Сфера индустрии детских товаров
Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 962-р, и плана мероприятий на 2016-2020 г. по реализации Стратегии, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. №856-р направлены на создание в России конкурентоспособной, устойчивой и структурно сбалансированной индустрии детских товаров.
Ключевым показателем развития индустрии детских товаров в соответствии со Стратегией развития индустрии детских товаров до 2020 года является доля российских товаров для детей на российском рынке. Прогнозируемая, в рамках исследования в 2016 году, доля российских товаров для детей составляет 25 %, что превышает прогноз инерционного сценария развития индустрии детских товаров, зафиксированному в Стратегии (экспертная оценка).
В целях организации работы по формированию отраслевых планов по импортозамещению в гражданских отраслях промышленности, а также для поддержки отечественных производителей детских товаров, приказом Минпромторга России от 30 сентября 2016 г. № 3510 утвержден план мероприятий по импортозамещению продукции в индустрии детских товаров Российской Федерации, который позволит увеличить конкурентоспособность отечественной продукции за счет стимулирования технологической модернизации производств, а также поспособствует изучению ее новых конкурентоспособных видов.
Согласно экспертным исследованиям, в 2016 г. в сфере индустрии детских товаров доля сегмента детской одежды составляет - 31% рынка детских товаров, обувь - 9%, товары для новорожденных - 26%, игрушки - 22%, прочее - 11%. Аналогичным соотношением долей крупнейших сегментов характеризовался рынок детских товаров на 2015 г.
По данным Росстата на 2016 г. в России в выпуске товаров для детей участвуют более 15 отраслей, среди которых легкая и деревообрабатывающая промышленности (одежда, обувь, мягкие игрушки, мебель, деревянные игрушки; тетради, альбомы и др.); химическая промышленность (изделия из пластмассы - игрушки, посуда, мебель; товары для детского творчества); пищевая и фармацевтическая отрасли, издательская деятельность (книги, учебники, методические материалы).
Объем российского рынка товаров для детей в 2016 г. составил около 530 млрд. рублей.
Положительную динамику увеличения российских товаров на рынке в денежном выражении демонстрируют следующие отрасли: производство обуви - за первое полугодие 2016 г. рост составил 20,69 % по сравнению с 2015 г., производство мебели - рост товаров российского производства составил 12,97 %, доля игр и игрушек российского производства поднялся выше на 1-2 %, аналогичная ситуация происходит с производством детской одежды. Кроме того, по оценкам аналитиков РБК Исследования рынков, в 2016 г. рост онлайн-продаж детских товаров вырос на 7-8% по сравнению с 2015 г.
В рамках реализации подпрограммы «Индустрия детских товаров» Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в настоящее время реализуются следующие механизмы государственной поддержки:
1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2014 года №1179 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским управляющим организациям индустриальных парков индустрии детских товаров на возмещение части затрат на создание и (или) развитие имущественного комплекса, в том числе инфраструктуры индустриальных парков индустрии детских товаров, в рамках подпрограммы «Индустрия детских товаров» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предоставляются субсидии на компенсацию выпадающих доходов управляющим организациям при предоставлении скидки резидентам индустрии детских товаров по уплате арендной платы за земельные участки, здания, сооружения, расположенные в индустриальном парке.
2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2014 года №1162 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов индустрии детских товаров в рамках подпрограммы «Индустрия детских товаров» государственной программы
Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предоставляются субсидии в целях стимулирования инновационной деятельности организаций индустрии детских товаров.
3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 г. № 1212 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2013 - 2016 годах, на реализацию приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров, а также на компенсацию части затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров в рамках подпрограммы «Индустрия детских товаров» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предоставляются субсидии в целях стимулирования инвестиционной активности российских организаций для создания, расширения, модернизации производств товаров для детей.
4. Обеспечение расходов по продвижению российских товаров и услуг индустрии детских товаров на российские и зарубежные рынки.
Также Минпромторгом России представлены предложения по мерам государственной поддержки экспорта продукции индустрии детских товаров, включая субсидирование затрат на участие в специализированных международных выставках, сертификации, получения патентов, адаптацию брендов и упаковки.
Анализ статистики российского экспорта, данных мировой торговли и показателей развития индустрии детских товаров показывает, что существует определенный потенциал для наращивания экспорта российских детских товаров, несмотря на то, что его доля в общей структуре экспорта в настоящее время составляет менее 0,1%.
По результатам проведенного Российским экспортным центром анализа, реализация имеющегося экспортного потенциала индустрии детских товаров требует решения ряда задач по преодолению системных проблем развития отрасли, а также проблем, непосредственно относящихся к экспортной деятельности.
К числу общесистемных отраслевых проблем можно отнести недостаточный уровень качества отечественной сырьевой базы и высокая стоимость импортных расходных материалов, слаборазвитая производственная инфраструктура (в том числе технологии и оборудование) и низкий уровень инновационной активности, наличие на российском рынке большого количества нелегально произведенных изделий, слабое развитие механизмов продвижения (маркетинга) российских продуктов (образов, товаров, услуг) как на внутреннем, так и на внешних рынках, дефицит профессиональных кадров.
К числу системных проблем, с которыми сталкиваются непосредственно предприятия - экспортеры российской индустрии детских товаров можно отнести сложный документооборот и недостатки правового регулирования в части взаимодействия с интернет-платформами, сложность процедур отправки российскими организациями зарубежных посылок для физических лиц, отсутствие экспертизы в области внешнеэкономической деятельности в части организации логистики, деловой коммуникации, экспортной адаптации, взаимодействия с онлайн-ритейлерами, сложность конкуренции с международными компаниями, отсутствие узнаваемости российских брендов.
Определение перспективных категорий товаров и ниш, в которых российские производители объективно могут быть конкурентоспособными, а также эффективных инструментов продвижения российских брендов можно отнести к первостепенным задачам, которые необходимо решить для преодоления перечисленных проблем. Важной составляющей данных задач является выбор правильных каналов выхода на внешние рынки и продвижения продукции на них.
Следует отметить, что детские игрушки наиболее успешных российских производителей становятся весьма конкурентоспособными по качеству на мировом рынке и успешно экспортируются. Российские производители демонстрируют конкурентоспособность в производстве игр с образовательной направленностью. Различные настольные игры (пазлы, головоломки и др.) составляют порядка 20% экспортируемых за рубеж игрушек, еще 10-15% экспорта приходится на сборочные модели. Поэтому доля российских производителей в сегменте развивающих и обучающих игрушек с каждым годом увеличивается.
Развитие экспортного потенциала российских предприятий индустрии детских товаров является одной из ключевых задач Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 962-р.
В целях запуска программ по финансированию части затрат экспортеров, связанных с регистрацией объектов интеллектуальной собственности, а также сертификацией продукции на внешних рынках, Минпромторгом России разработаны проекты постановлений Правительства Российской Федерации «О предоставлении субсидии российским производителям на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности» и «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов».
В настоящее время на завершающей стадии находится формирование нормативно-правовой базы по таким механизмам поддержки экспортеров, как субсидирование затрат производителей по регистрации на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности и компенсация затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов.