Взаимодействие с региональными органами регулирования и контроль за принятыми тарифными решениями
В числе прочих антимонопольному органу переданы полномочия по досудебному рассмотрению споров и тарифных разногласий. Одновременно на момент передачи указанных полномочий в ФАС России были направлены 190 заявлений о разногласиях (спорах), не рассмотренных ФСТ России по существу, в том числе с истекшим сроком рассмотрения. Только в 4 квартале 2015 года по существу было рассмотрено 73 заявления в рамках досудебного рассмотрения споров и тарифных разногласий.
При рассмотрении указанных споров и разногласий ФАС России столкнулась c несовершенством законодательной базы, необходимой для принятия решений. Так, при принятии решений по результатам рассмотрения заявлений о разногласиях (спорах) ФАС России вынуждена опираться на постановления Правительства Российской Федерации или на акты федеральных органов исполнительной власти, тогда как основные принципы и подходы к установлению и регулированию тарифов должны быть, в первую очередь, заложены в законодательных актах.
Кроме того, существующие подзаконные акты в сфере государственного регулирования цен (тарифов) при их применении зачастую не дают однозначного толкования, что в отдельных случаях приводит к дискриминации регулируемых организаций со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
В связи с этим в настоящее время осуществляется комплексный пересмотр (изменение) действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Наряду с этим сам порядок организации работы по досудебному рассмотрению споров и тарифных разногласий также претерпит изменения. В первую очередь, новая концепция предполагает установление единых правил рассмотрения всех тарифных споров и разногласий вне зависимости от сфер регулирования и видов функций, что позволит устранить существующие административные барьеры и сократить сроки рассмотрения таких заявлений. В частности, в Правительство Российской Федерации письмом ФАС России от 30.08.2016 № ИА/59525-ПР/16 внесен проект постановления «Об утверждении правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов, ставок, плат, надбавок) и о признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации».
Соответствующие изменения будут вноситься в отраслевые федеральные законы, которые закрепят единую процедуру как в терминологическом, так и в процессуальном плане. ФАС России начато взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающихся установления единого размера и порядка уплаты государственной пошлины за подачу заявления о разногласиях (спорах).
Кроме того, ФАС России разрабатывается нормативная правовая база по утверждению порядка согласования назначения руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) с ФАС России. Процедура предполагает в том числе проверку кандидата на знание законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании тарифов, а также его проверку на наличие конфликта интересов.
В ходе проведения мониторинга тарифных решений на 2016 год ФАС России проверено более 7 тысяч тарифных решений органов регулирования ряда субъектов Российской Федерации.
По результатам проведенного мониторинга в действиях органов регулирования при принятии тарифных решений на 2016 год выявлены следующие нарушения действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов): установление тарифов на электрическую энергию выше и (или) ниже предельных уровней тарифов, утвержденных ФАС России (в отсутствии процедуры согласования); превышение величины установленных индивидуальных тарифов в первом полугодии 2016 года над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии 2015 года; тарифным решениям придана обратная сила; неустановление в срок единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год; неопубликование (опубликование с нарушением срока) тарифных решений и другие.
В части полномочий по досудебному рассмотрению споров и тарифных разногласий ФАС России за 2016 год рассмотрено 452 заявления, из них:
– в сфере электроэнергетики – 94, по 27 из которых требования удовлетворены/частично удовлетворены;
– в сфере теплоснабжения – 197, по 44 из которых требования удовлетворены/частично удовлетворены;
– в сфере водоснабжения и водоотведения – 122, по 30 из которых требования удовлетворены/частично удовлетворены;
– в сфере пригородных железнодорожных перевозок – 35, по 14 из которых требования удовлетворены/частично удовлетворены;
– в сфере твердых бытовых отходов – 1; заявления, по которым требования удовлетворены/частично удовлетворены, отсутствуют.
Также рассмотрено 38 заявлений (жалоб) об отмене тарифных решений органов регулирования. По результатам рассмотрения 12 заявлений тарифные решения органов регулирования отменены, по 26 заявлениям основания для отмены решений отсутствуют.
Приказом ФАС России от 15.08.2016 №1145/16 утверждены Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты.