Государственный оборонный заказ

Основные мероприятия, реализованные в части совершенствования регулирования и осуществления контроля в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ) в период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г.:

1. Создана и в 2017 г. введена в промышленную эксплуатацию специализированная электронная торговая площадка для осуществления в электронной форме закрытых процедур закупок, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в сети Интернет.

Электронная площадка создана в соответствии с требованиями по безопасности информации ФСБ России и отвечает всем требованиям импортозамещения, так как при ее создании использовались средства вычислительной техники отечественного производства и сертифицированная ФСБ России операционная система российской разработки.

Электронная площадка является уникальным, не имеющим аналогов в сфере проведения закупок, решением, среди отличительных особенностей которого можно выделить следующие:

- осуществление в электронной форме закупок товаров, работ, услуг, которые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ отдельными Распоряжениями Правительства Российской Федерации включены в перечни товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- передача информации ограниченного доступа осуществляется в защищенной доверенной среде, закрытой от публичного доступа;

- многоуровневая система защиты информации от несанкционированного доступа;

- строгий учет абонентов, подключаемых к закрытой части электронной площадки.

Электронная площадка позволит существенно снизить временные затраты заказчиков и участников на обмен документами и их обработку, повысить прозрачность процедур для целей последующего контроля результатов осуществления таких закупок и, как следствие обеспечить экономию бюджетных средств. 2. Подготовлен и утвержден План мероприятий по совершенствованию регулирования в сфере ГОЗ, реализован ряд мероприятий, предусмотренных Планом, организована работа по его дальнейшему выполнению.

3. Подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию механизма перевооружения и модернизации организаций оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК), предусматривающие переход от прямого финансирования указанных мероприятий к субсидированию процентной ставки по соответствующим целевым кредитам.

Кроме того:

· подготовлены Методические рекомендации для государственных корпораций и организаций ОПК по внедрению правил внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о ГОЗ и законодательства, регулирующего закупочную деятельность;

· подготовлены и в 2017 г. утверждены коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Методические рекомендации по управлению закупочной деятельностью государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием и ОПК;

· подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации доклад о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1275 в части уточнения примерных условий и определения типовых форм государственных контрактов (контрактов) на производство сложной продукции с длительным технологическим циклом;

· организован и проведен первый Всероссийский форум «ГОСОБОРОНЗАКАЗ-2016: РЕФОРМА»; таким образом, создана площадка для обсуждения актуальных вопросов развития оборонно-промышленного комплекса и выполнения ГОЗ представителями государственных заказчиков, предприятиями ОПК, отраслевыми и контролирующими органами;

· осуществлена регистрация более 1200 цен на военную продукцию, подготовлены и выданы заключения по ценам на более чем 500 наименований продукции в рамках ГОЗ, центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами рассмотрено по существу более 1000 жалоб и проведено 980 внеплановых проверок, выдано 317 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в рамках ГОЗ; ;

· разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 23.82 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий исключение из компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере ГОЗ, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.43 и статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

· по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина ФАС России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий административную ответственность за неисполнение уполномоченным банком установленных в сфере ГОЗ обязанностей при осуществлении банковского сопровождения;

· утверждены и зарегистрированы в Минюсте России приказы ФАС России:

от 02.12.2015 г. № 1197/15 «Об утверждении Порядка рассмотрения дел о нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа»;

от 15.03.2016 г. № 240/16 «Об утверждении Порядка проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа»;

· проведено 30 заседаний по направлениям деятельности шести рабочих групп Экспертного совета в сфере государственного оборонного заказа при Федеральной антимонопольной службе

Потребительские займы

В 2016 году, как показал анализ поступающих в ФАС России обращений и правоприменительной практики, проблема навязывания кредитными организациями дополнительных услуг по добровольным видам страхования или связанных с этим невыгодных условий при выдаче потребительских кредитов сохранила свою актуальность.

В целях создания дополнительных механизмов для решения этой проблемы и сокращения возможностей навязывания финансовыми организациями невыгодных условий договоров потребительских кредитов (займов) ФАС России разработал и направил в Центральный банк Российской Федерации предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон № 353-ФЗ), направленные на создание условий для добросовестной конкуренции кредиторов, в том числе, за счет установления для них обязанности представления заемщикам более полных сведений об условиях предоставления потребительского кредита (займа).

Впоследствии Банком России было сообщено, что при разработке соответствующего проекта федерального закона будут учтены предложения ФАС России о закреплении в Законе № 353-ФЗ:

- права заемщика на выбор внесения платежа за дополнительную услугу за счет средств кредита или своих средств и обязанности кредитора указывать на наличие такого права у заемщика в кредитных документах;

- права заемщика в определенный срок с даты получения кредита на оплату услуг по страхованию отказаться от получения такой части кредита с уплатой процентов за фактический срок пользования им;

- запрета на включение в договоры условий о страховании на срок свыше одного года по добровольным видам страхования.

Вместе с тем, по имеющейся информации в ФАС России в связи с проводящемся Банком России и Минфином России анализом практики применения законодательства о потребительском кредите (займе) и подготовкой также и иных изменений в данное законодательство указанные предложения до настоящего времени реализованы не были.

5. ЗАДАЧИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5.1. Национальный план развития конкуренции.

О проекте указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Статьями 8 и 34 Конституции Российской Федерации поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, отнесены к основам конституционного строя и основным правам и свободам человека и гражданина.

На современном этапе, учитывая динамику товарных рынков, особенности внутренней и внешней политики Российской Федерации возникает необходимость разработки единого целевого программного документа, содержащего целостные системные поручения, направленные на активное содействие развитию конкуренции, в форме Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2017-2019 годы (далее – Национальный план), утверждаемого указом Президента Российской Федерации.

Национальный план призван закрепить основные направления развития конкуренции, базовые ценности, цели и принципы государственной политики в ее реализации и в этом контексте он ориентирует и организует деятельность федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Общественной палаты Российской Федерации, саморегулируемых организаций, общественных организаций, профессиональных союзов, советов потребителей.

Мероприятия разработанного ФАС России проекта Национального плана направлены на достижение следующих ключевых показателей:

а) обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации присутствия хозяйствующих субъектов, в которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в совокупности не превышает 25 процентов;

б) снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления не менее чем в 2 раза;

в) увеличение доли прямых закупок у субъектов малого предпринимательства в сфере государственного и муниципального заказа, а также в сфере закупок товаров, работ и услуг инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием.

В соответствии с Проектом Национального плана Правительству Российской Федерации поручается осуществлять координацию выполнения мероприятий, предусмотренных Национальным планом, а также реализовать комплекс мероприятий организационного и правового характера, в том числе:

определить перечень субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих иные регулируемые виды деятельности, утверждение инвестиционных программ которых и рассмотрение отчетов об исполнении указанных программ осуществляет Правительство Российской Федерации;

обеспечить принятие правил недискриминационного доступа к услугам общедоступной почтовой связи и портов, предоставляемым субъектами естественных монополий;

обеспечить проведение оценки эффективности существующих механизмов контроля за закупками компаний с государственным участием, а также повышение эффективности контроля по итогам указанной оценки;

утвердить планы мероприятий по развитию конкуренции на 2017 - 2019 годы в отраслях экономики Российской Федерации с определением в них перечней ключевых показателей, в том числе обеспечивающих достижение ожидаемых результатов в отраслях (сферах) экономики (видах экономической деятельности), согласно приложению;

утвердить план мероприятий по переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

представить предложения по снижению уровня административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции;

утвердить план мероприятий, направленный на системное развитие организованных торгов на товарных рынках, в том числе включающий в себя механизмы формирования ключевых товарных позиций, установления рыночных цен на соответствующие группы товаров, стимулирования и привлечения хозяйствующих субъектов к участию в биржевых торгах, использования потенциала малых и средних предприятий для развития организованных торгов;

принять меры по повышению эффективности деятельности антимонопольных органов, в том числе:

обеспечить процессуальную независимость сотрудников антимонопольных органов в рамках административных процедур при осуществлении возложенных на них полномочий;

исключить возможность приостановления действия решений и предписаний антимонопольных органов в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда такое приостановление вводится судебным актом;

обеспечить реализацию мероприятий, направленных на разработку и принятие крупными компаниями из числа субъектов естественных монополий и компаний с государственным участием:

правил недискриминационного доступа поставщиков к закупкам;

планов сокращения практики заключения договоров с "единственным поставщиком" в закупочной деятельности;

программ по повышению качества управления закупочной деятельностью, предусматривающих разработку показателей эффективности таких программ, оценку и повышение квалификации персонала, ответственного за осуществление закупочной деятельности;

принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти (антимонопольный комплаенс);

