X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
- Изыскание правительством мер по активизации мануфактурного производства в стране. Создание органов управления промышленностью и торговлей (Мануфактур-, Берг-, Коммерц-коллегии, Главного Магистрата.)
- Развитие мануфактурного производства в условиях господства крепостного права. Развитие вотчинных и посессионных мануфактур. Формирование различных категорий зависимого и податного населения.
Если вотчинные мануфактуры организовывались землевладельцем на своих землях с использованием труда принадлежащих ему крепостных (владельческих) крестьян, то посессионные (от латинского слова – владение) организовывались частными лицами, не имеющими земли с крестьянами на государственных землях. Таким лицам по указу 1721 г. передавались в условное владение государственные крестьяне, которые за вознаграждение были обязаны работать на этих предприятиях. Кроме государственных крестьян владельцы посессионных мануфактур могли использовать труд купленных у помещиков крепостных (владельческих) крестьян. Посессионные крестьяне, таким образом, становились крепостными не конкретного лица, а предприятия и могли быть проданы только вместе с предприятием.
Во время правления Петра I в России кроме помещичьих (владельческих) и посессионных крестьян формируются и другие категории крестьян: государственные, приписные, дворцовые.
В категорию государственных крестьян вошло лично свободное население Севера, Среднего Поволжья, Сибири, Юга. Оно платило государству подушную подать, выполняло ряд государственных повинностей. Государственные крестьяне могли арендовать и покупать землю, содержать промыслы.
Категория приписных крестьян сформировалась в ряде отдельных регионов России (Карелия, Урал, Западная Сибирь) для обслуживания созданных на указанных территориях предприятий. Приписные крестьяне валили и пилили лес, заготавливали древесный уголь, тем самым, отрабатывая подушную подать и денежный оброк.
Дворцовые крестьяне принадлежали императорской фамилии и своим трудом прямо и косвенно обслуживали разветвлённое придворное хозяйство. Пользуясь большой хозяйственной самостоятельностью, дворцовые крестьяне платили подушную подать и натуральный или денежный оброк.
- Проведение государством политики поощрения частного предпринимательства с помощью организации казённых заказов как формы поощрения национальной промышленности. Попытки государства проводить антимонопольную политику (1719).
- Учреждение гильдий и цехов (1722) с целью более эффективного использования труда разрозненных мелких производителей для изготовления изделий, нужных армии и флоту.
- Поощрение государством развития национального производства, опираясь на принципы меркантилизма и протекционизма.
В XVII-XVIII вв. в европейской науке господствовала теория меркантилизма, согласно которой богатство государства основывалось на практике накопления денег за счёт развития национального производства и активной внешней торговли, когда вывоз товаров превышал их ввоз.
Сущность протекционизма сводилась к изысканию средств поощрения национального производства. К ним можно отнести установление низких вывозных пошлин, стимулирующих вывоз отечественных товаров и высоких ввозных, препятствующих ввозу в страну иностранных товаров, подрывающих развитие национального производства.
В 1724 г. был введён протекционистский таможенный тариф для поощрения российской промышленности
- Стимулирование государством развития старых металлургических центров и поощрение создания новых.
- Активизация деятельности государства по развитию оружейного дела в России.
В 1712 г. прекращается ввоз в Россию оружия из Европы.
- Усилия государства по развитию предприятий лёгкой промышленности, обслуживающей потребности вооружённых сил.
- Унификация системы прямого налогообложения в стране под влиянием потребности государства в увеличении бюджетных поступлений. Введение взамен подворной подати подушной подати (1718-1724).
Ведя длительную войну со Швецией, государство нуждалось в больших средствах. Основным источником финансирования армии были подворные налоги. Естественно, что по мере затрат на войну они возрастали. Вместе с тем существовавшая до 1718 г. практика их сбора давала возможность части крестьян и посадского люда облегчать налоговое бремя, поселяясь несколькими семьями на одном дворе. Испытывая потребность в деньгах, государство пошло на перепись населения, чтобы взимать налоги с каждой мужской души. Переписи подлежало посадское население, все категории крестьянства (помещичьи, государственные, монастырские, дворцовые крестьяне), холопы и так называемые «гулящие», которые до этого вообще не платили никаких податей. Под страхом суровых наказаний они должны были переписаться, чтобы стать крепостными или пойти в солдаты. Чтобы застраховаться от утаивания подлинного количества душ, государство систематически проводило ревизии податного населения. По отношению к крепостным крестьянам ответственность за исправный взнос ими податей государством был возложен на их хозяев – помещиков. Подобное решение оказало огромное влияние на дальнейшую судьбу крестьянства. Будучи и без того закрепощённым по закону, крестьяне попали в ещё большую зависимость от своих владельцев. Отныне помещики стали настоящими владыками своих крепостных, а крепостное право в целом сделало ещё один «шаг вперёд».
XI. Европеизация России и её «себестоимость».
Напряжённая война за выход в Балтийское море и европеизация страны кроме очевидных положительных последствий способствовали развитию следующих негативных тенденций в развитии государства и общества:
- Усиление эксплуатации основных слоёв трудового населения и обострение классовой борьбы.
Примерами тому могут служить восстания стрельцов в Астрахани (1705), донских казаков под предводительством Кондратия Булавина (1707-1708), уральских башкир (1705-1711), выступления крестьян-старообрядцев, работников мануфактур и др.
- Углубление религиозного раскола общества.
- Оформление общекультурного раскола общества, выразившегося в складывании в России двух культур – европеизированной культуры «верхов» и традиционно-русской культуры «низов».
- Окончательная ликвидация в стране всех потенциальных ограничителей авторитаризма Верховной власти: органов местного самоуправления как носителей традиционного народовластия (общинной демократии), Боярской думы как коллективного выразителя интересов старинной земельной аристократии; «огосударствление» Церкви, исполнявшей роль духовно-нравственного ограничителя светской власти.