Формы и методы осуществления функций государства
Основными правовыми формами осуществления функций государства является правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность.
Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях.
1. Метод принуждения. Он характерен для любого государства, является неизбежным в любом государстве.
2. Метод убеждения.
Преобладание какого-либо из методов осуществления функций государства связано с соотношением классового и общесоциального в сущности государства.
Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.
Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.
Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.
Тема 5.
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
1. Механизм государства: понятие, структура. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
2. Органы государства: понятие, признаки, виды.
1. Механизм государства: понятие, структура. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
В государственно-организационном обществе для обеспечения его существования и развития необходимо создание и деятельность различных государственных органов и государственных организаций.
Вопрос о механизме государства, его понятии и соотношении с аппаратом государства является дискуссионным в юридической литературе.
В науке существуют два основных подхода:
1. Механизм государства и аппарат государства тождественны.
В рамках этого подхода существуют два направления:
а) механизм (аппарат) государства включает государственные органы;
б) механизм (аппарат) государства включает государственные органы и государственные организации.
2. Механизм государства и аппарат государства не тождественны.
Механизм государства шире по содержанию, чем аппарат государства. Аппарат государства включает только государственные органы. Механизм государства включает государственные органы и государственные организации.
Механизм государства – это совокупность государственных органов и государственных организаций, осуществляющих функции государства.
Функции государства первичны по отношению к механизму государства. Они появляются объективно из потребностей общества и в этом смысле они объективны. Для их осуществления создаются государственные органы и государственные организации, образующие механизм государства.
Именно функции государства объективно обусловливают структуру механизма государства, в том числе и прежде всего структуру государственного аппарата. Однако механизм государства создается людьми. При создании механизма государства большую роль играет субъективный фактор.
Если субъективный фактор отражает объективные потребности, то формируется такой механизм государства, который соответствует функциям государства. Это способствует повышению эффективности осуществления функций государства, а в конечном итоге – повышению эффективности государственного управления обществом.
Если субъективный фактор не отражает объективные потребности, то формируется такой механизм государства, который не соответствует функциям государства. Результатом этого является низкая эффективность осуществления функций государства, а в конечном итоге – низкая эффективность государственного управления обществом.
Элементы механизма государства:
1. Государственный аппарат.
Государственный аппарат - это система государственных органов, осуществляющих функции государства и наделенных государственно-властными полномочиями.
2. Государственные организации.
Они создаются по решению государственных органов и осуществляют функции государства в своей практической деятельности. Они не имеют государственно-властных полномочий внешнего характера.
Виды государственных организаций:
а) государственные учреждения (они осуществляют функции государства в социальной, политической и иных сферах);
б) государственные предприятия (они осуществляют экономическую функцию государства в ходе своей производственно-хозяйственной деятельности).
Центральное место в механизме государства занимает государственный аппарат, состоящий из государственных органов.
Отличия государственного органа от государственной организации:
1. Государственный орган осуществляет функции государства путем государственно-властной дельности.
Государственная организация осуществляет функции государства путем практической деятельности (образовательной, культурной, медицинской, хозяйственной и т.п.).
2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями по отношению к внешним объектам (предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам).
Государственная организация такими полномочиями не обладает.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата:
1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.
Он означает:
а) человек, его права и свободы есть высшая ценность;
б) государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
в) права и свободы человека и гражданина определяют деятельность государственных органов и их должностных лиц, обеспечиваются правосудием;
2. Принцип демократизма.
Он означает:
а) участие граждан в формировании и деятельности государственных органов;
б) осуществление государственной власти в соответствии с волей народа.
3. Принцип законности.
Он означает: полное, точное и неукоснительное осуществление государством, его органами и должностными лицами предписаний правовых норм.
4. Принцип разделения государственной власти и взаимодействия органов разных ветвей власти.
Он означает:
а) разделение единой государственной власти на три относительно самостоятельных и независимых ветви (законодательную, исполнительную, судебную);
б) взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти в осуществлении функций государства.
5. Принцип федерализма.
Он означает:
а) единство системы государственной власти;
б) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.
6. Принцип разграничения компетенции и взаимодействия государственных органов.
Он означает:
а) разграничение компетенции (предметов ведения и полномочий) между отдельными государственными органами;
б) взаимодействие государственных органов в процессе осуществления функций государства.
7. Принцип гласности.
Он означает открытость деятельности государственных органов, информированность населения об их деятельности.
8. Принцип иерархичности.
Он означает: вертикальную соподчиненность государственных органов (она разная у органов разных ветвей государственной власти).
9. Принцип сочетания централизации и децентрализации в государственном управлении.
10. Принцип профессионализма.
Он означает:
а) государственная служба осуществляется на профессиональной основе, т.е. постоянно и за плату;
б) высокий уровень профессионализма и компетентности государственных служащих.
Всесторонний учет этих принципов при формировании и в процессе функционирования государственных органов позволяет обеспечить максимальную эффективность осуществления функций государства, а в конечном итоге – эффективность государственного управления общественными процессами.
2. Органы государства: понятие, признаки, виды
Орган государства – это организационно-обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее функции государства и наделенное государственно-властными полномочиями.
Признаки государственного органа:
1. Он учреждается государством и образуется в порядке, предусмотренном нормами права.
2. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции.
3. Он имеет организационную структуру.
4. Он имеет территориальный масштаб деятельности, т.е. его властные полномочия распределяются на определенную территорию.
5. Он имеет установленную в нормах права компетенцию (предметы ведения и полномочия).
6. Он наделен государственно-властными полномочиями:
а) он вправе принимать правовые акты, обязательные для исполнения адресатами;
б) он вправе осуществлять контроль и (или) надзор за реализацией этих актов;
в) он вправе применять меры государственного принуждения для обеспечения реализации этих актов.
Виды государственных органов:
1. По принципу разделения властей:
- органы представительной (законодательной) власти;
- органы исполнительной власти;
- органы судебной власти.
Имеются государственные органы, не входящие ни в одну из ветвей государственной власти (Президент РФ, Прокуратура, Счетная палата, Центральная избирательная комиссия и ряд других).
2. По принципу федерализма:
- федеральные государственные органы;
- государственные органы субъектов федерации.
В Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов.
3. По продолжительности существования:
- постоянные;
- временные.
3. По сроку полномочий:
- органы с ограниченным сроком полномочий;
- органы с неограниченным сроком полномочий
4. По характеру компетенции:
- органы общей компетенции;
- органы специальной компетенции.
5. По порядку осуществления полномочий:
- коллегиальные;
- единоначальные.
6. По порядку образования:
- «первичные» (они формируются непосредственно избирателями путем выборов);
- «вторичные» или «производные» (население не принимает непосредственного участия в их формировании).
Тема 6.
ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО.