Наиболее часто выявляемые нарушения организаторов торгов, операторов электронных площадок при организации и проведении торгов, обязательных в силу законодательства

Российской Федерации:

- установление организаторами торгов незаконных, а в ряде случаев неадминистрируемых требований к заявкам на участие в торгах;

- установление в документации о торгах требований к участникам торгов,
не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- ограничение электронными площадками доступа к участию в торгах, в том числе посредством установления чрезмерных требований к документам, представляемым при регистрации на площадках, и сложной многоэтапной процедуры регистрации;

- необоснованный отказ в допуске претендентов к участию в торгах.

Анализ контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе за счет средств государственного оборонного заказа

В 2016 году реализация государственной политики в области контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере государственного оборонного заказа проводилась по следующим направлениям:

Мероприятия, направленные на достижение задач по расширению конкуренции в соответствующей области контроля, а также совершенствованию законодательства о контрактной системе в сфере государственного оборонного заказа

1. ФАС России разработан проект распоряжения Правительства Российской Федерации, устанавливающий порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг, сведения о которых составляют государственную тайну или в соответствии с решением правительства Российской Федерации не подлежат размещению в единой информационной системе, в электронной форме на специализированной электронной площадке, обеспечивающей соблюдение требований о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну либо иную, охраняемую законом деятельность, в соответствии с которым при участии Госкорпорации «Ростех», Госкорпорации «Роскосмос», Госкорпорации «Росатом» создана специализированная электронная торговая площадка для осуществления закрытых процедур закупок, оператором которой является ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

Электронная площадка создана в соответствии с требованиями по безопасности информации ФСБ России и отвечает всем требованиям импортозамещения, так как при ее создании использовались средства вычислительной техники отечественного производства и сертифицированная ФСБ России операционная система российской разработки. Оператором специализированной электронной площадки проведены все необходимые испытания с привлечением представителей Минобороны России, МВД России и указанных государственных корпораций. По результатам проведенных испытаний получены положительные заключения указанных государственных заказчиков и государственных корпораций.

Электронная площадка является уникальным, не имеющим аналогов в сфере проведения закупок решением, среди отличительных особенностей которого можно выделить следующие:

- осуществление в электронной форме закупок товаров, работ, услуг, которые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ отдельными Распоряжениями Правительства Российской Федерации включены в перечни товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- взаимодействие с ресурсами электронной площадки при передаче информации ограниченного доступа осуществляется в защищенной доверенной среде, закрытой от публичного доступа;

- защищенный электронный документооборот с использованием средств электронной подписи;

- многоуровневая система защиты информации от несанкционированного доступа, построенная с использованием программно-аппаратных средств, сертифицированных по требованиям безопасности;

- строгий учет абонентов, подключаемых к закрытой части электронной площадки;

- единое информационное пространство для проведения закупок любыми способами, предусмотренными типовыми Положениями о закупке товаров, работ, услуг.

Электронная площадка позволит существенно снизить временные затраты заказчиков и участников закупок на обработку документов, повысит прозрачность процедур для целей последующего контроля результатов осуществления таких закупок и, как следствие, приведет к экономии бюджетных средств.

07.02.2017 специализированная электронная торговая площадка для осуществления в электронной форме закрытых процедур закупок введена в промышленную эксплуатацию.

2. В целях недопущения необоснованного определения единственных поставщиков в конкурентных сферах, а также в целях учета мнения отраслевых ведомств и антимонопольного органа, ФАС России разработан проект указа Президента Российской Федерации об утверждении положения о порядке внесения документов для подготовки указа, распоряжения или поручения Президента Российской Федерации об осуществлении закупки для обеспечения государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров (работ, услуг) (далее – Проект указа), которым предлагается утвердить Положение о порядке подготовки проекта решения Президента Российской Федерации об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – Положение).

Указанным положением устанавливается порядок подготовки и внесения Президенту Российской Федерации обращений по вопросу определения единственных поставщиков (далее – обращение), в том числе определяется перечень лиц, имеющих право на внесение обращений.

