О запрещении продажи крепостных без земли в государственном совете 6 и 16 мая 1801 г.
По всей видимости, в апреле 1801 г. Александр еще не знал, как поступить с бывшими членами его кружка, какую роль отвести им в той борьбе, которую предстояло вести царю за упрочение своей .власти. Уклончивость, туманность формулировок, абстрактность рассуждений Александра, так ярко запечатлевшиеся в строгановских записках, отражали то неопределенное положение, в котором царь , находился по отношению к своим «молодым друзьям». Сам Александр не призывал их к совместной работе — в том затруднительном положении, в котором он пока пребывал, ему было еще не до них. П. А. Строганов сам поставил перед ним вопрос о возобновлении Тайных заседаний, и царю необходимо было как-то реагировать на эти предложения, тем более что от помощи «молодых друзей» он ни в коем случае не собирался отказываться в будущем. Однако эта инициатива была несколько преждевременной. Царь пока не располагал свободой рук и был вынужден делать то, что требовали от него лица, возведшие его на престол. Полной откровенности между Александром и Строгановым, видимо, не было. Поэтому царь уклонялся от конкретных предложений, но так, чтобы в будущем воспользоваться ими.
Политический багаж, с которым Строганов явился к царю, был довольно скуден. Несколько абстрактных идей эпохи Просвещения, довольно туманные представления о том, как применить их к русской действительности, — вот, пожалуй, и все, что было за душой Строганова весной 1801 г. Правда, в его портфеле находилась записка А. А. Безбородко, но это было вовсе не строгановское произведение, да и оно уже побывало в руках царя, так что Строганов выступал лишь как посредник. Скудость политического багажа Строганова, помноженная на полное незнание административного механизма, совокупно с вышеотмеченными обстоятельствами предопределила то скромное место, которое царь первоначально собирался отвести «молодым друзьям» в своей борьбе за стабилизацию политического режима страны.
Пока Строганов составлял многословные и туманные рассуждения о «принципах реформы», Александр предпринял практические шаги для реализации своей программы решения крестьянского
М. М. Сафонов
вопроса. Очевидно, Строганов даже и не подозревал о том, что у царя была четкая и конкретная, продуманная в деталях программа постепенной ликвидации крепостного права. По всей видимости, у Александра были веские основания не вполне доверять своим «молодым друзьям», во всяком случае о своей программе он не сказал Строганову ни слова. Наверное, он предвидел отрицательное отношение к ней «молодых друзей». А между тем генерал-прокурор А. А. Бекле-шев получил уже конкретное задание. Александр начал с 1-го пункта своей программы — с подготовки указа, запрещавшего продавать крепостных без земли. Главными редакторами законодательных актов в эти дни были Д. П. Трощинский и А. А. Беклешев. Трудно сказать, почему выбор пал на Беклешева. Видимо, царь надеялся встретить у него одобрение своих идей. Как показало будущее, выбор был сделан правильно — Трощинский идей проекта не принял. Беклешев подготовил записку о непродаже людей без земли, соответствующую выписку из законов, два проекта указа (АГС. 1. 768—772) и 6 мая по приказу царя внес их в Государственный совет.
При восстановлении жалованных грамот дворянству и городам было обращено внимание на то, что государственное благо «наи-вяще» должно быть утверждено «попечением и о состоянии крестьян». Автор записки (а за ней несомненно стоял Александр) как бы говорил членам Совета: «Раз уж я утвердил права дворянства и купечества, как вы этого желали и при том сами же указали на необходимость взяться за крестьянский вопрос, давайте теперь займемся определением положения крестьян, как этого хочу я».
Записка констатировала, что большую часть крестьян составляют крепостные помещиков. Их было 19.6 млн. человек (59.97 % всех крестьян). Далее автор делал попытку связать предлагаемые меры с прежними действиями самодержавной власти и тем самым подчеркнуть законность своих предложений. «По разным случаям, — отмечалось в записке, — признавалось уже нужным охранить от злоупотребления над ними власти господской, не только противного человечеству, но и общей пользе». Несмотря на это, и то и другое приносилось в жертву «безрассудному корыстолюбию, прихоти и даже порокам частных людей». Хотя все это уже было признано правительством, «но не поставлена тому точная преграда, и доныне с людьми, как с вещественной собственностью, поступается и ими торг и продажа даже публично производится». Отсюда происходит большой общественный вред: крестьяне отрываются от земли, переводятся со всем последующим родом в состояние дворовых,«большей частью бесполезных». Это крайне вредно сказывается на государственных интересах: отрыв от земледелия части крестьян неизбежно отягощает остальных земледельцев, вынужденных вносить подати за все увеличивающийся слой дворовых. Поэтому необходимо точно определить положение крестьян и дворовых, сохраняя власть помещиков над ними, но «без нарушения порядков и общей пользы».
Автор ссылался на Соборное уложение 1649 г., которое рассматривало крепостного крестьянина как неотделимый от земли элемент
вотчинного хозяйства. Отмечалось, что хотя перевод крестьян на другие земли и разрешался, но обращение крепостных в холопов было запрещено. Особо подчеркивалось, что Уложение запрещало продавать «крепостных людей», а указ 5 августа 1771 г. воспрещал продажу крепостных без земли при конфискациях и с молотка на аукционах (ПЗС. I. 13634). Последующие же постановления не давали продаже «законного основания», но служили к ограничению этого «присвоенного токмо и в обычай введенного права». Поскольку же современное положение России сильно отличается от того состояния, в котором она находилась в середине XVII в., тем более следует ограничить власть помещиков над крепостными теми пределами, которые очерчены еще Уложением: продажу людей без земли запретить, крестьян оставить крепкими вотчине, а не помещику, однако с правом исков по прежним крепостям (АГС. 1. 764—766).
Таким образом, автор предлагал запретить торговлю крепостными не потому, что она не соответствовала уровню просвещения, достигнутому Россией в начале XIX в. В основу его аргументации была положена идея о необходимости вернуться к законодательным нормам середины XVIT в. Тогда крепостное право находилось на той стадии своего развития, когда существовали раздельно две категории крепостных, слившиеся впоследствии в единую группу. Тем самым Александр хотел особо подчеркнуть законность своих действий — они, дескать, носили не произвольный, как у Павла I, и, следовательно, деспотический характер, а опирались на русское законодательство, существовавшее полтора столетия. Но ссылки на преемственность с законодательной практикой предшествующих самодержцев носили чисто декларативный характер. На самом же деле записка представляла собой первый документ, исходящий от государственной власти, где злоупотребления помещиков своими правами получили столь резкое осуждение. В записке верно прослеживалась связь между практикой продажи крестьян без земли и увеличением числа дворовых. Автор правильно понимал также взаимосвязь между ростом дворовых и увеличением налогового гнета, ложившегося на плечи крестьян, что приводило к снижению платежеспособности крестьянства, увеличению недоимок и в конечном счете отражалось на и без того чрезвычайно сложном финансовом положении страны. Автор записки имел в виду предложенными мерами лишь затруднить рост дворовых и не шел пока дальше. Но, поскольку связь между увеличением числа дворовых людей и ухудшением финансового положения была не только осознана, но и признана верховной властью, становилось ясно, что в ближайшем будущем правительство будет вынуждено взяться за этот вопрос.
Таким образом, на предложение членов Совета 25 марта уменьшить налоговый гнет путем снижения размеров подушной подати Александр отвечал встречным предложением приняться за регламентацию крепостного права и начать с запрещения продажи крестьян без земли, ограничения роста числа дворовых людей. Тщательная аргументация законности своих действий свидетельствовала, что Александр, видимо, еще не сознавал в тот момент, что, когда крепост-
ников задевали за живое, любые аргументы, тем более историко-юридические, теряли всякую силу.
К записке были приложены два проекта указа (АГС. 1. 768—769). Преамбула первого начиналась с реверанса в адрес дворянства: оно, дескать, более всех других сословий отличается просвещением, нравственностью и человеколюбием. Но затем провозглашалось, что «несовместно и уничижительно видеть остаток грубости, невежества времен прошедших в укоренившемся обычае ценою злата определять судьбу человека и в укоризну разума и нравов производить куплю себе подобных!». Указ констатировал, что законодательство признает за помещиками полное право распоряжаться принадлежавшей им землей и живущими на ней крестьянами, но продажа крестьян без земли «нигде законами не утверждена». Это — лишь «обычай, одной неопределенностью законов и многолетними злоупотреблениями допущенный». Он «столь же оскорбителен для человечества», сколько «противен и всем государственным причинам». В постановляющей части указа провозглашался принцип крепости помещику по земле, подтверждалась незыблемость помещичьих прав собственности на поместья с живущими в них крестьянами, а затем объявлялось, что «отныне и впредь людей и крестьян без земли ни с аукциона, ни под другим каким-либо видом не продавать, не покупать, не менять, не дарить, не поступать». Категорически запрещалось публиковать в газетах данные о такого рода операциях и оформлять документы купли и продажи. Относительно дворовых людей постановлялось, что они могут переходить от одного владельца к другому только по духовному завещанию, по наследству или в качестве приданого. Вместе с тем уточнялось, что помещик по-прежнему сохраняет за собцй право переселять своих крестьян на новые земли, переводить из одной вотчины в другую. Новые правила не распространялись на крестьян, поселенных на спорных землях (АГС. 1. 768—769).
Второй проект был копией первого, содержавшей лишь редакционные изменения. Однако пространная преамбула с этическим осуждением торговли людей себе подобными была заменена короткой и сглаженной фразой: «В пресечение злоупотреблений, принявших свойство права помещичьего, ко вреду добрых нравов и самых польз государственных признали мы за благо повелеть. . .» (АГС. 1. 769—770).
Сопоставляя крестьянскую программу, изложенную в дневнике Александра, записку и проекты указов, внесенные Беклешевым в Государственный совет, нетрудно заметить, что Александр не считал возможным высказать публично свое отрицательное отношение к крепостному праву, не оглашал конечной цели, к которой стремился, — постепенной ликвидации крепостной зависимости. Это и естественно. Такой подход вытекал из его программы медленной, растянутой на много лет ликвидации этого института. В записке крепостное право не ставилось под сомнение, осуждались лишь злоупотребления им. Характерно, что не только в записке, но и в одном из указов Александр апеллировал к чести дворянства, надеясь, что оно осознает, насколько гнусен обычай «ценою злата»
определять судьбу человека. Резкая критика злоупотреблений помещичьей властью была предназначена для 12 членов Государственного совета. В проектах, созданных для всенародного объявления, эта критика оказалась сильно сглаженной. По всей видимости, Александр рассчитывал на сочувственное отношение членов Совета к этой мере, но испытывал определенные колебания относительно того, в какой форме она должна быть опубликована. Предвидя определенное недовольство части помещиков, но не представляя даже отдаленно его возможных размеров, Александр искал наиболее подходящие формулировки. Но он не был уверен в том, что самодержцу необходимо смягчать силу выражений высочайшего указа. Поэтому царь решил предложить Совету два варианта.
Как же отнесся Совет к проектам императора?
Члены как будто одобрили его намерения. Но при этом указали на «непредвиденные последствия», которые могут произойти от такого запрещения: «простой народ, всегда жаждующий свободы и по неразумению часто самый малейший повод к ней принимая за законы, неоднократно и по меньшим причинам, а особливо в начале царствования, когда слух о новых учреждениях располагает его к надеждам и. . . заставляет во всех новых установлениях искать события его желаний, выходил из повиновения». Так было при воцарении Екатерины II и Павла I, хотя тогда правительство не подавало повода для каких-либо надежд на освобождение крестьян. Расплачиваться пришлось кровью. Эти уроки заставляют опасаться, чтобы крестьяне и тем более дворовые не увидели бы в запрещении продажи крепостных без земли «уменьшения или совершенного уничтожения» крепостной зависимости. Что касается дворянства, то оно расценило бы предлагаемую царем меру как справедливую, однако дворянам не дала бы покоя мысль о том, что их крепостные, выйдя из повиновения, «могут каждую минуту взволноваться». Эта навязчивая идея, «вселив в них страх, породит недоверчивость и ежечасные подозрения». А эти подозрения более опасны, чем «и само зло возмущения». Другими словами, члены Совета старались убедить царя в отрицательной реакции дворянства и пытались устрашить его этим. Основываясь на таких сильнодействующих аргументах, Совет нашел более целесообразным отложить издание указа до того времени, «когда внимание умов к новостям» постепенно ослабнет и они, будучи удостоверены «постоянным вещей порядком», не станут «ожидать перемен и принимать призраки своего воображения за истину». Другой вариант предлагаемой меры, по мнению Совета, состоял в том, чтобы со временем издать это постановление в составе общих законов об имениях и правах на них, тогда данное запрещение не будет иметь «разительного вида новости» и не станет подвергаться превратным истолкованиям, так как одновременно с ним окажутся зафиксированы и права помещиков на своих крестьян в полном объеме. На тот случай, если император все же захочет привести в исполнение свое первоначальное намерение, члены Совета настоятельно рекомендовали издать указ «самый простейший и краткий, чтоб подробным изъяснением причин не возбудить еще
более внимания и не усилить самою наружность тех опасностей», которые вытекают из существа дела. Наконец, Совет привел еще один такой же крепостнический, как и все предыдущие, но не лишенный определенных резонов и поэтому довольно весомый аргумент против запрещения продажи людей без земли — это серьезно затруднит возможность переселения крестьян на новые земли, а оно необходимо для колонизации и для разрешения земельного голода в центре. Поэтому члены Совета предложили сделать исключение для тех случаев, «когда люди будут продаваемы для перевода на другие земли», а для предотвращения подлогов ввести обязательное удостоверение губернского начальства в том, что каждая такая продажа осуществляется для перевода на новые земли. Таково было мнение всех 14 членов Совета. Лишь один Беклешев подал голос о том, что если опубликовать краткий указ, то все опасения Совета не будут иметь никаких оснований и потому этот акт надо обнародовать безотлагательно (АГС. 1. 761—764). Итак, члены Совета заняли двойственную позицию. С одной стороны, они одобрили намерение императора и признали его доводы резонными, с другой — привели столько аргументов против, что окончательный вывод о передаче на усмотрение царя последнего решения был лишь вежливо выраженным отказом. По существу это означало резкую оппозицию его программе.
Чем же была вызвана позиция Совета? Большинство его членов сами являлись крупнейшими помещиками. Их крепостническое нутро брало верх над всеми государственными резонами. Но помимо сугубо крепостнической подкладки их образа мышления было и другое. Часть их, и причем самая влиятельная — братья Зубовы, — была .способна разделить и, как показало ближайшее будущее, не только разделить, но и развить идеи императора в крестьянском вопросе. Однако, каковы бы ни были их личные воззрения, бывшие заговорщики, только что получившие реальную власть, не собирались ставить ее под угрозу, рискуя вызвать недовольство первенствующего сословия. В самом деле, запрещение продавать крестьян без земли задевало душевладельцев за живое гораздо сильнее, чем все «антидворянские» акции Павла, вместе взятые. Разве ропот отдельных жертв павловского деспотизма можно было поставить на одну доску с поголовным недовольством 726 тыс. дворян? А между тем правление Павла кончилось катастрофой. Думается, что эти соображения удерживали членов Совета на крепостнических позициях. Говоря о дворянском недовольстве предложенными мерами, члены Совета несомненно не ошибались — они слишком хорошо знали свое сословие.
О том, каково было отношение к проекту указа о запрещении продажи крестьян без земли наиболее образованной части дворянства, свидетельствовала позиция «молодых друзей» царя. Она вытекала из их общего взгляда на крестьянский вопрос. Как и царь, как и члены Государственного совета, П. А. Строганов считал, что «в России класс, который более всего должен привлечь внимание правительства, — это крестьяне». Они наделены умом и духом пред-
приимчивости. Когда крестьяне проявляют свои умственные способности, они просто удивительны. Однако крестьяне обречены на застой, потому что не могут пользоваться плодами своих работ. У них нет ни собственности, ни определенного состояния. Однако из признания того факта, что задача правительства заключается в создании таких условий, при которых могли в полную меру раскрыться производственные возможности крестьян, вовсе не вытекало, что Строганов считал возможным сделать это немедленно. Напротив, он полагал, что необходимо щадить собственников, не задевая их, привести к этой цели рядом постановлений, которые произведут улучшение в состоянии крестьян нечувствительным образом. Более всего следует избегать неосторожно употребленных слов, которые могли бы возбудить их головы и привести к самым неприятным последствиям. «Вся проблема состоит в том, чтобы обеспечить им это состояние без потрясения, потому что без этого условия лучше вообще ничего не делать». Строганов останавливался в нерешительности перед конкретными действиями, опасаясь, что первый же приступ к крестьянскому вопросу обернется социальной катастрофой. В этом позиция Строганова почти полностью смыкалась со взглядами Государственного совета. Осуществление провозглашенных принципов неизбежно наталкивалось на институт крепостного права. Для того чтобы обеспечить крестьянам «строго определенное состояние», необходимо было вторгнуться в сферу компетенции помещиков. Строганов видел выход в том, чтобы согласовать интересы тех и других. Добиться этого, по мысли Строганова, можно было бы с помощью ряда постановлений, выгодных и помещикам, и крестьянам. Необходимо, чтобы крестьяне имели бы собственность и могли бы делать с ней все, что пожелают. Такое положение необходимо согласовать с нынешним состоянием крестьян так, чтобы как можно меньше потрясать кого бы то ни было. Владельцы смогут извлечь из этого пользу даже тогда, когда крестьяне будут иметь все привилегии, которые хотят пожаловать крепостным. Как только будут даны постановления, показывающие, как можно, не задевая личных интересов, использовать крестьян с большой выгодой, они через некоторое время дадут прекрасные результаты. Малейшая гарантия, представленная крестьянам, произведет ожидаемое действие.'9
Таким образом, в решении крестьянского вопроса Строганов как будто стоял на верном пути. Обеспечение собственности и регламентация повинностей крестьян должны были предохранить крепостных от произвола и поставить пределы эксплуатации их труда. Однако, несмотря на либеральные фразы, позиция Строганова в сущности оказывалась крепостнической: она оправдывала сохранение status quo, потому что ввести крепостничество в определенные границы было невозможно, не затронув помещичьих прав.
