Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

В целях повышения эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией и эффективности регулирования алкогольного рынка постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. № 1185 образована Правительственная комиссия по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка.

Комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях выработки мер по совершенствованию экономических методов регулирования производства и оборота алкогольной продукции, правовых и рыночных механизмов развития конкуренции в данной сфере, по противодействию незаконному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе незаконной розничной продаже алкогольной продукции, и нарушению требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. №2413 - р утвержден план мероприятий («дорожная карта») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольной рынке.

«Дорожная карта» представляет собой комплекс мероприятий, направленный на качественное изменение ситуации на алкогольном рынке Российской Федерации, в том числе путем повышения эффективности государственного регулирования и конкуренции на алкогольном рынке Российской Федерации.

В рамках реализации «дорожной карты» в целях пресечения регионального протекционизма установлен новый механизм распределения акцизов на алкогольную продукцию между субъектами Российской Федерации.

Ранее действовавшая система распределения акцизов от крепкого алкоголя (акцизы в бюджеты субъектов зачислялись по месту производства алкоголя) мотивировала власти субъектов Российской Федерации на создание конкурентных преимуществ «своим» производителям алкоголя по изданию различного рода рекомендаций, адресованных хозяйствующим субъектам, направленных на обеспечение реализации в приоритетном порядке алкогольной продукции, произведенной на территории данного субъекта Российской Федерации (сертификация алкогольной продукции, указание на увеличение объемов продаж товаров местного производителя, установление отдельных запретов (временных, территориальных, ассортиментных и т.п.), что приводило к нарушению конкуренции на алкогольном рынке.

С 2017 года 80 % акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 9 % - зачисляются по месту производства алкогольной продукции, а 20% - пропорционально объему легально проданной на территории региона продукции.

(До дня (включительно) достижения величины, указанной Федеральным законом о федеральном бюджете - 80 процентов указанных доходов зачисляются территориальным органом Федерального казначейства в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого поступили такие доходы;

20 процентов указанных доходов и поступления от доходов со дня, следующего за днем превышения величины доходов, указанной Федеральным законом о федеральном бюджете направляются территориальными органами Федерального казначейства в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства для их последующего распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации пропорционально объемам розничных продаж указанной продукции в порядке, установленном Минфином России).

Таким образом, 50 рублей акцизов с бутылки водки разбиваются на две части - одна часть остается в регионе по месту производства, другая часть распределяется между всеми регионами по объемам продаж алкоголя, зафиксированным в ЕГАИС.

Ежеквартально Росалкогольрегулирование передает данные об объеме розничных продаж по 85 субъектам Российской Федерации в Федеральное казначейство, и рассчитывает долю региона в общем объеме продаж алкоголя в Российской Федерации.

В следующем квартале эти доли применяются при распределения акцизов на алкогольную продукцию.

Таким образом, чем выше объем легальных розничных продаж, тем больше регион получит в собственный бюджет. Соответственно работа регионов по наведению порядка в рознице станет значительно эффективней.

Вместе с тем для полного снятия барьеров, применяемых региональными властями в ходе реализации алкогольной продукции, произведенной другими субъектами Российской Федерации, необходимо на законодательном уровне установить подход, при котором в субъекты Российской Федерации будут зачисляться акцизы только от легальных розничных продаж алкогольной продукции.

Кроме того, в целях дальнейшего развития конкурентной среды в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и расширения производства следует снижать объемы нелегального производства и оборота продукции и осуществлять его замещение легальной алкогольной продукцией, создавая благоприятные условия для добросовестных участников алкогольного рынка.

В этой связи, в том числе следует усилить государственный контроль в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с внедрением риск-ориентированного подхода при проведении соответствующих мероприятий, продолжить работу по гармонизации ставок акцизов на алкогольную продукцию в государствах - членах ЕАЭС, а также усилить регулирование производства и оборота спиртосодержащей продукции, в том числе в целях пресечения потребления населением такой продукции в качестве суррогатного алкоголя (с установлением подхода, исключающего ценовые преимущества такой спиртосодержащей продукции по отношению к крепкой алкогольной продукции).

1.4.5.16. Федеральное агентство по рыболовству

В целях создания благоприятных условий для развития рыбохозяйственного комплекса, в частности развития конкуренции в области рыболовства, за последнее время принят ряд нормативных правовых актов.

Так вступил в действие Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов».

