Рынок нефти и нефтепродуктов
В 2016 году были успешно реализованы следующие проекты:
- запущена биржевая торговля поставочными фьючерсными контрактами на российскую экспортную нефть на базисе FOB Приморск.
- запущены мелкооптовые биржевые торги автомобильным бензином на базисе нефтебазы (НБ) «Ручьи».
- подписан между ФАС России, АО «СПбМТСБ» и ПАО «Транснефть» меморандум о сотрудничестве.
- впервые были утверждены правила торговой практики АО «Газпром газэнергосеть» по реализации сжиженных углеводородных газов.
Газовая сфера
В 2016 году между ФАС России и Правительствами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Тюменской области заключен Меморандум о сотрудничестве по созданию пилотного проекта ценовой зоны (далее – Меморандум).
В процессе реализации пилотного проекта, начиная с 2018 года, будет создана независимая ценовая зона с принципиально новыми механизмами ценообразованиями, в которой планируется максимально снизить функции ценового регулятора и приблизить систему ценообразования к рыночной. Этот проект подразумевает переход от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа в Российской Федерации. При этом для формирования оптовой цены на природный газ в рамках пилотного проекта будут использоваться биржевые и внебиржевые индикаторы цен на природный газ в соответствующих регионах, а так же принцип нэтбэка. При этом предполагается сохранение государственного регулирования цен на газ для населения.
Сельское хозяйство
1. В Докладе ФАС России было предложено внести в постановления Правительства Российской Федерации, утверждающие правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по различным направлениям поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, исчерпывающего перечня документов и информации, предоставление которых необходимо при получении субсидий, а также сроков подачи и рассмотрения заявлений на их предоставление.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 14.01.2016 № АД-П11-74 данный проект постановления был разработан Минсельхозом России и согласован ФАС России, однако Правительством Российской Федерации принят не был.
Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 08.12.2016 № ДМ-П13-7461 «О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г.», предусматривающего предоставление субъектам Российской Федерации большей самостоятельности при использовании субсидий, выделяемых в рамках государственной программы разития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, а также установление ответственности за недостижение показателей результативности использования таких субсидий, 30.12.2016 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации № 1556 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса».
Правилами предусмотрена консолидация (укрупнение) мер государственной поддержки по ряду направлений, предусмотрено расширение полномочий субъектов Российской Федерации в части выбора конкретных методов достижения поставленных целей при использовании субсидий, возможность перераспределения субсидий между направлениями государственной поддержки внутри «единой» субсидии.
По мнению ФАС России, Правила содержат ряд положений, которые могут привести к созданию дискриминационных условий как для отдельных сельхозтоваропроизводителей, так и для региона в целом.
В частности:
- снижается предсказуемость возможности получения субсидии для отдельных субъектов АПК региона (в том числе малых форм хозяйствования) по отдельным направлениям государственной поддержки;
- сохраняется возможность введения избыточных требований, предъявляемых к потенциальным получателям субсидий.
В связи с этим, ФАС России считает целесообразным провести мониторинг практики правоприменения данного постановления Правительства Российской Федерации органами власти субъектов Российской Федерации в части регламентации и реализации процедуры предоставления субсидий с целью недопущения нарушений антимонопольного законодательства.
2.В Докладе было предложено обеспечить включение в соглашения о предоставлении субсидий, заключаемые между Минсельхозом России и высшими исполнительными органом государственной власти субъекта Российской Федерации обязательств субъекта Российской Федерации о
- принятии административных регламентов по рассмотрению заявлений на получение субсидий;
- размещении в открытом доступе перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, соответствующих критериям, установленным статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», а также перечня получателей субсидий с указанием полученных ими сумм.
В настоящее время мероприятии по повышению информационной открытости при предоставлении мер государственной поддержки отражены в проекте Плана развития конкуренции («дорожной карты») в агропромышленном комплексе на 2017-2018 годы, разрабатываемом Минсельхозом России совместно с ФАС России во исполнение п.4 протокола заседания Правительства Российской Федерации от 29.09.2016 № 31.
3.В Докладе ФАС России предложил пересмотреть существующие подходы при определении объемов выделяемых из федерального бюджета субъектам Российской Федерации субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, установленные в соответствующих правилах предоставления и распределения субсидий на данный вид поддержки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1431, переориентировав их на достижение цели выравнивания доходов сельхозтоваропроизводителей, что может быть реализовано посредством учета иных факторов, влияющих на доходность сельскохозяйственного производства (например, биоклиматические условия, технологические свойства земельных участков, развитость инфраструктуры, в том числе экспортной, и т.д.), при расчете объемов выделяемых регионам субсидий.
Правительством Российской Федерации было принято постановление от 06.02.2017 № 140, вносящее изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1431.