9 мая Строганов и Кочубей обменялись мнениями по крестьянскому вопросу. Они нашли, что обычай продавать людей без земли — сущее варварство. Кочубей полагал, что этот обычай должен быть уничтожен немедленно и поэтому как будто одобрял поведение Александра. Но Строганов назвал обращение царя в Совет с предло-
жением запретить такую продажу ярким «свидетельством того, как мало порядка царит в мыслях императора». Строганов, как и члены Государственного совета, находил, что этот вопрос касается более общей проблемы отношений крестьян к помещикам. Он будет одним из важнейших предметов занятий комитета, естественно, займет свое место в общем порядке работы. Тогда не придется подвергаться риску из-за операции, плохо согласованной с другими мерами, и издавать бессвязные постановления, к которым надо будет возвращаться вновь. (О существовании у царя программы решения крестьянского вопроса «молодой друг» еще не догадался). Строганов не мог не понимать, что уничтожить личную продажу крестьян, не затронув при этом интересов помещиков, невозможно. Но он охотно тешил себя мыслью о том, что в будущем посредством общих постановлений этот обычай «будет обуздан другим образом, который искоренит его нечувствительно, задевая интересы значительно меньше». Поэтому Строганов осуждал шаг Александра, решение же Государственного совета он назвал «очень разумным». В конце концов с ним согласился и Кочубей. «Молодые друзья» сошлись на том, что если царь будет поступать так и впредь, то из этого может произойти «громадное зло».20 Если так думали ближайшие к Александру люди, образованнейшие и просвещеннейшие дворяне, воспитанные на философских идеях эпохи Просвещения, как могли мыслить рядовые помещики, незнакомые с просветительскими теориями? Концентрированным выражением позиции дворянства и явилось общее мнение Государственного совета 6 мая 1801 г.
Нет никаких известий о том, какова была реакция Александра, однако из дальнейших действий царя можно заключить, что он едва*ли осознал полную непримиримость членов Совета к внесенным туда предложениям, всю решимость советников защищать свою крепостническую позицию до конца. Видимо, царь принял за чистую монету аргументы Совета и решил рассеять их как некое недоразумение. К заседанию 16 мая был подготовлен новый проект указа (АГС. 1. 769), в котором учли все рекомендации Совета. Это был «самый простейший и кратчайший» указ. В нем объявлялось о запрещении продавать людей без земли, за исключением продажи для переселения по удостоверению губернской администрации.