Закон предусматривает нормы, касающиеся увеличения срока действия договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов до 15 лет, выделения до 20 процентов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели (закупка новых судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях, и строительство объектов переработки водных биологических ресурсов), увеличения объема освоения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов с 50 до 70 процентов, осуществления в течение двух лет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями добычи (вылова) не менее 70 процентов улова водных биологических ресурсов судами, находящимися в их собственности или используемых на основании договора финансовой аренды (лизинга), осуществления рыболовства на основании единого договора на право добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Данная норма введена в действующее законодательство Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов для повышения эффективности, рационального и наиболее полного использования водных биологических ресурсов, по расторжению неосвоенных по долевому принципу квотам добычи (вылова) водных биологических ресурсов в пользу реализации их наиболее эффективным пользователям на аукционах.

Введение нормы по освоению не менее 70 процентов закрепленной за пользователями доли квоты на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих пользователю на праве собственности, или используемых им на основании договора финансовой аренды, или на основании договора; фрахтования судов рыбопромыслового флота, принадлежащих на праве собственности лицам, входящим в одну группу с этим лицом, направлено на исключение из рыбодобывающей отрасли так называемых «рантье» и обеспечение контроля за организацией работы холдинговых компаний, созданных с целью консолидации активов. Причем в рамках закона также предусматривается введение порядка предоставления пользователями сведений о судах, находящихся в распоряжении группы лиц.

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 502 «Об утверждении правил принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в случаях, указанных в пунктах 6 и 7 части 2 статьи 13 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», и о внесении изменений в правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений».

Данные правила устанавливают порядок принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов у лица, которое находилось или находится под контролем иностранного инвестора.

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2017 г. № 225 «О внесении изменений в Правила проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами».

Постановление предусматривает возложение полномочий по проведению аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) в отношении водных беспозвоночных и млекопитающих для осуществления прибрежного рыболовства с территориальных управлений Росрыболовства на Федеральное агентство по рыболовству. 

Централизация проведения указанных аукционов исключает возможность давления на организатора аукциона со стороны участников аукциона (один регион) с одной стороны и местной исполнительной властью с другой стороны.

Также Росрыболовством совместно с Минсельхозом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранения водных биологических ресурсов» в части проведения аукционов в электронной форме.

Основным принципом, заложенным в предлагаемый законопроект, является открытость и прозрачность проведения процедуры аукционов в электронной форме, конечная цель которых - создание эффективных и прозрачных процедур торгов.

Указанными нормативными правовыми актами вводятся именно экономические рычаги и механизмы, направленные на повышение эффективности использования водных биоресурсов, а также на необходимость долгосрочного инвестирования пользователем в свой бизнес с целью эффективного освоения предоставленных ему объемов, что приведет к созданию благоприятных условий для развития рыбохозяйственного комплекса, обеспечения конкурентоспособности российской рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

В части аквакультуры (рыбоводства)

По итогам 2016 года производство товарной продукции составило 174 тыс. тонн, что на 13 % больше объемов 2015 года. Производство посадочного материала увеличилось на 26 % и составило 31 тыс. тонн. При том, что в Дальневосточном Федерально округе объем производства товарной продукции увеличилось по сравнению с 2015 годом на 39 %.

Данная положительная динамика свидетельствует об увеличении темпов развития товарной аквакультуры.

Одной из ключевых задач, которая стояла перед Росрыболовством в 2016 году, являлась определение и предоставление новых акваторий для товарного рыбоводства.

Так, в результате данной работы дополнительно сформированная и предлагаемая к аквакультурной деятельности площадь акваторий в Российской Федерации составляет более 168 тыс. га, из которой уже предоставлено в пользование 50 тыс. га.

Ранее до вступления в силу Закона об аквакультуре рыбоводство в Российской Федерации осуществлялась на 320 тыс. га. Таким образом, рыбоводный фонд увеличился более чем на 50 %.

Наибольшее количество акваторий для аквакультуры сформировано в Южном, Уральском и Сибирском федеральных округах.

Следует отметить, что существенный вклад в работу по определению новых акваторий для осуществления рыбоводства внесен с созданием Росрыболовством интерактивной карты акваторий Японского моря.

Так, в Приморском крае сформировано более 37 тыс. га новых акваторий при том, что до 2015 года марикультура осуществлялась на 19,5 тыс. га, то есть предлагаемый рыбоводный фонд в Приморском крае увеличился на 188 %. Данный регион является лидером в Российской Федерации по определению новых акваторий для осуществления товарного рыбоводства.

1.5. Развитие законодательства и правоприменительной практики
в сфере конкуренции в Российской Федерации

Наши рекомендации