Калмыкия в составе Астраханской и Ставропольской губерний
Учреждение Кавказского наместничества и включение его в состав Астраханской губернии на правах области привело к изменениям в управлении кочующими здесь калмыками. Во-первых, в 1786 г. Зарго и Экспедиция калмыцких дел были упразднены в Астрахани, а вместо них открыта Калмыцкая канцелярия в Енотаевске, которая стала именоваться в 1786—1790 гг. войсковой. В 1790 г. канцелярия была переведена в г. Астрахань и преобразована в 1797 г. в Калмыцкое правление, которое просуществовало до 18 июня 1801 г.
Основной причиной реорганизации, вернее, ликвидации Калмыцкого правления явилось восстановление зарго в качестве высшей судебной инстанции для калмыков и назначение наместником калмыцкого народа тайши Чучея Тундутова 14 октября 1800 г.86 Наблюдение за восстанавливавшимся в Калмыкии наместничеством было поручено специально назначенному 29 августа 1800 г. коллежскому советнику Макарову. Он осуществлял также функцию наблюдения над кабардинцами, туркменами, ногайцами и другими народами в "пределах Астраханской губернии и в близости к ней кочующих". 26 октября 1801 г. надзор за наместничеством был поручен главному приставу, должность которого была специально утверждена и замещена коллежским советником Н.И. Страховым. Коллежский советник Макаров стал главным приставом всех прочих вверенных ему народов87.
Однако смерть 3 мая 1803 г. калмыцкого наместника Чучея Тундутова послужила поводом для дальнейших изменений в системе управления калмыцким народом. Ханская власть была окончательно упразднена, и все калмыки подчинены общему управлению главного пристава, который, оставаясь в ведении Коллегии иностранных дел, подчинялся астраханскому военному губернатору и Главноуправля-ющему в Грузии и на Кавказской линии88. Введение приставства справедливо рассматривается как один из важных моментов в распространении на Калмыкию общероссийского государственного устройства. 10 марта 1825 г. принимаются "Высочайше утвержденные Правила для управления Калмыцкого народа". Главное управление калмыцким народом, ведавшее управлением калмыками Астраханской губернии и Кавказской области, было подчинено Министерству внутренних дел. В Астрахани утверждалась Комиссия калмыцких дел под председательством гражданского губернатора, а совет (Зарго), в состав которого входило по одному члену от каждогоиз шести улусов, продолжал выполнять свои прежние функции. При каждом калмыцком улусе состоял частный либо улусный пристав. В царском указе от 1 марта 1827 г. отмечалось, что многие бедные калмыки обитают в лючагах — неприступных местах при впадении Волги в Каспийское море; эти земли простирались от Седлистого Карантина почти до Кизляра. В соответствии с указом 1827 г. калмыкам этих мест был назначен особый частный пристав89.
Институт приставства в Калмыкии был преобразован в систему попечительства в соответствии с новым "Высочайше утвержденным Положением об управлении Калмыцким народом" от 24 ноября 1835 г.90 Для калмыцкого народа, кочующего в Астраханской губернии и Кавказской области, было учреждено особое, отдельное от губернского управление; оно было передано в ведение Министерства внутренних дел. По указу 1835 г. местное управление обеспечивали следующие органы в г. Астрахани: 1) Астраханский Военный Губернатор; 2) Главный Попечитель калмыцкого народа; 3) Совет управления калмыцким народом под председательством Главного Попечителя; 4) Суд Зарго; 5) Ламайтское Духовное Правление.
С учреждением 26 декабря 1837 г. Министерства государственных имуществ ему передается в ведение главное управление Калмыкией. Дальнейшие изменения были произведены в связи с принятием "Высочайше утвержденного Положения об управлении Калмыцким народом" от 23 апреля 1847 г.91 Совет управления калмыцким народом, существовавший с 1836 до 1848 г., был заменен Особым отделением при Астраханской палате государственных имуществ, получившим название Отделения ордынских народов (1848—1866 гг.). Главный Попечитель калмыцкого народа стал именоваться Управляющим Астраханской палатой государственных имуществ. В 1848 г., с распространением на Калмыкию общегубернского управления, был ликвидирован калмыцкий суд (Зарго), а его функции переданы Астраханской палате уголовного и гражданского суда, а с 1902 г. — окружному суду. В Калмыкии была введена российская общегосударственная система судопроизводства. Ламайтское Духовное Правление как высшая инстанция по религиозным делам для калмыков (1836—1848 гг.) передало свои полномочияЛаме калмыцкого народа и его канцелярии.
В 60-х гг. XIX в. проводится преобразование в губерниях палат государственных имуществ при Управлении государственными имуществами. Согласно постановлению от 24 февраля 1867 г., Астраханскому управлению государственными имуществами вменялось в обязанность управление калмыцким народом на тех же основаниях, что и попечительство над государственными крестьянами. Однако при этом необходимо было учитывать местные особенности. В соответствии с этим Отделение ордынских народов было преобразовано в Управление калмыцким народом Астраханского управления государственных имуществ. Центральное и местное управление Калмыкией не подвергалось реорганизации вплоть до 1892 г., когда в связи с отменой обязательных отношений между отдельными сословиями калмыцкого народа улусовладельцы и правители были отстранены от участия в местном управлении.
В 1903 г. центральное управление Калмыкии из ведения Министерства земледелия и государственных имуществ было передано в Министерство внутренних дел. Управление калмыцким народом в Астрахани перешло к Астраханскому губернскому правлению. Функции главного попечителя оказались в руках астраханского губернатора.Таким образом завершилась полная интеграция калмыцкого народа в систему общеимперского управления России.
В 1917 г. при Временном правительстве на территории Калмыкии функционировали Центральный исполнительный комитет по управлению калмыцким народом и подчиненныеему на местах временные улусные исполкомы.
Примечания к главе I
1= Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). М., 1965. Т. XIII. С. 164, 165, 199 215.
2= ПСРЛ. Т. XX. С. 533.
3= Там же. Т. XIII. С. 222, 516—517.
4 См.: Дмитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма (XVI — начало XIX вв.). Чебоксары, 1986. С. 76—123.
5 См.: Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в., изданный под редакцией профессора Д.А. Корсокова. Казань, 1908. С. 38—56.
6См.: Градовский А.Д. Собр. соч. Т. 2. СПб., 1899; Юшков С.В. История государства и права СССР. Ч. 1. М., 1947. С. 188, 304.
7 См.: Эммаусский А.В. Исторический очерк Вятского края XVII—XVIII вв. Киров, 1956. С. 173; Спицын А. Местное и областное управление на Вятке до XVIII в. Вятка. 1888.
8= См.: Градовский А.Д. Собрание сочинений. М., 1899. Т. 2. С. 360. (Здесь дана ссылка на С.М. Соловьева "История России с древнейших времен". Т. IV. С. 234.)
9 См.: Дмитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма (XVI — начало XIX в.). Чебоксары, 1986; Ермолаев И.П. Среднее Поволжье во второй половине XVI—XVII в. Казань, 1982; Ермолаев И.П. Казанский край во второй половине XVI—XVII вв. (хронологический перечень документов). Казань, 1980; Россия на путях централизации. Сборник статей. М., 1982; Алишев С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья. XVI — начало XIX в. М., 1990; Страницы истории Марийского края. Йошкар-Ола, 1970.
10 Сборник Русского исторического общества. СПб., 1887. Т. 59. С. 379, 374.
11Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30—50-х гг. XVI в. М.; Л., 1958. С. 205, 207.
12= См.: Лихачев Н.П. Разрядные дьяки XVI века. СПб., 1888. С. 76.
13= См.: Шмидт С.О. Царский архив середины XVI в. и архивы правительственных учреждений // Труды Московского государственного историко-архивного института. 1957. Т. 8. С. 265—266.
14= Градовский А.Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 324—325.
15= Тихомиров М.Н. Россия в XV столетии. М., 1962. С. 486, 510.
16= Флетчер Д. О государстве Русском. Изд. 3-е. СПб., 1906. С. 36.
17 См.: Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. Изд. 3-е. М., 1937. С. 73; Градовский А.Д. Собрание сочинений. СПб., 1899. Т. 2. С. 478; Ермолаев И.П. Указ. соч. С. 57.
18 См.: Кузеев Р.Г., Мухамедьяров Ш.Ф О национальной политике России в Волго-Уральском регионе во второй половине XVI — начале XIX в. // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Уфа, 1993. С. 18—24.
19= Советская историческая энциклопедия. М., 1963. Т. II. Стлб. 560.
20= Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. Изд. 4-е. СПб., 1906. С. 92.
21 Мрочек-Дроздовский П.Н. Областное управление России XVIII века. М., 1876. С. 80.
22 Дмитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма. С. 65—75.