Кроме того, Положением предусмотрено, что обращение об определении единственного поставщика для обеспечения федеральных государственных нужд может быть направлено Президенту Российской Федерации только после получения заключения комиссии по рассмотрению вопросов целесообразности осуществления закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), сформированной из представителей ФАС России, Минэкономразвития России, Минфина России, а также иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Также, положением устанавливается перечень документов и сведений, которые необходимо направить для рассмотрения вопроса целесообразности осуществления закупки у единственного поставщика, что позволит существенно повысить обоснованность принимаемых решений.

Таким образом, утверждение Порядка позволит снизить риски установления статуса единственных поставщиков для организаций, осуществляющих деятельность в конкурентных сферах и не обладающих необходимыми производственными возможностями и компетенциями для удовлетворения нужд заказчика.

3. ФАС России подготовлен рекомендательный стандарт управления закупочной деятельностью государственных корпораций и организаций ОПК с государственным участием, в том числе разработка проекта стандарта управления закупочной деятельностью государственных корпораций и интегрированных структур, включающего требования к управлению процессами закупочной деятельности, регламентацию процедур закупочной деятельности, критерии выбора способа закупок, требования к процедурам внесудебного обжалования действий организаторов торгов, а также требования к механизму контроля и оценки эффективности закупочной деятельности и организации работы по улучшению закупочной деятельности.

Также продолжается работа по вопросу совершенствования системы применения штрафных санкций к организациям-исполнителям, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу.

6.2. Рассмотрение жалоб, осуществление плановых и внеплановых проверок

При проведении плановых и внеплановых проверок в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в 2016 г. ФАС России рассмотрено 565 жалоб, проведено 327 внеплановых проверок, выдано 212 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в рамках ГОЗ.

Ниже приведены диаграммы, содержащие сведения о количестве осуществленных проверок, рассмотренных жалобах в 2016 г. по сравнению с 2015 г.

 
  Наиболее часто выявляемые нарушения организаторов торгов, операторов электронных площадок при организации и проведении торгов, обязательных в силу законодательства - student2.ru

Из представленных сведений следует, что количество осуществленных ФАС России внеплановых проверок, рассмотренных жалоб в 2016 г. увеличилось по отношению к 2015 г., вместе с тем уменьшилось количество выданных предписаний.

 
  Наиболее часто выявляемые нарушения организаторов торгов, операторов электронных площадок при организации и проведении торгов, обязательных в силу законодательства - student2.ru

6.3. Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее — Порядок) в 2016 году рассмотрено 691 процедур в части возможности согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе по результатам проведения закрытых процедур закупок из которых в 36 случаях отказано в согласовании в связи с выявленными нарушениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Основаниями для отказа в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) являлись выявленные нарушения.

– Необоснованный допуск единой комиссией заказчика участников закупки к участию в закупке.

– Необоснованный отказ в допуске участников закупки к участию в закупке.

Установление требований в документации о закупке в нарушении законодательства Российской Федерации о закупке, а именно установление излишних требований к участникам закупки.

За указанный период ФАС России в соответствии с Порядком рассмотрено 3 766 случаев (лотов) применения закрытых процедур при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В связи с выявленными нарушениями порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в 387 случаях отказано в согласовании проведения закрытых процедур.

Причины для отказа в согласовании применения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона за 2016 года являлись следующие.

– Ограничение количества участников закупки в перечне, представленном в составе обращения о согласовании применения закрытой закупки.

– Ненадлежащее обоснование отнесения сведений о закупке товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, к сведениям, составляющим государственную тайну (в случае, указанном в пункте 1 части 2 статьи 84 Закона о контрактной системе; ненадлежащее обоснование отнесения содержащихся в документации о закупке или в проекте контракта сведений о предмете закупки товаров, работ, услуг к сведениям, составляющим государственную тайну (в случае, указанном в пункте 2 части 2 статьи 84 Закона о контрактной системе);

– Возврат обращений о согласовании проведения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществлялся в связи с направлением документов без учета требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, а также непредставления документов и (или) информации, предусмотренных Порядком.

Наши рекомендации