Неэффективности законодательства в данной сфере
1. Тарифная дискриминация гарантирующих поставщиков электрической энергии.
По результатам мониторинга ФАС России в 2016 г. были выявлены случаи, когда разницав размере установленной сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии в разных регионах доходит до 10 раз.
Разброс величины сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков для потребителей максимальной мощностью до 150 кВт составляет 1005% в среднем по наиболее крупному ГП в 2016 г. (Республика Дагестан – 6,15 коп./кВтч, Республика Марий Эл – 61,79 коп./кВтч).
2. Тарифная дискриминация в электросетевом комплексе.
Мониторинг, проведенный ФАС России в 2016 г., также показал, что в электросетевом комплексе сложилась ситуация, аналогичная ситуации с установлением сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.
Так, по результатам сравнения экономической эффективности электросетей по затратам на содержание 1 условной единицы электрооборудования, выявлена разницав разных регионах более чем в 8 раз.
Разброс величины удельных затрат составляет 820 %
Например, уровень затрат на 1 условную единицу в Тюменской области составляет – 132 тыс. руб., а в Республике Калмыкия – 16,1 тыс. рублей.
При этом необходимо учитывать, что методика расчета условных единиц, установленная еще 30 лет назад, в настоящее время требует пересмотра и ее применение в современных условиях не всегда является корректным.
В системе условных единиц предприятий электрических сетей и сетевых предприятий средств диспетчерского и технологического управления (СПСДТУ), утвержденной приказом Минэнерго СССР от 26.01.87 № 51, используемой для определения объемов обслуживания предприятий электрических сетей, отсутствует ряд позиций электротехнического оборудования новых типов, широко применяемого сегодня в производственном процессе и требующего существенных трудозатрат на оперативное обслуживание.
Так, в действующей до сих пор методике расчета условных единиц раздел, посвященный средствам диспетчерского и технологического управления, описывает их на уровне 90-х годов прошлого столетия. Между тем за последние годы появились средства связи нового поколения, такие как волоконно-оптические средства связи, спутниковая связь, появились АСУ ТП, АСУП, АСТУ, АИИС КУЭ. Развитие сетей требует дополнительных трудозатрат на диагностику, техническое обслуживание и ремонт данного оборудования. Из вышесказанного следует, что применение условных единиц для анализа удельных расходов и уровней тарифов по регионам является начальным этапом сопоставлений и определения бенчмарков. Окончательное решение возможно исходя из полного анализа сопоставимых рынков, в том числе по климатическим условиям, составу оборудования, уровня присоединения потребителей и т.д. и т.п.
3. Разрыв в тарифах на тепловую энергию.
По результатам мониторинга, проведенного ФАС России в 2016 г., наблюдается следующая ситуация по средним тарифам на тепловую энергию по субъектам Российской Федерации.
Максимальный средний тариф на тепловую энергию зафиксирован в Чукотском АО и составил - 6289 руб./Гкал, минимальный средний тариф – 982,6 руб./Гкал (Иркутская область).
В отдельных случаях может отмечаться значительное различие (в несколько раз) в уровнях установленных тарифов ресурсоснабжающих организаций.
Так, например, в сфере теплоснабжения в Центральном ФО размеры тарифов могут варьироваться от 150 руб./Гкал (Тверская область) до 18 353 руб./Гкал (Тульская область), в Южном ФО от 548 руб./Гкал (Краснодарский край) до 92 779 руб./Гкал (Волгоградская область).