23= См.: Ермолаев И.П. Среднее Поволжье во второй половине XVI—XVII в. С. 137; История и культура Чувашской АССР. Сборник статей. Вып. 3. Чебоксары, 1974. С. 296.
24 Милюков П. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. Изд. 2-е. СПб., 1905. С. 221.
25 Там же. С. 243—246.
26= Там же. С. 255.
27 Письма и бумаги Петра Великого. Т. I. С. 26, 28.
28 Милюков П. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. С. 258.
29 Полное собрание законов Российской империи. 1-е собрание (далее ПСЗ-1). СПб., 1830. Т. 4. № 1937. С. 223.
3О ПСЗ-1. Т. 4. № 1954. С. 230—231.
31 Там же. № 2097. С. 344.
32 Там же. С. 343—344.
33 См. Голиков И.И. Деяния Петра Великого. Изд. 2-е. М., 1877. Т. 2. С. 143.
34 ПСЗ-1. Т. 4. №2176.
35= Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968. С. 96.
36 ПСЗ-1. №2218. С. 437.
37 См.: ПСЗ-1. Т. 4. № 2218. С. 436—438.
38 См.: Милюков П. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого; Готъе Ю. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. I // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. М., 1913. Кн. I-II.
39= Милюков П. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. С. 330.
40= ПСЗ-I. Т.5. № 3380. С. 701-710.
41= Милюков П. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. С.228. См. также: ПСЗ-1. Т. 4. № 2305.
42 ПСЗ-1. Т. 5. № 330. от 29 мая 1719 г. С. 701—710.
43Готъе Ю. История областного управления в России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. С. 106—107.
44 См.: Центральный Государственный архив древних актов СССР. Путеводитель. М, 1991. Т. I. С. 358.
45= Готье Ю. История областного управления в России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. С. 112.
46 ПСЗ-1. Т. 10. №7347.
47= Там же. № 8783.
48 ПСЗ-1. Т. 12. №8901.
49 ПСЗ-1. Т. 19. № 14029.
50 ПСЗ-1. Т. 19. № 14085.
51= См.: Устюгов Н.В. Башкирское восстание 1662—1664 гг. // Исторические записки. М., 1947. Т. 24. С. 36.
52= Демидова Н.Ф. Управление Башкирией и повинности населения Уфимской провинции в первой трети XVIII в. // Исторические записки. 1967. Т. 68. С. 211; Кузеев Р.Г. Этнические процессы и ступени консолидации тюркских и финно-угорских народов Волго-Уральского региона (эпохи феодализма и капитализма). Уфа, 1987.
53 Демидова Н.Ф. Управление Башкирией и повинности населения Уфимской провинции в первой трети XVIII в. С. 211.
54 Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Уфа, 1957. Т. I. С. 124.
55= Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Кн. 1. Уфа, 1956. С. 150.
56= Материалы по истории Башкирской АССР. М.;Л., 1936. Ч. I. С. 362.
57= Шакурова Ф.А. Башкирская волость в середине XVII — первой половине XIX века. Уфа, 1992. С. 54.
58= Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1832. С. 232.
59 Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в XVII—XVIII вв. М., 1988. С.43.
60 См.: Кузеев Р.Г., Мухамедьяров Ш.Ф. О национальной политике России в Волго-Уральском регионе во второй половине XVI — начале XIX в. // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Уфа, 1993. С. 21—22. См. также: Акманов И. Г. Башкирские восстания. Уфа, 1993.
61 Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в XVII—XVIII вв. М.. 1988. С.23; Игнатьев Р.Г. Хроника достопамятных событий Уфимской губернии (1553—1870) // Памятная книжка Уфимской губернии. Уфа, 1873. Ч. 2. С. 5.
62= См.: Тарасов Ю.М. Русская крестьянская колонизация Южного Урала. Вторая половина XVIII — первая половина XIX в. М., 1984. С. 84 со ссылкой на ПСЗ-1. Т. 4. №2218.
63= См.: Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. С.233.
64 Очерки по истории Башкирской АССР. Т. 1. Кн. 1. С. 144.
65= Там же. С. 175.
66= Рычков П.И. История Оренбургская. Оренбург, 1896. С. 30.
67= ПСЗ-I. Т. 10. №7347.
68= ПСЗ-I. Т. 12. № 8901.
69 Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978. С. 227.
70= Фиельструп Ф.А. Этнический состав Приуралья. Л., 1926. С. 10—11.
