Рассмотрение тарифных споров и разногласий

ФАС России в рамках реализации полномочий по досудебному рассмотрению споров и тарифных разногласий, а также полномочий по рассмотрению заявлений (жалоб) об отмене тарифных решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) за 2016 год было рассмотрено 493 заявления, из них:

– 307 по досудебному рассмотрению споров, из которых по 78 требования удовлетворены/частично удовлетворены;

– 141 по рассмотрению тарифных разногласий, из которых по 39 требования удовлетворены/частично удовлетворены;

– 45 по рассмотрению заявлений об отмене тарифных решений, из которых по 26 заявлениям принято решение об отмене тарифных решений, в результате чего 181 тарифное решение отменено.

В результате рассмотрения указанных заявлений, а также в ходе проведения в 2016 году внеплановых проверок органов регулирования выявлены следующие случаи включения органами регулирования экономически необоснованных (неподтвержденных) расходов регулируемых организаций в утвержденный тариф.

8.1. В рамках полномочий ФАС России по отмене тарифных решений органов регулирования было рассмотрено решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 26.12.2014 № 49/24-ээ-2015 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью «Региональная распределительная сетевая компания» на долгосрочный период - 2015 – 2019 годы» и выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

В ходе рассмотрения договоров аренды объектов электросетевого оборудования, используемого ООО «Региональная распределительная сетевая компания» (далее - ООО «РРСК») при оказании услуг по передаче электрической энергии в Кировской области, было установлено что электроэнергетическое оборудование - арендованные ООО «РРСК» распределительные устройства, линии электропередачи и шинопроводы, являются составными частями электростанций - Кировской ТЭЦ-5, Кировской ТЭЦ-4, Кировской ТЭЦ-1. Между, указанными распределительными устройствами, переданными в аренду ООО «РРСК», и электростанциями ПАО «Т Плюс» - Кировская ТЭЦ-5, Кировская ТЭЦ-4, Кировская ТЭЦ-1 существует технологическая зависимость. Указанные распределительные устройства являются неотъемлемыми составными частями электростанций ПАО «Т Плюс» - Кировской ТЭЦ-5, Кировской ТЭЦ-4, Кировской ТЭЦ-1, и в качестве самостоятельных объектов электросетевого хозяйства рассматриваться не могут.

Выделение сетевого оборудования из единого имущественного комплекса электрических станций и создание на их базе сетевых организаций с целью получения доходов за счет оплаты передачи электрической энергии через соответствующие объекты, приводит к дополнительной тарифной нагрузке на потребителей услуг по передаче электрической энергии.

Установленные факты доказали, что в отношении ООО «РРСК» у Региональной службой по тарифам Кировской области (решением об установлении тарифов) не имелось правовых оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и установление для ООО «РРСК» тарифов на услуги по передаче электрической энергии противоречит законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Таким образом, была сформирована правоприменительная практика в части запрета учета в составе регулируемых государством цен (тарифов) объектов электросетевого хозяйства, являющихся пристанционным оборудованием.

Указанная правоприменительная практика нашла свое отражение в постановлении Правительства РФ от 17.10.2016 № 1056 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям», которым были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", дополнив пунктом 81(7) регламентирующим порядок учета расходов на объекты электросетевого хозяйства, являющихся пристанционным оборудованием при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.

8.2. В рамках полномочий ФАС России по отмене тарифных решений органов регулирования был рассмотрен приказ ГУ «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29.12.2015 № 405-нп «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков Тверской области на 2016 год» и установлен необоснованный учет органом регулирования в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) сбытовой надбавки регулируемой организации расходов по статьям затрат «Проценты по обслуживанию кредитов» и «Резерв по сомнительным долгам».

При рассмотрении включенных затрат по статье «Проценты по обслуживанию кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей)» было установлено, что со стороны регулируемой организации в нарушение действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) был представлен заключенный договор между ОАО «АтомКапитал» и АО «Атомэнергосбыт» ОП «Тверьатомэнергосбыт» без проведения конкурсных торгов, также установлено, что в нарушение действующего законодательства регулируемой организацией не ведется раздельный учет доходов и расходов между обособленными подразделениями, осуществляющими регулируемую деятельность в разных субъектах в связи с чем определить фактическую дебиторскую и кредиторскую задолженность, а также фактические расходы по оплате процентов по обслуживанию кредитов АО «Атомэнергосбыт» ОП «Тверьатомэнергосбыт» невозможно.

По результатам анализа обосновывающих материалов по статье затрат «Резерв по сомнительным долгам», выявлено, что в орган регулирования со стороны АО «Атомэнергосбыт» ОП «Тверьатомэнергосбыт» не были представлены акты инвентаризации дебиторской задолженности, а также не подтверждено принятие сбытовой компанией мер по взысканию денежных средств с должников.

Со стороны ГУ «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области не было представлено в ФАС России документального подтверждения проведения согласования НВВ АО «Атомэнергосбыт» ОП «Тверьатомэнергосбыт» с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых указанное юридическое лицо осуществляет регулируемую деятельность, и не представлено в ФАС России материалов, подтверждающих осуществление указанного согласования НВВ.

Также при установлении тарифов на электрическую энергию на 2016 год органом регулирования неправомерно не было принято мер по исключению из расчета тарифов экономически необоснованных расходов регулируемой организации, фактически понесенных и профинансированных за счет выручки от регулируемой деятельности, при расчете и установлении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

В результате установленных нарушений, повлекших завышение установленного тарифа для регулируемой организации, ФАС России отменено тарифное решение органа регулирования и предписано исключить экономически необоснованные затраты регулируемой организации.

ГУ «РЭК» Тверской области во исполнение приказа ФАС России установило цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тверской области на 2016 год, согласно которому одноставочный тариф для населения и приравненных к нему категорий потребителей снизился с 4,11 руб./кВт*ч. до 3,96 руб./кВт*ч.

Одноставочный тариф, дифференцированный по двум и трем зонам суток, также снизился.

8.3. В рамках полномочий ФАС России по рассмотрению досудебного спора между ООО «РВК-Воронеж» и Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области, связанного с установлением тарифов на питьевую воду, а также на водоотведение в границах левобережной и правобережной частей города Воронеж, выявлены экономически необоснованные расходы ООО «РВК-Воронеж» на оказание информационно-консалтинговых и стратегических услуг с ООО Управляющей компанией «РОСВОДОКАНАЛ», не относящихся к регулируемым видам деятельности, которые были покрыты ООО «РВК-Воронеж» за счет поступлений от регулируемой деятельности, в размере 241,09 млн. руб.

Заключение договоров ООО «РВК-Водоканал» с ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ» на вышеперечисленные услуги привело к дополнительной нагрузке на потребителей за счёт тарифного источника, что привело к социально-экономической напряженности в регионе и явилось нарушением одного из основных принципов тарифного регулирования - достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.

Вышеуказанная сумма средств исключена ФАС России из НВВ ООО «РВК-Воронеж» 2016 года, в связи с чем тарифы в городе Воронеж снижены на 14,2 %.

8.4. По результатам проведения в 2016 году внеплановых выездных проверок в отношении органов регулирования - Службы Республики Коми по тарифам и Региональной службы по тарифам Нижегородской области, Управлением также были выявлены случаи учета в составе НВВ регулируемых организаций экономически необоснованных расходов по следующим статьям затрат:

- «Отчисления в фонд энергосбережения»;

- «Прибыль на возврат заемных средств»;

- «Возврат процентов по заемным средствам за время строительства ТЭС»;

- «Покрытие кассового разрыва»;

- «Расходы на оказание юридических услуг»;

- «Расходы на страхование имущества» в т.ч. «ДМС и страхование

автомобилей»;

- «Добровольное медицинское страхование»;

- «Резерв по сомнительным долгам»;

- «Расходы на негосударственное пенсионное страхование»;

- «Аренда имущества»;

- «Расходы на развитие производства, в т.ч. капитальные вложения»;

- «Выпадающие доходы от трансляции стоимости электрической энергии на оптовом рынке»

- «Расходы на уплату государственной пошлины (судебные издержки)» и др.

Наши рекомендации