Формы общественных объединений
В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):
· общественная организация
· общественное движение
· общественный фонд
· общественное учреждение
· орган общественной самодеятельности
· политическая партия
В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.
Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений — Министерство юстиции Российской Федерации (и его управления в субъектах Российской Федерации), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.
Глава I. Общие положения
Глава II. Создание общественных объединений, их реорганизация и (или) ликвидация
Глава III. Права и обязанности общественного объединения
Глава IV. Собственность общественного объединения. Управление имуществом общественного объединения
Глава V. Ответственность за нарушение законов об общественных объединениях
Глава VI. Международные связи общественных объединений. Международные общественные объединения
Глава VII. Заключительные положения
50. Общественно-политические движения: характерные черты, типология, функции. Конституция РФ об общественных объединениях.
Понятие “общественно-политические движения” охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты и т.п., которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям.
Признаки
Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.
У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав.Они отличаются непостоянным числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий.
В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.
Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.
Существует множествотипов общественно-политических движений:
1)с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;
2)по идеологической основе - либерально-демократические, консервативные, социалистические;
3)по национальному признаку - национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;
4) по демографическому признаку - молодежные, студенческие и др.;
5) по степени организации - стихийные, разрозненные, слабоорганизованные, высокоорганизованные;
6) по масштабам - международные, региональные, в стране, штате, республике;
7) по методам и способам действия - легальные, нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.
Общественно-политические движения выполняют важные функции:
- конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения;
- выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;
- создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
- руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.
Согласно статье 30 Конституции РФ:
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.
51. Политическое лидерство: сущность, основные теории, классифика-ция.
Политическое лидерство - это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) - добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.
В основе феномена политического лидерства - способности руководителя, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Особенностью лидерства как властеотношения является то, что власть лидера носит неформальный характер. Это не власть по должности, а власть авторитета, который имеет продолжительное влияние.
«Идеальное» лидерство есть сочетание трёх основных функций: «постановки диагноза», определения направления действий и мобилизация.
1) Довольно часто используется упрощённая типология, основанная на дихотомии, т. е. на противопоставлении двух типов лидеров: лидеры «львы» и «лисы»(Н.Макиавелли), «реальные» лидеры - менеджеры (Р. Такер), «лидеры -преобразователи» и «лидеры-дельцы» (Дж. Марк Грегор Бернер).
2) Г. Лассуэлл предложил свою классификацию, в основе которой -склонность лидеров к определённым моделям поведения. Лассуэлл выделил лидеров-агитаторов, организаторов и теоретиков. Лидеры-агитаторы предпочитают воздействовать силой слова, ораторским искусством, личным образом примером поведения. Лидеры-организаторы отдают предпочтение работе с кадрами, их привлекает использование возможностей организации для усиления своего влияния. Теоретики воздействуют силой интеллекта. Есть лидеры, у которых чётко можно выделить сферу поведенческого предпочтения, но есть и такие, где сделать это затруднительно.
Так В. И. Ленин - лидер, у которого и агитаторская, и организаторское, и теоретическое в лидерстве было выражено одинаково ярко.
Одной из наиболее распространенных является теория «личностных черт », согласно которой лидерами становятся лица с определенными доминирующими чертами характера., к ним относятся нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний. Р. Манн в список необходимых свойств лидеров включил интеллект, приспосабливаемость, способность влиять на людей, экстравертность, восприимчивость и умение понимать других.
Приверженцы ситуативной теории характеризуют лидерство как производное определенной ситуации. Это означает, что каждая конкретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности. Причем качества, пригодные для решения проблем в одной ситуации, в другой могут оказаться неактуальными, в третьей – препятствующими достижению целей. Меняющиеся проблемы требуют изменения подходов к их разрешению, новых стилей и методов лидерства. Таким образом, лидерство оказывается ситуативным. В зависимости от изменения социальной среды на роль лидера могут выдвигаться различные индивиды.
Значительным вкладом в изучение лидерства стала разработанная теория конституентов(решающей роли последователей лидера). В рамках этих теорий были высказаны предположения о влиянии ожиданий последователей по реализации их интересов и определенных действий со стороны лидера. Некоторые ученые сфокусировали свое внимание на особенностях восприятия лидера в сознании масс.
Приверженцы инвайроменталистских теорий лидерства объединяют личностные свойства и позиционный контекст лидерства. К формирующим лидерство факторам были отнесены личностные черты лидера, его образ в сознании последователей, ролевые характеристики лидера, социальная и политическая ситуация, в которой развивается лидерство
52. Политическая элита: причины существования, функции, типология, системы отбора.
Политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. Элиты формируют цели и перспективы развития общества. Они принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.
Выделяют две причины возникновения и существования политической элитыобщества. Во-первых, потребность в управлении обществом порождает существование элиты. Во-вторых, эгоцентричность человеческой природы (забота о себе и своих близких) выделяет элитарный класс.
Критериями принадлежности к элитемогут быть: организаторские способности, интеллектуальное или материальное превосходство, особые индивидуальные качества и т. д.
Функцииполитической элиты:
♦ стратегическая - определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы всего общества, отдельных классов и слоев;
♦ коммуникативная - предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях;
♦ организаторская - осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь;
♦ интегративная - укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.
Типы
Экономическая - социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников. Осуществляет свое экономическое господство и экономическую власть, определяя решение таких проблем, как занятость, уровень жизни, заработная плата, доходы населения.
Военная - играет важнейшую роль в жизни общества, в политических процессах используется как решающее средство в политике.
Научная и техническая - включает одаренную часть интеллектуальной элиты. Роль ее определяется степенью воздействия на развитие науки и техники, научный и технический процесс.
Культурная и духовная - включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции. Роль ее определяется характером и степенью воздействия на развитие искусства, литературы, образования, духовной жизни общества, его нравственного потенциала.
К другим типам элит относятся теневаяи контрэлита (элита оппозиции) - часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции.
В политологии есть такое понятие как властвующая элита. К ней относятся все типы элит, которые влияют на власть и на принятие ею решений.