Стимулирование инвестиций в регулируемых сферах
В странах - членах ОЭСР практикуются различные механизмы стимулирования инфраструктурных инвестиций: прямая поддержка, использование процедур, традиционных для государственных закупок, владение инфраструктурой предприятиями с государственным участием, государственно-частное партнерство или концессии и приватизация.
Результаты исследования показали, что большинство регуляторов не вовлечено напрямую в управление инфраструктурой, однако хорошо осведомлено о проблемах, существующих в отраслях. К ним относятся необходимость увеличения мощностей для удовлетворения спроса, реконструкция и модернизация, инвестиции для удовлетворения дополнительных требований (безопасность, экология и др.), эксплуатация, внедрение новых технологий, повышение качества услуг, вывод из эксплуатации устаревших мощностей.
Тема стимулирования инвестиционной активности актуальна как для экономики в целом, так и для регулируемых хозяйствующих субъектов.
Решение этих вопросов эксперты ОЭСР относят к обязанностям операторов, эксплуатирующих и развивающих объекты инфраструктуры. Регуляторы не должны подменять хозяйствующих субъектов. Нужен надлежащий контроль доступа к инфраструктуре, связанный как с обеспечением условий недискриминационности, так и с платой за доступ. Важно иметь процедуры разрешения споров и др. Не следует возвращаться к модели регулирования по методу «затраты плюс». Роль регулятора состоит в формировании бизнес-модели развития, проведении структурных преобразований на рынке и создании благоприятной институциональной среды для инвесторов, в том числе путем проведения новой долгосрочной тарифной политики.
Требуется определенность для инвестиционного климата вообще и для условий инвестирования в конкретные проекты, в частности. Регуляторы должны способствовать созданию условий для входа новых участников и стимулирования повышения эффективности деятельности существующих. Так, с использованием современных принципов инвестирования в инфраструктуру может быть решен давно наболевший вопрос присоединения к газовым сетям. В текущих условиях сроки технологического присоединения доходят до 2 лет, а средняя стоимость технологического присоединения – до 2 млн. рублей.
Наиболее успешный опыт газификации реализован на территории Тюменской области. Была изменена бизнес-модель: от зарабатывания на «раздувании затрат на стройке» перешли к зарабатыванию на оказании услуг газоснабжения вновь присоединенным потребителям. Стоимость технологического присоединения существенно снизилась, а для отдельных категорий потребителей отсутствует. Срок технологического присоединения составляет 2 недели, мероприятия по технологическому присоединению осуществляются до подвода к дому. За 2014-2016 гг. уже присоединено 26 тыс. домовладений. Мероприятия по техприсоединению к газовым сетям предусмотрены в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции в Тюменской области. Еще 4 региона приняли аналогичные решения, другие в стадии подготовки.
ФАС России при принятии тарифных решений проведен анализ инвестиционных программ субъектов естественных монополий и отдельных проектов, в том числе рассматривались:
• основания для их разработки;
• порядок утверждения и экспертизы;
• порядок исполнения;
• достижение заявленных результатов.
Рассматривались планы мероприятий по сокращению расходов и повышению эффективности деятельности субъектов естественных монополий, содержащие оценку экономической эффективности деятельности и их реализации.
В частности, данный метод был использован при расчете тарифов для ФГУП РТРС (цифровое телерадиовещание).
По сфере жилищно-коммунального хозяйства следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1419 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» предусмотрена возможность превышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации в случае если это обусловлено реализацией утвержденных до 1 ноября 2015 г. инвестиционных программ регулируемых организаций, оказывающих коммунальные услуги, а также заключенными концессионными соглашениями, с соответствующим пересмотром ранее установленных тарифов. Заложено начало реализации принципа – инвестиции в обмен на тариф.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2017 № 54 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации, предусматривающие возможность сохранения в денежном выражении экономии средств, образующейся в результате смены видов и (или) марки топлива на источниках тепловой энергии, что будет стимулировать теплоснабжающие организации к переходу на другие виды (марки) топлива, поиску возможностей снижения издержек, а также своевременное отражение в тарифном регулировании изменений инвестиционных обязательств регулируемых организаций, поэтому принятые изменения особо актуальны для организаций, планирующих утвердить инвестиционные программы в течение долгосрочного периода регулирования.