Текущее состояние по профессиональным квалификациям в сфере закупок: факты и проблемы.
1. В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сформулированы специальные требования к сотрудникам в сфере закупок:
- «Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок» (ч. 2 ст.9).
- «Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок» [31](ч. 6 ст. 38).
- «Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки» (ч.5 ст. 39).
В Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» подобные требования к квалификации отсутствуют.
2. В Российской Федерации отсутствуют базовые программы высшего образования в сфере закупок, нет федеральных государственных образовательных стандартов для специалистов по закупкам. Закупщики получают высшее образование по иным специальностям, затем либо получают профессиональную переподготовку (программы от 250 часов), либо повышают квалификацию в области закупок (программы от 16 до 250 часов). В отдельных случаях можно получить высшее образование в сфере государственного и муниципального управления, со специализацией в области закупок.
При этом можно отметить, что программы повышения квалификации должны использоваться в том случае, когда у сотрудника уже имеется профессиональное образование именно в той сфере, в которой повышается квалификация (в сфере закупок) - что практически никогда не соблюдается.
3. Обучающих центров (как в части повышения квалификации, так и в части профессиональной переподготовки) в сфере закупок рекламируется больше, чем имеется профессиональных преподавателей, нередко в погоне за потенциальными клиентами стоимость курса снижается почти до нуля. Обычно снижение происходит за счет того, что из всего курса реальное общение со слушателями (очное или дистанционное) занимает не более одного учебного дня, а все остальное отдается на откуп «заочному самостоятельному обучению». Качество знаний выпускников таких курсов получается соответствующе низким, что в целом на сфере закупок отражается не лучшим образом.
В качестве механизма повышения качества знаний, со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации в сентябре 2015 года произведен отбор инновационных площадок, осуществляющих повышение квалификации или переподготовку специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в рамках приказа Минобрнауки от 24.02.2014 № 137 «Об организации сбора заявок на участие в отборе инновационных площадок, осуществляющих деятельность в сфере образования по одному или нескольким направлениям в рамках инновационных проектов (программ), выполняемых по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации»).
Вместе с тем прохождение данного отбора и присвоение учебному центру статуса инновационной площадки не является обязательным требованием для проведения обучения в сфере закупок.
4. При обучении специалистов в сфере закупок, в том числе со стороны ведущих учебных центров, не уделяется должного внимания отработке практических действий у обучающихся, обычно ограничиваются разбором и обсуждением требуемых действий. Отсутствуют учебные ресурсы, имитирующие Официальный сайт http://zakupki.gov.ru, практически отсутствуют преподаватели-практики с опытом работы в сфере госзаказа (реально практикующие и проводящие закупки), в результате чего выпускники многих учебных учреждений при обучении приобретают только теоретический опыт, без практических навыков.
Как результат - первые шаги на практике у таких специалистов зачастую приводят к штрафам и соответственно снижению интереса к профессии и текучке кадров в этой области.
5. Требования законодательства о контрактной системе являются универсальными для всех, также как и требования к работникам контрактных служб, и распространяются на множество мелких заказчиков.
На практике данные требования нередко оказываются несопоставимо сложны по отношению к уровню фактической квалификации сотрудников таких организаций.
6. Институтом государственных закупок МГЮА создана система добровольной сертификации в сфере закупок.
Данное начинание можно оценить как позитивное, однако оно не является универсальным и не влечет никаких юридически значимых последствий.