Развитие конкуренции на рынке управления многоквартирными домами.
В течение 2016 года органами государственного жилищного надзора было проверено 764 745 многоквартирных домов (далее- МКД).
Всего проведено 453 157 проверок, из них по лицензионному контролю 327 760, по жилищному контролю 125 397.
На одного жилищного инспектора в среднем приходится 91 проверка.
За 2016 год органы государственного жилищного надзора провели 3578 публичных мероприятий. Руководящий состав государственных жилищных инспекций проводил обучающие семинары с населением, рассказывал об изменениях в действующем законодательстве.
За период лицензирования (с 1 мая 2015 года) выдано 19076 лицензий.
Аннулированных в 2016 году 5 лицензий. Лицензий, действие которых прекращено-21.
В 2016 году государственные жилищные инспекции провели проверки состояния лифтового оборудования в многоквартирных жилых домах.
Всего было проверено 451 939 лифтов. В рамках проверки было установлено, что 13 233 лифта отработали назначенный срок службы. 10 513 лифтов эксплуатируются с нарушениями требований, установленных минимальным перечнем услуг и работ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290. По итогам проведенных проверок и выявленных нарушений органы государственного жилищного надзора выдали 3 3 80 предписаний, а также направили 1 775 обращений в территориальные органы Ростехнадзора.
В 2016 году государственные жилищные инспекции совместно с Ростехнадзором провели проверку внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в том числе дымовых и вентиляционных каналов в 1 001 612 многоквартирных домах. Всего было проведено 103 333 проверки по итогам которых было выдано 9 994 предписания. По информации Ростехнадзора, силами территориальных органов Ростехнадзора в рамках установленной компетенции проведены документарные проверки в отношении 163 поднадзорных газораспределительных организаций, обслуживающих, в том числе, внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование в жилом фонде. Информация об использовании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, полученная при проведении его технического обслуживания, направлена в органы жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
В соответствии с поручением Президента РФ от 9 декабря 2015 г. № Пр-2512 Главным государственным жилищным инспектором РФ утвержден перечень целевых показателей и индикаторов деятельности ГЖИ и методика оценки эффективности деятельности ГЖИ.
Наиболее весомым показателем качества работы ГЖИ остается количество исполненных в установленный срок предписаний, выданных в связи с выявленными нарушениями лицензионных требований, в соотношении с общим количеством предписаний в рамках лицензионного контроля. Также в число ключевых показателей эффективности работы органов Госжилнадзора вошли минимальная доля предписаний, отмененных судом, доля проверок, проведенных в установленный срок, информационная открытость органов государственного жилищного надзора.
В частности, по результатам проведенного анализа на рынке управления многоквартирными домами были выявлены следующие проблемы:
избыточно сложная система изъятия многоквартирного дома из управления управляющей организации, допускающей систематические нарушения при исполнении обязательств по договору управления (в настоящее время возможно только по решению суда);
применение одинаковых санкций за нарушение лицензионных требований, не учитывающих степень тяжести совершенного административного правонарушения, которые, с одной стороны создают избыточное административное и финансовое давление на работу управляющей организации, а с другой стороны, не обеспечивают должного реагирования на допускаемые нарушения, которые в том числе приводят к причинению вреда здоровью гражданина или даже к его гибели;
формирование рынка «запасных» организаций, которые получили лицензии, но не имеют многоквартирных домов в управлении (такие организации зачастую являются «запасными» (подконтрольными) для тех организаций, которые уже работают на рынке и, если управляющая организация будет лишена лицензии, то запасная организация может заменить ее);
неэффективная организация работы органов региональных органов государственного жилищного надзора (далее - ГЖИ) в регионах, возникновение конфликта интересов при реализации последними свои полномочий и иные проблемы в указанной сфере.
По итогам проведенного анализа правоприменительной практики, вышеуказанного анализа результатов государственного жилищного надзора в 2016 году, а также с учетом предложений, замечаний, полученных Минстроем России от общественных организаций, экспертного сообщества в ходе публичных мероприятий и рабочих обсуждений актуальных проблем работы сферы управления жильем Минстроем России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты (в части ужесточения ответственности управляющих организаций за нарушение лицензионных требований)» (далее - законопроект) в целях повышения эффективности лицензионного контроля, усиления защиты прав граждан и исключения злоупотреблений, возникающих при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.
Законопроектом также предполагается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), направленных на повышение эффективности лицензионного контроля.
Так, предполагается, что дела об административных правонарушениях по статьям 7.23.3 «Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» и 14.1.3 «Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии» КоАП рассматриваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор.
Кроме того, предусматривается, что в случае неоднократного в течение календарного года грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований в отношении многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о таком доме или домах. Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований будет установлен Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110.
Также законопроектом предусматривается, что лицензия аннулируется по решению лицензионной комиссии на основании представления органа государственного жилищного надзора, в случае если в течение 12 месяцев с момента выдачи лицензии либо с момента исключения из реестра лицензий всех многоквартирных домов, которыми управлял лицензиат, в реестр лицензий не было включено ни одного многоквартирного дома.