Формы государственно-территориального устройства

Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация
1. Сущность формы госу- дарственно- территори- ального уст- ройства Единое, неде- лимое, состав- ляющее одно целое госу- дарственное устройство Объединение нескольких территориаль- ных единиц в одно государс- тво Объединение аб- солютно незави- симых субъек- тов, имеющих независимую систему госу- дарственных ор- ганов и законо- дательств, свою валюту, граж- данство, нацио- нальные армии
2. Конститу- тивные (определяю- щие) реше- ния Принимают- ся высшими органами власти Принимаются высшими союз- ными органа- ми; в сфере сов- местного веде- ния — с участием субъ- ектов федера- ции Принимаются высшими орга- нами власти го- сударств-участ- ников
3. Террито- Рия Единая, гра- ницы админи- стративно- территориаль- ных единиц устанавлива- ются и изме- няются цент- ром Образуют терри- торию субъек- тов, внутрен- ние границы изменяются только с согла- сия субъектов в установленном конституцией порядке Отсутствие еди- ной территории
4. Полити- ческая само- стоятель- ность Администра- тивно-терри- ториальные единицы не наделены по- литической самостоятель- ностью Субъекты обла- дают опреде- ленной полити- ческой самосто- ятельностью Государства- участники со- храняют пол- ную политичес- кую самостоя- тельность
5. Конститу­ция Единая Союза и субъек­тов, верховенс­тво конститу­ции союза Государств-участников
6. Граждан­ство Единое Союзное и субъ­ектов Государств-участников
7. Правовая и судебная системы Единая Верховенство союзного зако­нодательства, право субъек­тов в сфере своей компе­тенции прини­мать законода­тельные акты Отсутствие еди­ной правовой и судебной систем
8. Междуна­родная деятель­ность В полном объ­еме: откры­тие посольств и представи­тельств за ру­бежом, заклю­чение межго­сударственных договоров, участие в меж­дународных организациях Субъекты мо­гут иметь пред­ставительства за рубежом, участвовать в международ­ных организа­циях, иметь на­учные и куль­турные обмены Государства-участники осу­ществляют международ­ную деятель­ность в полном объеме
9. Право расторже­ния дого­вора   Субъекты ли­шены права расторгнуть фе­деративный до­говор и выйти из федерации Может быть рас­торгнут госу­дарствами-учас­тниками и в од­ностороннем порядке
10. Совре­менные го­сударства Великобрита­ния, Дания, Испания, Ита­лия, Швеция, Япония Австралия, Бра­зилия, Герма­ния, Индия, Ка­нада, Мексика, Россия, США, Швейцария Содружество Независимых Государств (СНГ), Европей­ский союз (ЕС)


Тема 8. Политический режим. Типы политических режимов

Политический режим — совокупность методов и спо­собов осуществления в стране государственной власти и управления.

Политический режим формируется в результате взаимо­действия всех компонентов, которые принадлежат к поли­тической системе общества, т. е. государства, политических партий и движений, политических институтов и т. д.

    Политический режим    
       
         
Определяется   Обеспечивает
• Уровнем развития и интенсив­ностью общественно-политиче­ских процессов • Структурированностью правя­щей элиты • Состоянием отношений с бюрок­ратией (чиновничьим аппаратом) • Развитостью общественно-поли­тических традиций, господствую­щими в обществе политическим сознанием и поведением • Доминирующим в обществе ти­пом легитимности   • Стабильность полити­ческой власти • Управляемость граж­дан, приемлемую для власти динамику и на­правленность политиче­ских отношений • Достижение целей по­литики, реализацию ин­тересов властвующей элиты
             

Политические режимы

  Виды режимов
Линии сравнения Демократиче-ский Недемократический
  Тоталитарный Авторитарный
1. Формы Непосредст- Венная (народ напрямую осуществляет управление государством) и представи- тельная (народ управляет государством через избранные представительные органы) демократия Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм От буржуазных, социалист. до военно- диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока
 


2. Социальная база Опора на боль- шинство насе- ления, которое сознательно поддерживает демократиче- ские ценности (подчинение политического меньшинства большинству) Опора на мас- совые движе- ния люмпе- низирован- ных слоев населения Опора на тра- диционные со- циальные институты — бюрократию, армию, цер- ковь
3. Госу- дарственное устройство Правовое госу- дарство, по- строенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения «Всеобщее государство», осуществляю- щее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни формализованное разделение властей
4. Партийная система Многопартий- Ность Господство одной партии Правящая партия огосу- дарствлена
5. Оппозиция Действует легально Отрицается Ее деятельность ограничена жесткими рамками
6. Право- вой принцип Разрешено все, что не запрещено законом Запрещено все, что не разрешено законом Все, что касается полит. деят-ти, строго регламентиров. Властью
7. Права и свободы граждан Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан Периодические свободные выборы   Права и свобо- ды граждан лишь декла- рируются, люди совер- шенно безза- щитны перед произволом властей. За- кон защищает не личность, а государство Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в поли- тической сфере. Закон преиму- щественно стоит на защите интересов госу- дарства, а не личности (выборы в органы государственной власти могут проводиться и в недемократических государствах, просто нарушается демократические принципы избирательной системы)
8. Эконо- мика Смешанная экономика, до- минирует част- ный сектор; го- сударственное регулирование частного пред- приниматель- ства носит кос- венный ха- рактер Централизо- ванная эконо- мика, государ- ственное пла- нирование с милитарист- ской направ- ленностью. Жесткая про- изводственная дисциплина Обширный го- сударственный сектор может уживаться с рыночной экономикой
 
9. Идеоло- гия Политический Плюрализм Существует единственная обязательная официальная идеология Доминирует официальная идеология, но допускается наличие дру- гих идейных течений
10. Кара- тельные органы Строго подчиняются закону Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны Важный элемент государствен. Аппарата

Критерий выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества. Особенность демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.

Демократия(греч. народовластие) – способ политической организации общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, наделении граждан широким кругом прав и свобод, в том числе правом участвовать в управлении государством.

Признаки демократии

  • участие граждан в формировании и осуществлении государственной власти;
  • сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчётность избирателям;
  • демократический контроль общества над армией и правоохранительными органами;
  • политический плюрализм;
  • гласность, отсутствие цензуры в СМИ
  • реальное осуществление принципа разделения властей;
  • принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства

Наши рекомендации