принять нормативные правовые акты, обеспечивающие единый порядок разработки, утверждения и контроля реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих иные регулируемые виды деятельности, если источником финансирования инвестиционной программы являются средства, учтенные при утверждении тарифов, предусмотрев в качестве обязательного условия процедуру получения заключения органа регулирования цен (тарифов);

при принятии решений исходить из необходимости ограничения приобретения компаниями с государственным участием, в которых Российская Федерация владеет более чем 50 процентами акций, государственными унитарными предприятиями, а также организациями, контролируемыми этими компаниями и предприятиями, акций и долей хозяйственных обществ;

осуществлять ежегодно в том числе с привлечением представителей бизнес-сообщества, экспертов и экспертных организаций анализ и учет динамики показателей, предусмотренных планами мероприятий по развитию конкуренции на 2017 - 2019 годы в отраслях экономики Российской Федерации, с целью оценки состояния конкуренции и эффективности государственной политики по развитию конкуренции.

В Проекте Национального плана также предусмотрено поручение ФАС России при представлении в Правительство Российской Федерации доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемого в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции», включать в него следующую информацию:

- оценка состояния и основные тенденции развития конкуренции в Российской Федерации, в том числе с учетом показателей международных организаций;

- сведения о выполнении мероприятий (в том числе планов развития конкуренции), предусмотренных Национальным планом;

- основные проблемы, тенденции и предложения по развитию конкуренции в отдельных отраслях;

- оценка состояния конкуренции в субъектах Российской Федерации;

- оценка состояния конкуренции институтами гражданского общества.

Кроме того, в указанном Проекте предусматривается поручение ФАС России по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации обеспечить развитие международного сотрудничества с конкурентными ведомствами стран БРИКС и ЕАЭС, в том числе разработку и заключение международных договоров, направленных на выявление и пресечение антиконкурентных соглашений на трансграничных рынках и недобросовестных конкурентных практик.

Проект Национального плана предусматривает также разработку проектов федеральных законов, обеспечивающих, в том числе:

а) установление единого порядка проведения торгов по продаже имущества и имущественных прав;

б) установление исчерпывающего перечня способов закупки отдельными видами юридических лиц (государственными компаниями, субъектами естественных монополий и другими) и требований к порядку их осуществления, а также невключение при установлении тарифов в состав затрат регулируемых организаций расходов на закупку товаров, осуществленных с нарушением такого порядка;

в) переход в контрактной системе от проведения конкурса с субъективной оценкой качества и квалификации участника к проведению электронного аукциона с установлением в документации об аукционе обязательных требований к качеству исполнения контракта и квалификации участника в виде успешно выполненных аналогичных контрактов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

г) перевод всех процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в электронную форму на электронных площадках;

д) создание условий для проведения торгов в электронной форме при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения

о закупке которых составляют государственную тайну либо

не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок, в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

е) повышение эффективности закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и установление персональной ответственности должностных лиц заказчика за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;

ж) запрет создания унитарных предприятий на конкурентных рынках и ликвидацию в 2018 году организационно-правовой формы юридических лиц - унитарное предприятие;

з) запрет прямого или косвенного приобретения государством и муниципальными образованиями акций и долей хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции (за исключением организаций оборонного комплекса и предприятий, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также иных случаев, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации);

и) возможность Правительства Российской Федерации в интересах обороны и безопасности, защиты жизни и здоровья граждан разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и выплатой ему соразмерной компенсации;

к) реформирование правового регулирования деятельности естественных монополий, в том числе исключение возможности отнесения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в конкурентных сферах деятельности, к субъектам естественных монополий;

л) поэтапное прекращение государственного тарифного регулирования в конкурентных сферах деятельности на основе анализа последствий прекращения указанного регулирования в отношении отдельных субъектов естественных монополий;

м) закрепление прав совета потребителей по осуществлению общественного контроля на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации за деятельностью субъектов естественных монополий, компаний с государственным участием и регулируемых организаций при принятии решений по тарифам, а также при утверждении инвестиционных программ и контроля за их исполнением;

н) правовое регулирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс);

о) определение основ государственного регулирования цен (тарифов) с использованием в качестве приоритетного метода сопоставимых рынков и долгосрочного (не менее 5 лет) периода регулирования.

Кроме того, ряд поручений, содержащихся в Проекте Национального плана, относится к деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

При принятии Национального плана будут определены конкретные сроки реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом.

Наши рекомендации