Динамика оценок конкурентной среды: производители из стран ЕАЭС
2011 — 2016 годы, %
*При дальнейшем анализе не учитывается вариант «нет ответа».
За последние пять лет респонденты стали чаще выбирать вариант «конкуренция со стороны производителей из ЕАЭС не влияет на деятельность компании». Более половины всех организаций не ощущают на себе такого рода конкурентного давления. О слабом влиянии заявили 37,4% участников опроса.
Только 2,3% компаний назвали в 2016 году влияние конкуренции со стороны производителей из ЕАЭС сильным.
69,2% дальневосточных компаний отрицают, что на их работу каким-либо образом влияет конкурентное воздействие со стороны производителей из ЕАЭС.
Слабым это влияние назвало большинство участников опроса из Сибирского федерального округа.
Более-менее заметное влияние оказывает конкуренция с организациями из ЕАЭС на компании из Центрального и Южного федеральных округов.
Строительные и энергетические компании в 70% случаях дали ответ «нет, эти производители не влияют на деятельность компаний».
На большинство предприятий отрасли «обрабатывающие производства» конкуренция со стороны производителей из ЕАЭС влияет, но влияние это слабое.
Динамика оценок конкурентной среды: производители-импортёры не из стран ЕАЭС, 2011 — 2016 годы, %
*При дальнейшем анализе не учитывается вариант «нет ответа».
В 2016 году почти половина участников опроса ответила, что конкуренция со стороны импортёров не влияет на деятельность. 27,1% оценили это влияние как слабое. 17,1% предпочли вариант «заметное», а 8,5% респондентов назвали влияние сильным.
По сравнению с 2011 годом снизилась доля ответа «влияние конкуренции со стороны производителей-импортёров сильное» на 10%.
На деятельность сибирских компаний конкуренция с производителями-импортёрами влияет в большей степени, чем на организации из других регионов. Также заметное влияние такого рода конкуренция оказывает на работу компаний из Северо-Западного федерального округа.
Компании из ДВФО снова чаще других выбирали отрицательный вариант.
30% компаний обрабатывающего сектора сказали, что влияния со стороны импорта нет, и эта доля ниже совокупного значения на 17,2%. Именно на столько же процентных пунктов выше в их случае доля варианта «влияние слабое».
На деятельность строительных компаний конкуренция со стороны импортёров почти не оказывает влияния.
В 2016 году в анкету был добавлен ряд вопросов, дополнительно характеризующий конкурентную среду в контексте темы государственных и муниципальных закупок.
56% респондентов участвовали за последние два года в процедурах торгов и запросах котировок в сфере закупок товаров, работ или услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 37,1% ответили, что такого опыта у них не было, и 6,9% компаний предпочли пропустить вопрос.
Чаще других в этих процедурах принимали участие компании отрасли «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» — доля положительного ответа достигла в их случае 70%.
Участие в процедурах торгов и запросах котировок в сфере госзакупок в 2016 году, %
*По другим отраслям данные не отвечают критерию репрезентативности. «Нет ответа» исключены из распределения.
Процедуры торгов и запросов котировок в сфере госзакупок, по мнению 52,5% ответивших на вопрос, в ряде случаев создают барьеры для добросовестных участников. 25% компаний ответили, что, напротив, процедуры обеспечивают конкурентный и прозрачный доступ для участников. Пятая часть компаний предпочла вариант «процедуры неэффективны и ограничивают конкуренцию». Из распределения исключены те, кто затруднился с ответом. Изначально их доля составляла 22,1% от всех участников опроса.Также компании смогли оценить конкуренцию с госкомпаниями или компаниями с госучастием. Вариант «Госкомпании или компании с государственным или муниципальным участием на рынке, где работает компания, отсутствуют или практически отсутствуют» выбрали 41% представителей бизнеса. Следующий ответ — «госкомпании представлены на рынке, и они находятся в равных условиях со всеми» — получил долю 31,4%. По мнению 16% респондентов, госкомпании пользуются преференциями или даже используют механизмы недобросовестной конкуренции. Десятая часть пропустила данный вопрос.
Оценка конкуренции с госкомпаниями или компаниями с государственным участием, 2016 год, %
На Дальнем Востоке и в Южном федеральном округе госкомпании чаще используют механизмы недобросовестной конкуренции, преференции, доля этого варианта выше в два раза совокупного значения.
Половина участников опроса из Приволжского федерального округа ответила, что госкомпании работают на равных условиях со всеми остальными участниками рынка, и это максимальная доля этого варианта.
Порядка 30% строительных организаций убеждены, что госкомпании недобросовестно используют административный ресурс и получают различные преференции (+10% к значению в общем распределении данных).
Госкомпании отсутствуют или практически отсутствуют в торговой сфере, согласно ответам 68% респондентов, занятых в торговле.
В заключение, в части предложений по совершенствованию конкуренции, РСПП считает необходимым подчеркнуть следующее:
1. Экономическое развитие страны и эффективное развитие конкуренции должны строиться на принципе создания частному бизнесу дружественного гарантированного государством инвестиционного климата, и обеспечение равных условий конкуренции частному бизнесу с государственными компаниями.
2. Проведенные опросы достаточно убедительно показывают, что введение эмбарго в отношении ряда товаров иностранного происхождения и проводимая Правительством РФ политика импортозамещения позволили создать определенные возможности для расширения отечественного производства и, таким образом, способствовали повышению уровня конкуренции между российскими производителями и сокращению влияния на спрос со стороны иностранных компаний, как работающих на территории РФ, так и импортирующих товары.
Однако важно отметить, что, поддерживая отечественного предпринимателя, государство не должно допускать создания дискриминационных условий путем предоставления отдельным хозяйствующим субъектам различных преимущественных условий при наличии иных действующих игроков на рынке. Предоставление преференций (субсидий) может привести в перспективе не только к падению уровня конкуренции, но и ухудшению качества продукции при сохранении высокой цены на нее.
Уровень вмешательства государства в экономику через поддержку отечественного предпринимательства должен быть обоснован и разумно ограничен сроками и размерами. Кроме того, приоритет в любом случае должен быть отдан созданию предприятий с нуля или их модернизации на базе отечественных инноваций и разработок.
3. В связи с вышеуказанным вопрос снятия антимонопольных иммунитетов, установленных в настоящий момент для интеллектуальной собственности (пункт 4 статьи 10, пункт 9 статьи 11 Закона о защите конкуренции), нуждается в серьезной, комплексной проработке на предмет целесообразности таких изменений, и анализе всей системы законодательства, а не только Закона о защите конкуренции, принимая во внимание, систему права Российской Федерации, положения Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ. Следует проанализировать вопрос о возможном влиянии таких законодательных изменений на развитие инновационной экономики и изобретательства. Не оспаривая саму возможность использования монопольного по своей сути исключительного права в целях ограничения конкуренции, РСПП представляется обоснованным действовать не путем прямого исключения иммунитетов из статей 10 и 11 Закона о защите конкуренции, а отдельно ограничить использование в бизнесе наиболее вредных лицензионных практик и презюмировать их как нарушающих антимонопольный закон. В целом, для обеспечения интересов обороны и безопасности государства достаточно положений ст. 1360 Гражданского кодекса РФ, согласно которой Правительство РФ имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации. Однако следует распространить положения данной нормы закона и на случаи обеспечения интересов населения страны.
4. При этом следует поддержать антимонопольный орган в общем стремлении к сокращению административной нагрузки на бизнес, что выразилось в уменьшении общего количества сделок, подлежащих контролю со стороны ФАС России, и развитии института предупреждения, введенного в рамках четвертого антимонопольного пакета и позволившего в 2016 году в два раза сократить число дел, возбужденных регулятором. Высокая исполнимость предупреждений антимонопольного органа, быстрое устранение нарушений свидетельствует о заинтересованности компаний в том, чтобы избежать серьезных репутационных и экономических последствий для своего бизнеса. Таким образом, поддержки заслуживает ориентация ФАС России на предупреждение и предотвращение нарушений, а не наказание субъектов хозяйственной деятельности, на дальнейшее развитие конкуренции, а не ее защиту.
5. Вышеуказанной цели служит также развитие принципа правовой определенности в отношениях бизнеса и антимонопольного органа. Речь идет о мерах по формированию единообразия в применении норм законодательства о защите конкуренции, в частности, о принятии центральным аппаратом ФАС России ряда разъяснений по наиболее актуальным вопросам правоприменения и создании внутриведомственной процедуры обжалования решений территориальных органов.
6. Приведенные в настоящем письме результаты опросов российских компаний также показывают, что одним из отрицательных факторов, влияющим на развитие конкуренции, продолжает оставаться значительная доля госкомпаний в российской экономике. Опросы свидетельствуют о том, что госкомпаниями зачастую используются методы недобросовестной конкуренции и преференции. По этой причине обоснованным представляется снижение уровня огосударствления экономики и общего вклада государства в экономику, сокращения числа ГУМов и МУПов.
7. РСПП поддерживает начатую ФАС России реформу сферы регулирования цен (тарифов) и естественных монополий, и подтверждает свое намерение принять активное участие в этой деятельности.