Формы государственно-территориального устройства
Линии сравнения | Унитарное государство | Федерация | Конфедерация |
1. Сущность формы госу- дарственно- территори- ального уст- ройства | Единое, неде- лимое, состав- ляющее одно целое госу- дарственное устройство | Объединение нескольких территориаль- ных единиц в одно государс- тво | Объединение аб- солютно незави- симых субъек- тов, имеющих независимую систему госу- дарственных ор- ганов и законо- дательств, свою валюту, граж- данство, нацио- нальные армии |
2. Конститу- тивные (определяю- щие) реше- ния | Принимают- ся высшими органами власти | Принимаются высшими союз- ными органа- ми; в сфере сов- местного веде- ния — с участием субъ- ектов федера- ции | Принимаются высшими орга- нами власти го- сударств-участ- ников |
3. Террито- Рия | Единая, гра- ницы админи- стративно- территориаль- ных единиц устанавлива- ются и изме- няются цент- ром | Образуют терри- торию субъек- тов, внутрен- ние границы изменяются только с согла- сия субъектов в установленном конституцией порядке | Отсутствие еди- ной территории |
4. Полити- ческая само- стоятель- ность | Администра- тивно-терри- ториальные единицы не наделены по- литической самостоятель- ностью | Субъекты обла- дают опреде- ленной полити- ческой самосто- ятельностью | Государства- участники со- храняют пол- ную политичес- кую самостоя- тельность |
5. Конституция | Единая | Союза и субъектов, верховенство конституции союза | Государств-участников |
6. Гражданство | Единое | Союзное и субъектов | Государств-участников |
7. Правовая и судебная системы | Единая | Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты | Отсутствие единой правовой и судебной систем |
8. Международная деятельность | В полном объеме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях | Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены | Государства-участники осуществляют международную деятельность в полном объеме |
9. Право расторжения договора | Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации | Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке | |
10. Современные государства | Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония | Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария | Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС) |
Тема 8. Политический режим. Типы политических режимов
Политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, т. е. государства, политических партий и движений, политических институтов и т. д.
Политический режим | ||||||
Определяется | Обеспечивает | |||||
• Уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов • Структурированностью правящей элиты • Состоянием отношений с бюрократией (чиновничьим аппаратом) • Развитостью общественно-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием и поведением • Доминирующим в обществе типом легитимности | • Стабильность политической власти • Управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений • Достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты | |||||
Политические режимы
Виды режимов | |||
Линии сравнения | Демократиче-ский | Недемократический | |
Тоталитарный | Авторитарный | ||
1. Формы | Непосредст- Венная (народ напрямую осуществляет управление государством) и представи- тельная (народ управляет государством через избранные представительные органы) демократия | Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм | От буржуазных, социалист. до военно- диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока |
2. Социальная база | Опора на боль- шинство насе- ления, которое сознательно поддерживает демократиче- ские ценности (подчинение политического меньшинства большинству) | Опора на мас- совые движе- ния люмпе- низирован- ных слоев населения | Опора на тра- диционные со- циальные институты — бюрократию, армию, цер- ковь |
3. Госу- дарственное устройство | Правовое госу- дарство, по- строенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения | «Всеобщее государство», осуществляю- щее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни | Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни формализованное разделение властей |
4. Партийная система | Многопартий- Ность | Господство одной партии | Правящая партия огосу- дарствлена |
5. Оппозиция | Действует легально | Отрицается | Ее деятельность ограничена жесткими рамками |
6. Право- вой принцип | Разрешено все, что не запрещено законом | Запрещено все, что не разрешено законом | Все, что касается полит. деят-ти, строго регламентиров. Властью |
7. Права и свободы граждан | Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан Периодические свободные выборы | Права и свобо- ды граждан лишь декла- рируются, люди совер- шенно безза- щитны перед произволом властей. За- кон защищает не личность, а государство | Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в поли- тической сфере. Закон преиму- щественно стоит на защите интересов госу- дарства, а не личности (выборы в органы государственной власти могут проводиться и в недемократических государствах, просто нарушается демократические принципы избирательной системы) |
8. Эконо- мика | Смешанная экономика, до- минирует част- ный сектор; го- сударственное регулирование частного пред- приниматель- ства носит кос- венный ха- рактер | Централизо- ванная эконо- мика, государ- ственное пла- нирование с милитарист- ской направ- ленностью. Жесткая про- изводственная дисциплина | Обширный го- сударственный сектор может уживаться с рыночной экономикой |
9. Идеоло- гия | Политический Плюрализм | Существует единственная обязательная официальная идеология | Доминирует официальная идеология, но допускается наличие дру- гих идейных течений |
10. Кара- тельные органы | Строго подчиняются закону | Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны | Важный элемент государствен. Аппарата |
Критерий выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества. Особенность демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.
Демократия(греч. народовластие) – способ политической организации общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, наделении граждан широким кругом прав и свобод, в том числе правом участвовать в управлении государством.
Признаки демократии
- участие граждан в формировании и осуществлении государственной власти;
- сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчётность избирателям;
- демократический контроль общества над армией и правоохранительными органами;
- политический плюрализм;
- гласность, отсутствие цензуры в СМИ
- реальное осуществление принципа разделения властей;
- принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства