Методические разъяснения к работе с заданиями учебных модулей
После подготовки ответов на вопросы семинарского занятия, студенты приступают к выполнению заданий текущего контроля.
Задания текущего контроля представляют собой форму выявления уровня знаний студента по пройденному материалу и их закрепление. Задания имеют разный уровень сложности. Задания серии (А) имеют низкий уровень сложности, задания серии (В) – средний уровень сложности, задания серии (С) – повышенной сложности. Задания текущего контроля низкой и средней сложности выполняются студентами в аудитории или в качестве домашнего задания по усмотрению преподавателя. Задания повышенной сложности выполняются после предварительного распределения среди студентов. Выполнение заданий повышенной сложности факультативно.
В рамках дисциплины «Теория государства и права» настоящее учебно-методическое пособие предусматривает следующие формы текущего контроля:
1) Вопросы, заполнение таблиц.Студенту предлагается ряд вопросов, на которые он самостоятельно должен ответить, либо заполнить предлагаемую таблицу.
2) Тестовое задание.Предлагаются два типа тестовых заданий: закрытого и открытого типов.
3) Эссе.Эссе - размышление над какой-либо проблемой; свободный, но аргументированный интеллектуальный поиск. Эссе предполагает подчеркнуто индивидуальную позицию автора. Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях.
4) Реферат.Реферат - это анализ определенной темы, включающий обзор соответствующих источников. При написании работы студентом приобретаются навыки научного изложения материала, ведения самостоятельной исследовательской работы, обобщения и анализа результатов, полученных другими исследователями.
Целью написания реферата является выработка более углубленного подхода к заданной проблеме на основе теоретических знаний, полученных при изучении курса. Реферат является небольшим научным исследованием.
Написание реферата представляет собой определенный процесс, который состоит из следующих друг за другом этапов. К числу таких этапов относятся: выбор темы исследования, составление плана исследования, подбор и изучение литературы, написание работы, оформление реферата, представление реферата на проверку.
Реферат печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4. При этом объем исследования не должен превышать 15 страниц (но не менее 10 страниц). Текст работы должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов через полтора межстрочных интервала; выравнивание – по ширине (за исключением титульного листа). Для акцентирования внимания на определенных терминах, специфических особенностях, содержащихся в работе, студент может использовать шрифты разной гарнитуры (полужирный, курсив), кроме подчеркивания.
Все страницы работы (за исключением титульного листа) должны быть пронумерованы в правом верхнем углу. При этом первой страницей является титульный лист, включаемый в общую нумерацию страниц реферата. Текст работы печатается с соблюдением следующих размеров полей: верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм.
С точки зрения структуры реферат включает: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы.
Титульный лист должен содержать следующие данные: название высшего учебного заведения, факультет, наименование изучаемого курса, тема исследования, курс, группа, фамилия, имя, отчество студента, фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность научного руководителя, год написания работы.
Во введении должно быть представлено обоснование темы исследования и его цели и задачи. В основной части реферативного исследования должны быть представлены позиции отечественных и/или зарубежных авторов по исследуемой проблеме, теоретическое изложение сути проблемы. В заключении студент обобщает материал, изложенный в основной части. Необходимо также изложить свою личную позицию по исследуемой теме. Список литературы должен включать не менее 4 наименований.
Тема реферата раскрывается студентом самостоятельно. При дословном цитировании тех или иных авторов обязательно делается соответствующая ссылка.
5) Реферирование статьи или научной работы (главы, раздела научной работы).Реферирование – краткое содержание оригинала–первоисточника. Студенту необходимо осмыслить текст, проанализировать информацию предложенной статьи или научной работы, изложить ее любым из перечисленных способов: а) описать текст, б) извлечь из текста наиболее важную информацию, в) перераспределить информацию, г) создать собственный текст на основе полученной информации. Реферирование состоит из нескольких частей: заголовочная часть (выходные данные, формулировка темы); собственно реферативная часть, где излагаются основные положения текста первоисточника; изложение результатов и выводов; заключительная часть, где референт выражает свое отношение к изложенному в реферируемом источнике.
Как правило, задания текущего контроля носят индивидуальный характер, т.е. выполняются самостоятельно студентом. В некоторых случаях, если задание носит характер повышенной сложности, с согласия преподавателя задание может быть выполнено несколькими студентами (но не более трех студентов на одно задание).
Для удобства работы студентов, а также в рамках модуля предлагаются примерные задания рубежного контроля. Примерный перечень и содержание заданий ориентируют студента при проведении рубежных контрольных заданий, помогут максимально положительно решить предложенные задачи и ответить на поставленные вопросы. Задания рубежного контроля также имеют разную степень сложности.
В рамках дисциплины «Теория государства и права» настоящее учебно-методическое пособие предусматривает следующие формы рубежного контроля:
1) Контрольная работа. Представляются несколько вариантов (не менее трех), что обеспечивает самостоятельность выполнения задания. Задания представляются в виде вопросов, на которые необходимо дать развернутый ответ.
2) Тестовое задание. Представляются несколько вариантов (не менее трех), что обеспечивает самостоятельность выполнения теста. В тесте предлагаются готовые ответы на поставленные вопросы. Студент должен выбрать правильный ответ. В некоторых заданиях предусмотрены тесты открытого типа, т.е. студенту предлагается вписать правильный ответ.
3) Смешанный (комбинированный) вариант. В данном случае в задании рубежного контроля могут комбинироваться контрольная работа в виде вопросов и тестовые задания.