власти, а руководители других — Пра­вительством РФ;

д) правовом положении руководителей федеральных органов исполнительной власти. Кроме особенностей в подчинении, назна­чении на должность и освобождении от должности специфика их статуса выражается в том, что министерства возглавляют входящие в состав Правительства РФ федеральные министры. Осуществляя руководство возглавляемыми министерствами, министры одновре­менно участвуют в принятии правительственных актов с правом решающего голоса. Государственный комитет, федеральная комис­сия возглавляется, соответственно, председателем Государствен­ного комитета РФ, председателем федеральной комиссии России; федеральную службу возглавляет руководитель (директор) феде­ральной службы России, российское агентство — генеральный ди­ректор российского агентства; федеральный надзор — начальник федерального надзора России. Их руководители не входят в состав Правительства по должности и не имеют права решающего голо­са при решении им тех Или иных вопросов.

Кроме того, руководители некоторых федеральных органов исполнительной власти являются одновременно первыми замести­телями или заместителями Председателя Правительства РФ. Со­ответствующие органы подчиняются, во-первых, Правительству РФ как таковому, во-вторых, возглавляющим их первым заместителям либо заместителям в текущей деятельности;

е) способах организации и решении подведомственных вопро­сов. Министерства являются единоначальными органами. Министры руководят возглавляемыми министерствами на основе единонача­лия, несут персональную ответственность за выполнение возложен­ных на соответствующие министерства задач и функций.

В федеральном министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должнос­ти, а также других руководящих работников системы министерства. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельно­сти министерства и принимает соответствующие решения большин­ством ее членов в форме постановлений. Решения коллегии прово­дятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разно­гласий между коллегией и министром министр проводит в жизнь свое решение. Вместе с тем докладывает о разногласиях, в зависи­мости от формы подчинения министерства, Президенту и Прави­тельству РФ либо лишь Правительству, если он находится только в его прямом подчинении. Члены коллегии вправе сообщить Прези­денту и Правительству свое особое мнение по принятому решению.

Государственные комитеты, федеральные комиссии по опре­делению должны быть и некоторые из них действительно являют­ся коллегиальными органами в юридическом смысле слова. Ими, как коллегиальными органами, образуются коллегии в составе пре

Наши рекомендации