Методические указания по подготовке к семинару. Цель занятия– проанализировать результаты воздействия Запада и Востока на развитие России к концу XV в.
Цель занятия– проанализировать результаты воздействия Запада и Востока на развитие России к концу XV в., показав усиление антиевропейских тенденций.
1. По первому вопросу следует подчеркнуть, что феодальная
раздробленность является закономерным этапом в эволюции феодального общества. Рассмотрите процесс распада Киевской Руси, обратив внимание на события 1015 г., 1054 г., 1097 г., 1132 г. При анализе причин распада Древнерусского государства обратите внимание на такие как:
- развитие феодального землевладения и усиление центробежных политических тенденций;
- неупорядоченная система наследования великокняжеского престола;
- ослабление роли Киева;
- лишь относительное единство Киевской Руси.
Говоря о последствиях феодальной раздробленности, обратите внимание не только на отрицательные (ослабление перед лицом серьезной внешнеполитической угрозы и т.д.), но и на положительные (создание более благоприятных условий для экономического развития отдельных земель и княжеств; развитие региональных школ в архитектуре, живописи; и др.).
2. Второй вопрос, посвященный взаимовлиянию Руси и Орды, также предполагает многостороннюю оценку этого процесса. Однако, говоря о его итогах, приходится констатировать накопление экономического отставания русских земель от западноевропейских, а также усиление здесь, по сравнению с Западом, политического централизма, несвободы личности.
3. Определенную роль в развитии названных социально-политиче-ских процессов сыграла Москва, что и следует показать при раскрытии третьего вопроса. Говоря о специфике формирования единого российского государства, следует подчеркнуть роль политического фактора, т.е. то, что объединения и централизации требовала, в первую очередь, задача борьбы за национальную самостоятельность. В то время как на Западе главную роль в образовании централизованных государств сыграл экономический фактор –развитие товарно-денежных отношений, торговли, разрушавших замкнутость и обособленность феодального натурального хозяйства. Раскройте экономические, социальные и культурные предпосылки объединения русских земель. Проанализируйте причины возвышения Москвы и ход объединения русских земель (обратив внимание на то, что процесс объединения начинается в XIV в., а завершается в годы правления Василия III), подведите итоги объединительного процесса и раскройте последствия объединения.
Обратите внимание, что образование централизованного русского государства хронологически совпадает с образованием централизованных государств в Западной Европе (Франции, Англии, Испании). Внешне Русь опять вровень с Европой. Но за истекшие столетия (XIII–XV вв.) в развитии русских земель накопились отличия, которые нельзя не заметить.
Заполнить таблицу
Основные процессы | Западная Европа | Московская Русь |
– в экономике | ||
– в политической сфере | ||
– в социальной сфере | ||
– в духовно-нравственной сфере |
СЕМИНАР № 4. Россия накануне Нового времени (XVI–XVII вв.)
1. XVI век – «столетие выбора»:
а) реевропеизация Московской Руси в первой половине XVI в.;
б) опричная политика Ивана IV и ее последствия.
2. «Смутное время» в России: причины, сущность, этапы, итоги.
3. Стабилизация в России при первых Романовых:
а) экономическое развитие; формирование всероссийского рынка;
б) социально-политическое развитие; предпосылки складывания рос-
сийского абсолютизма.
Термины
Парламентаризм, самодержавная монархия, сословно-представительная монархия, легитимность, Реформация, церковный раскол, раскольники, старообрядцы, уния, капитализм, мануфактура.
Темы докладов
Временные границы Смуты.
2. Церковный раскол: сущность, причины, итоги и последствия.