Защищать свое предложение явился сам Александр. Это был первый случай появления царя в Государственном совете. Протокол заседания кратчайшим образом сообщает обо всем, что там произошло. После прочтения протокола от 6 мая «вновь рассуждаемо было по сему предмету с подтверждением прежнего о нем положения». Беклешев, как и ранее, остался при своем мнении (АГС. 1. 764). За лаконичной формулировкой протокола осталось скрытым целое сражение, которое члены Совета дали предложению Александра. В откровенном письме к брату А. Р. Воронцов рассказал, что дебаты носили столь бурный характер, что ничего подобного не было в России со времен Петра I.21 О характере аргументов, пущенных в ход 16 мая, дает представление записка одного из членов Совета, сохранившаяся в архиве этого органа. Несомненно, она была
подготовлена к заседанию Совета, и если ее не читали там (протокол об этом молчит), то суть дела не меняется. Автор записки22 — крепостник до мозга костей — пытался, однако, скрыть свою сугубо корыстную позицию под личиной поборника общественной пользы. Но, поскольку веских аргументов он найти не мог, приходилось прибегать к ребяческим доводам. Главный недостаток предложенной меры автор видел в том, что она была сопряжена «с некоторыми неудобствами для дворян». Но и без того мера эта, по мнению автора, принесет вред прежде всего самим крестьянам. Кроме того, что крестьяне не поймут ее настоящую цель, они увидят в ней уменьшение власти помещиков и перестанут повиноваться им, эта мера может уменьшить семейное счастье крепостных: зажиточные крестьяне лишатся возможности покупать рекрутов вместо своих детей и «оттого лишатся и благополучия с ними век свой провести». Понятно, что этот аргумент был просто беспомощен: автор словно не видел, что торговля крепостными, посредством которой детей навсегда разлучали с родителями, разрушала семейное счастье крепостных в гораздо большей степени, чем это могло бы произойти от запрещения такой торговли. Не менее вздорен был и другой довод автора: предложенная мера не может означать «милость всенародную», потому что казенные крестьяне ничего не приобретут от нее, их ведь никогда не продавали без земли. Третий аргумент был несомненно серьезнее. Дворяне, не имеющие деревень и обладающие только дворовыми, лишатся возможности продавать дворовых, не продавая дома. При этом автор утверждал, что указанное запрещение не позволит дворянину избавляться путем продажи в рекруты от «развратного и неугодного слуги». «Чем же он от оного избавлен быть может?» — патетически восклицал автор записки, «запамятовствовав», что любой помещик имел право отдать своего крепостного в смирительный дом, в каторжные работы, отправить в Сибирь и получить при этом в зачет рекрутскую квитанцию. Но и этого автору оказалось недостаточно. Он тут же привел еще один дополнительный аргумент: если принять предложенный проект, то «буйные, пьяные и к услуге негодные» дворовые и крестьяне мелкопоместных дворян не станут исправляться в своем поведении, так как над ними уже не будет висеть дамоклов меч продажи в рекруты за такие проступки. Более того, в случае запрещения «успехи в мастерствах и художествах остановятся и пострадать могут». Ведь теперь крепостной художник или ремесленник, употребляемый своим хозяином на другие работы, может быть продан дворянину, который предоставит «ему все способы к достижению до совершенства в его художестве или ремесле». А запретишь продажу без земли, и крепостному гению придется зарыть свой талант в землю и весь век заниматься черной работой. Наконец, если сделать из запрещения одно исключение — разрешить продавать для переселения, — то это приведет к величайшим злоупотреблениям: подлинное количество земли покупателя неизвестно, и поэтому станут покупать крестьян, не имея возможности обеспечить их землею. Как будто при свободной торговле крепостными это неудобство устранялось! Одним словом, для автора
записки все аргументы были хороши, лишь бы они дискредитировали предложенную царем меру (АГС. 1. 766—768). Насколько это не соответствовало наивным представлениям Александра о «стыде» и «чести» дворянства, которые должны были стать мощными рычагами избавления России от крепостного рабства! А такова была в сущности позиция всего Государственного совета, только в отличие от автора записки советники сумели прикрыть ее крепостническую суть внешне более благопристойными аргументами. Решение Совета — это был сгусток мнения всего дворянства.
Столкнувшись с такой позицией, что, судя по всему, было для царя полной неожиданностью, Александр отступил. Через 12 дней на имя президента Академии наук последовал рескрипт, которым запрещалось помещать в газетах объявления о продаже крепостных без земли (ПСЗ. I. 19892). Первая же попытка приступить к решению крестьянского вопроса закончилась тем, что читающий столичные газеты иностранец не мог бы теперь найти в них прямых доказательств того, что в Петербурге процветал торг людьми. Но, даже для того чтобы скрыть от просвещенной Европы грубые проявления варварства, этого было слишком мало: о положении дел в России там судили не только по «Санкт-Петербургским ведомостям».
В мае 1801 г. царь спасовал перед Государственным советом, но это было временное отступление. Видимо, тогда Александр еще не осознал того, что устами Государственного совета говорил весь господствующий класс России — все дворянство и одворянившаяся бюрократия. Император видел пока лишь сопротивление только что образованного законосовещательного органа. Не понимал неискушенный монарх и той связи, которая еще не совсем ясно обозначилась в ходе майских дебатов между преобразованием государственного управления и сословным вопросом. Во всяком случае не прошло и месяца, как царь сделал шаг, после которого преобразования в государственном управлении стали неизбежными.