Особенности социальной политики в Республике Беларусь
Главным ориентиром социально-экономического развития Беларуси традиционно выступает решение социальных задач, связанных с последовательным повышением уровня и качества жизни, сокращением масштабов малообеспеченности и созданием предпосылок для последующего роста благосостояния населения.
Для Республики Беларусь государственная политика социальной защиты была и остается главным приоритетом.
Впервые четкую формулировку основных особенностей белорусской модели дал в марте 2002 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в выступлении на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Ее особенности заключаются в построении сильного и эффективного государства, обеспечении равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования, осуществлении индивидуальной продуманной приватизации, которая должна быть нацелена на повышение эффективности производства, развертывание широких интеграционных процессов со странами СНГ, прежде всего с Россией, в сфере экономики, образования, науки, обороны.
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать собственное семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить адресную социальную защиту.
С 2001г. в республике действует система оказания адресной социальной помощи наиболее незащищенным категориям семей и граждан: многодетным семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, если среднедушевой доход не превышает гарантированной части бюджета прожиточного минимума. Государственная молодежная политика является приоритетным направлением социальной и экономической политики государства.
В республике действует система пособий семьям, воспитывающим детей, которая включает 10 их видов. Основные из них финансируются из фонда социальной защиты населения. Для смягчения демографической ситуации принят указ Президента, в соответствии с которым начиная с 1 января 2005г. при рождении третьего и последующих детей выплачивается пособие в размере трехкратного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату рождения ребенка.
Доля государственных вложений в социальную сферу достигает до 14% от ВВП. В связи с ориентацией переходной экономики Беларуси на социально ориентированную модель доля инвестиций в основной капитал непроизводственного назначения (библиотеки, бассейны, детские сады, школы) достигла к 2008г. 43%от объема всех инвестиций в основной капитал. Доля расходов государственного бюджета на социально-культурные мероприятия составляет около 15% консолидированного бюджета Республики Беларусь.
Важной проблемой в реализации политики социальной защиты Республики Беларусь является проблема минимизации и преодоления последствий экологической катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ущерб, нанесенный Республике Беларусь в расчете на 30-летний период преодоления последствий катастрофы, оценивается в 235 млрд долларов США. Беларусь вынуждена ежегодно тратить до 25% государственного бюджета на проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии.
Важное направление системы социальной защиты – охрана материнства и детства. В Республике Беларусь успешно выполняется президентская программ «Дети Беларуси», в которой предусмотрены меры, направленные на повышение уровня жизни и благосостояния детей и семей, улучшение условий для их воспитания.
Огромнейшее значение придается развитию национальной системы образования. Выбор Республикой Беларусь курса на создание социального государства позволил обеспечить стабильное функционирование системы образования, определить верную стратегию ее развития.
По оценке экспертов ООН, образовательная система Республики Беларусь, которую отличают качество и доступность, относится к ряду лучших в мире.
В основе государственной политики в области образования, проводимой в Беларуси, начиная со второй половины 90-х гг. лежат следующие принципы:
· обеспечение равного доступа к образованию;
· реализация социально справедливости в получении образования;
· повышение качества образования.
В результате в Беларуси гарантировано бесплатное общедоступное среднее образование. На образовательную систему в последние годы государством выделяется не менее 6% ВВП.
Система образования является крупнейшей отраслью народного хозяйства Республики Беларусь. В стране функционирует около 9 тыс. учреждений, в которых воспитанием и образованием более чем 2,2 млн человек занимаются 424 тыс. педагогических работников. Сохранилось бесплатное среднее специальное и высшее образование, которое может получить любой молодой человек на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи. В 55 высших учебных заведениях готовят специалистов по 230 специальностям и более чем 1 000 специализациям, что полностью удовлетворяет потребности народного хозяйства в специалистах. Выявлением и поощрением одаренных молодых людей занимается специальный фонд Президента Республики Беларусь. За время своего существования более 11 тыс. учеников школ, студентов, преподавателей и ученых, которые работают с талантливой молодежью, получили из фонда финансовую поддержку по шести программам его основной деятельности. [13, с.24]
Пенсионное обеспечение – важнейшее направление политики социальной защиты Республики Беларусь. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с рядом внутренних и внешних проблем. Отрицательное влияние оказывает так называемое явление старения нации. Тем не менее своевременно и в полном объеме выплачиваются пенсии, постоянно осуществляется их перерасчет.
Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.
В Беларуси сохранена система социальных льгот для самых уязвимых категорий населения – ветеранов, многодетных семей, детей-сирот. Действует эффективная система адресной помощи.
Обеспечивается эффективная занятость населения. В результате принятых мер уровень безработицы за прошедшее пятилетие снизился с 2,3 до 1,5%. В стране создано более 22 тыс. новых рабочих мест.
Национальная социальная политика нашла свое отражение в Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь, которая закладывает в основу деятельности всей системы охраны здоровья такие императивы, как справедливость, этика, права человека, высокая эффективность и надежные социальные гарантии. Концепция направлена на совершенствование экономических отношений в отрасли, реструктуризацию медицинской помощи по ее видам и уровням с сохранением бюджетного финансирования.
В Республике Беларусь сохранена социально ориентированная система здравоохранения. Разработаны и выполняются пять государственных социальных стандартов, территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи.
В стране реализуются государственная программа «Здоровье народа», государственные научно-технические программы «Кардиология», «Онкология», «Туберкулез», «Охрана материнства и медицинская генетика», Государственная программа комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту, Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции, Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь и др.
Государственная программа развития фармацевтической промышленности Республики предполагает первоочередное производство высокоэффективных отечественных лекарственных препаратов, техническое перевооружение и реконструкцию имеющихся производств, создание новых предприятий по выпуску лекарственных средств. [1, с.268]
В результате в Беларуси отмечается стабилизация медико-демографической ситуации. За 2006 – 2007 гг. смертность населения снизилась на 3,5%, рождаемость увеличилась на 2,2%. Система здравоохранения Беларуси по основным показателям развития – одна из динамично развивающихся и лучших среди стран СНГ. Продолжительность жизни в Республике Беларусь составляет 69 лет (в России – 65, в Казахстане – 66, в Украине и Молдове – 68 лет), показатель младенческой смертности – 6,4 на 1 тыс. родившихся (в Молдове – 12,2, в России – 11,5, в Украине – 9,5). [12, с.74]
В целом повышение качества жизни населения гарантируется введением системы государственных социальных стандартов. Практически внедрены 44 стандарта, касающиеся основных сфер жизнедеятельности. В результате улучшились транспортное сообщение, бытовое и торговое обслуживание, повысился уровень образовательных и медицинских услуг. В ближайшее время планируется расширить перечень стандартов и повысить их качественную составляющую.
В Республике Беларусь существует также государственный минимальный социальный стандарт (ГМСС), который представляет собой минимальный уро-вень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлет-ворение основных потребностей человека. Для здравоохранения установлены, например, четыре государственных минимальных социальных стандарта: обес-печенность участковыми врачами, больничными койками и аптеками. [13, с.23]
Таким образом, в Беларуси формируется эффективная система справедли-вого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная политика – совокупность мероприятий государства, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и его отдельных слоев. По роли и степени участия в реализации социальной политики основных субъектов экономики (государства, корпорации, личности) и других институтов гражданского общества ответственности различают либеральную, консервативную и социал-демократическую модель социальной политики.
Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Большое влияние на проведение социальной политики оказывают материальные основы общественной жизни.
Существенное влияние на социальные программы оказывает экономическая и политическая обстановка (например, войны, блокады, эмбарго). Для формирования социальной политики нужно ясно представлять как социальную стратификацию общества, так и цели социально-экономических преобразований.
Сущность социальной политики заключается еще и в том, что она является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах и посредством интересов его основных социальных групп.
Социальная политика проводится по следующим направлениям: регулирование занятости, политика государства в формировании доходов, политика здравоохранения, социальная защита граждан, жилищная стратегия.
Доходы в обществе распределяются неравномерно. Дифференциация доходов определяется как функциональными, так и персональными факторами. Графически степень неравномерности распределения доходов изображают с помощью кривой Лоренца. Для количественной оценки уровня равномерности распределения совокупного дохода между группами населения применяется коэффициент Джини.
Из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.
В последние годы за рубежом понятие социальной защиты все в большей степени увязывается с политикой занятости, заработной платы. Это и регулирование занятости, и программы профессионального обучения, и гибкая система индексации заработной платы, а также применение коллективно-договорных отношений в сфере социальной защиты населения.
Социальная политика должна способствовать гармонизации интересов личности и общества, гарантировать защиту интересов человека, его прав и свобод.
Одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры.
Таким образом, социальная политика, - это одна из важнейших составляющих жизни любого общества, но уровень ее развития напрямую зависит от уровня развития этого общества.