71 См.: Янгузин Р.З. Хозяйство башкир дореволюционной России. Уфа, 1989; Асфандияров А.З. Введение кантонной системы управления в Башкирии // Из истории Башкирии. Уфа, 1968. С. 158—164; Ведомости башкирских и мишарских кантонных начальников // Южноуральский археографический сборник. Вып. 2. Уфа, 1976. С. 338—339; Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. М., 1992.
72= Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. М., 1967. С. 116; Кичиков М.Л. Исторические корни дружбы русского и калмыцкого народов. Элиста, 1966. С. 131—132.
73 Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. С. 68.
74 См.: Материалы к серии "Народы и культуры". Вып. XI. М., 1992. С. 34.
75 См.: Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934; Андриянов Б.Б., Марков Г.Е. Хозяйственно-культурные типы и способы производства // Вопросы истории. 1990. № 8. С. 3—15.
76= Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб., 1852; Костенков К.И. Статистические сведения о калмыках, кочующих в Астраханской губернии, в Трудах Астраханского статистического комитета. Вып. I. Астрахань, 1910.
77 См.: Авляев Г.О. Опыт классификации калмыцких этнонимов (в порядке постановки проблемы) // Этнографические вести. № 3. Элиста, 1973. С. 135—144.
78 См.: Эрдниев У.Э. О так называемых калмыцких "родах" // Ученые записки Калмыцкого НИИЯли. Вып. 5. Элиста, 1967.
79= Очерки истории Калмыцкой АССР. С. 241—248.
80 Чимитдоржиев Ш.Д. О перекочевках ойратов (калмыков) в XVII—XVIII вв. "Торгутский побег" 1771 г. // Исследования по истории и культуре Монголии. Новосибирск, 1989. С. 56.
81= Бюлер Ф.А. Кочующие в Астраханской губернии инородцы. Их история и настоящий быт // Отечественные записки. Т. 47. 1846. № 7. С. 26.
82 ПСЗ-1. №302290.
83= Полное собрание законов Российской империи. 2-е собрание. СПб., 1857 (далее ПСЗ-2). № 7560-а.
84 Там же. №21144.
85 Авляев Г.О. Этнический состав и расселение калмыков Икицохурского улуса Астраханской губернии в конце XIX и начале XX в. // Этнографические вести. № 3. Элиста, 1973. С. 108—126; Ташнинов Н.Ш. Большедербетовский улус в конце XVIII — начале XX в. // Там же. С. 144—172; Добровольное вхождение калмыцкого народа в состав России: исторические корни и значение. Элиста, 1985; Бурчинова Л.С. Источниковедческие вопросы изучения истории Калмыкии (вторая половина XIX в.). Элиста, 1980.
86= ПСЗ-I. 19599.
87 Там же. №20037.
88= Там же. №21011.
89 ПСЗ-2. №936.
90 Там же. № 7560-а.
91 Там же. №21144.
Глава II
СИБИРЬ
До началаXX в. под Сибирью понималось все пространство к востоку от Уральских гор до Тихого океана, то есть это понятие охватывало такие регионы, как Западная, Южная, Восточная Сибирь и Дальний Восток. В этой главе к Сибири также отнесена и зауральская территория империи.
Проблемы управления Сибирью изучаются уже давно и в целом исследованы довольно глубоко, основательными трудами нескольких поколений историков выявлена и проанализирована многоуровневая структура сибирской администрации до 1917 г. Это обстоятельство, а также колоссальный объем источников, введенных в оборот российскими учеными, избавляют от необходимости заново восстанавливать облик административных институтов и определять их функции. Видимо, историки ныне подошли к такому рубежу, когда накопление и обобщение информации должно смениться концептуальным осмыслением1Тем более что сейчас наука оперирует гораздо большим количеством источников, чем могли использовать авторы знаменитых сводов сибирской истории прошлого века.
В отличие от европейской части России, жестко подчиненной центральной администрации, Сибирь обладала известной административной автономией и более разветвленной системой управления. Различные уровни этой системы по некоторым своим частям формально соответствовали учреждениям, действовавшим на других территориях империи, но специфика края вносила в каждый из них необходимые изменения. Для того чтобы понять, в чем состояла особенность местного управления и какие факторы сказывались на нем, следует рассмотреть характерные черты Сибири как административно-территориальной единицы. Затем с учетом выявленных факторов необходимо обратиться непосредственно к организации управления, рассмотреть регионы, выделявшиеся в административном отношении, то есть области особого управления и районы расселения аборигенов.