Данными изменениями установлено, что субсидии на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, не предоставляются субъектам Российской Федерации, имеющим наивысшие положительные финансово-экономические результаты деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства с учетом показателя почвенного плодородия субъекта Российской Федерации.
В 2017 году по данному направлению субсидии не предоставляются таким субъектам Российской Федерации, как Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская и Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края.
Таким образом, предложения ФАС России реализованы.
4. В Докладе предлагалосьрасширение применения механизма государственных закупочных и товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции (введение механизма государственных интервенций на рынке молока и молочной продукции).
В феврале 2016 года ФАС России во исполнение поручений по итогам совещаний в Правительстве Российской Федерации от 19 ноября 2015 г. № АД-П11-232пр и от 29.12.2015 № АД-П11-251пр согласовала разработанную Минсельхозом России, в том числе по предложению ФАС России, Концепцию проведения государственных закупочных и товарных интервенций на рынке молока и молочной продукции, а также план мероприятий («Дорожную карту») по разработке нормативной правовой базы, необходимой для проведения интервенций на рынке молока и молочной продукции.
Согласно Концепции проведения государственных закупочных и товарных интервенций на рынке молока и молочной продукции целью проведения «молочных» интервенций является стабилизация цен на рынке сырого молока и поддержание доходов сельхозпроизводителей, осуществляющих его (сырого молока) производство.
При этом для достижения указанных целей необходимо осуществление закупочных и товарных интервенций, предметом которых являются продукты переработки сырого молока - молоко и молочная продукция, произведенные не только сельхозтоваропроизводителями, но и организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими исключительно первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сырого молока, то есть не являющимися сельхозтоваропроизводителями.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее — Закон 264-ФЗ) государственные закупочные интервенции проводятся путем закупки сельскохозяйственной продукции исключительно у сельхозтоваропроизводитей.
В связи с этим ФАС России в соответствии с письмами Аппарата Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 № П11-64665, от 10.02.2017 № П11-7438 ФАС России рассмотрела проект федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Законопроект), разработанный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Н.Хайруллиным, В.Н.Плотниковым, Г.В.Куликом, предусматривающий расширение круга лиц, участвующих в проведении государственных закупочных интервенций, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку не произведенной ими сельскохозяйственной продукции, то есть не являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также согласовала проект заключения Правительства Российской Федерации на указанный Законопроект, в котором нашли отражение замечания ФАС России по Законопроекту.
Принятие Законопроекта позволит в полной мере реализовать положения статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в части проведения государственных закупочных интервенций в отношении сельскохозяйственной продукции, в частности молока и молочной продукции, с целью стабилизация цен на рынке сырого молока и поддержание доходов сельхозпроизводителей.
Что касаетсянормативно-правового обеспечения проведения государственных закупочных и товарных интервенций в отношении сельскохозяйственной продукции,в рамках выполнения плана мероприятий по разработке нормативной правовой базы, обеспечивающей проведение интервенций на рынке молока и молочной продукции и во исполнение Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2001 № 580 ФАС России в 2016 году согласованы: проект приказа Минсельхоза России «Об определении предельных уровней минимальных цен на молоко сухое и масло сливочное при проведении государственных закупочных интервенций в 2016 году», включающего в том числе и цену сырого молока; проект распоряжения Правительства Российской Федерации о реализации при проведении государственных товарных интервенций молока сухого и масла сливочного производства 2016 года из запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия без проведения биржевых торгов, а также представлены замечания на проект приказа Минсельхоза России «О размере платы в 2016 году за услуги по хранению молока сухого и масла сливочного интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции».
В настоящее время во исполнение Правил приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2016 № 1003 (вступает в силу с 1 июля 2017 г. взамен постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.2001 № 580) на рассмотрение ФАС России представлены проекты методических рекомендаций по расчету предельных уровней минимальных и максимальных цен на сельскохозяйственную продукцию, в том числе на молоко сухое и масло сливочное, подготовленные Минсельхозом России с учетом предложенного ФАС России подхода к определению интервенционных цен, а именно цен, основанных на индикативных ценах.
Данный подход будет применяться по мере накопления необходимых информационных данных, которые должны быть положены в основу расчета соответствующих индикативов.
Формирование такой информационной базы является одним из мероприятий, включенных в План развития конкуренции («Дорожную карту») в агропромышленном комплексе на 2017-2018 годы, разработанный во исполнение протокола заседания Правительства Российской Федерации от 29.09.2016 № 31.
Рыболовство
В предыдущих докладах указывалось на необходимость внесения изменений в существующий порядок распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на законодательном уровне.
В 2016 году принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов».
Оценить эффективность не представляется возможным в связи с небольшим сроком действия указанного закона, а также в связи с тем, что принятие одного только закона не является достаточным для улучшения конкурентной среды в рыбодобывающей отрасли. Работа в данном направлении продолжается.