Рынок услуг социального обслуживания населения.
Уровень конкуренции на рынке услуг социального обслуживания оценивается как слабый, низкий с неразвитой конкуренцией.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» поставщиком социальных услуг могут быть не только организации социального обслуживания, но и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие социальное обслуживание, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
Отмечается, что негосударственные организации не желают позиционировать свою деятельность как социальное учреждение. В связи с этим возникает необходимость проведения работы по выявлению некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги, и мониторингу их деятельности
В целях привлечения в сферу социального обслуживания населения социально ориентированных некоммерческих организаций отдельные регионы разрабатывают нормативные правовые акты, которые позволяют негосударственным организациям участвовать в предоставлении социальных услуг и обеспечивают им доступ к бюджетным средствам, выделенным на предоставление социальных услуг населению.
2. Основные проблемы и существующие барьеры, препятствующие развитию конкуренции в Дальневосточном федеральном округе
В числе наиболее сложных проблем развития конкуренции следует обозначить характерное для большинства субъектов Дальнего Востока большое количество отдаленных и труднодоступных поселений с малой численностью населения, в которых есть объективные ограничения (по спросу) для развития предпринимательства и конкуренции. При этом Стандартом развития конкуренции не предусмотрены специфические подходы к развитию рынков в отдаленных районах с низкой плотностью населения.
Необходимо отметить также отставание федерального законодательства, регулирующего те или иные виды деятельности, от требований Стандарта развития конкуренции, а также документов, определяющих задачи развития конкуренции на рынках услуг в социальной сфере.
Например, отдельный раздел Стандарта развития конкуренции посвящен созданию и реализации механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, повышению прозрачности их деятельности и формирования тарифов на их услуги.
Вместе с тем, обязательное рассмотрение инвестиционных программ межотраслевыми советами потребителей предусмотрено только нормативными актами в сфере электроэнергетики. Законодательство, регулирующее иные сферы деятельности субъектов естественных монополий, аналогичных норм не содержит.
Кроме того, нормативные правовые акты, регламентирующие раскрытие субъектами естественных монополий информации о своей деятельности, не содержат норм, предусматривающих наглядность такой информации, изложение ее в форме, доступной для восприятия потребителем. В результате не достигаются цели правового регулирования, направленного на обеспечение максимальной открытости процесса принятия решений по вопросам инвестиционных программ, тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий и повышения качества предоставляемой ими информации.
Среди нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в социальной сфере, только Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» создает условия для развития конкуренции в сфере социальных услуг. Законодательство, регулирующее другие отрасли социальной сферы, не обеспечивает равных условий доступа любых хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей к предоставлению услуг за счет средств бюджета.
Все группы опрошенных сходятся во мнении, что основным ограничением для ведения бизнеса в регионах Дальнего Востока являются высокие налоги. Можно с уверенностью сказать, что снижение налогового бремени на предпринимателей будет в значительной мере способствовать развитию конкурентной среды.
Разные группы респондентов сходятся во мнении, что основными механизмами развития конкуренции является контроль над ростом цен, обеспечение качества продукции и юридическая защита предпринимателей.
Кроме того, сотовая связь является крайне важным фактором в жизни каждого жителя Дальнего Востока и оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое состояние округа, его инвестиционной привлекательности. Наличие широкого спектра тарифных планов обеспечивает возможность выбора оптимального перечня необходимых сервисов. С целью реализации единой ценовой политики на всей территории Дальнего Востока ключевые компании сотовой связи в настоящее время рассматривают возможность выравнивания стоимости и объемов оказываемых услуг, предоставляемых в рамках идентичных тарифных планов, действующих на территории субъектов Дальневосточного федерального округа, имеющих подключение к ВОЛС.