Порядок заключения международного договора
Правом заключать международный договор является важнейшим элементом международной правосубъектности и необходимым атрибутом основных субъектов МП.
Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями.
В полномочиях не нуждаются:
1) Глава государства;
2) Глава правительства;
3)Министр иностранных дел.
Заключение международного договора представляет собой процесс, включающий:
1. Согласование текста договора:
- выработка согласованного текста путем переговоров;
- принятие текста договора, выражающееся в особой процедуре голосования;
- аутентификация– удостоверение того, что текст окончательный и не может быть изменен уполномоченными;
- иногда встречается условное подписание, когда подпись уполномоченного нуждается в последующем одобрении правительством или другим компетентным органом.
2. Способы выражения согласия сторон на обязательность договора:
- подписание;
- ратификация;
- присоединение, принятие, утверждение договора.
В международном праве действует презумпция действительности международного договора, закрепленная в ст. 42 Венских конвенций 1969 и 1986 г.г.
Различают два вида недействительности МД:
- абсолютная недействительность (ничтожность);
- относительная недействительность (оспоримость).
Вступление договора в силу означает, что он начал действовать, т.е. порождать права и обязательства с момента вступления в силу, который определяется сторонами в договоре.
Как правило, это может быть момент подписания или момент обмена или же сдачи на хранение ратификационных грамот.
Срок действия международного договора определяется в самом договоре. Договоры бывают срочные и бессрочные. Если срок действия договора истекает, то он может пролонгироваться (продлятся, до истечения срока) на условиях, предусмотренных договором. Обеспечение выполнение международного договора:
1) международные гарантии; 2) международные организации и конференции;
3) создание специальных международных комиссий; 4) внутригосударственные меры.
Толкование международного договора - это выяснение того в чем согласились стороны в договоре. Оно должно быть добросовестным, в соответствии с обычном смыслом употребляемых в нем терминов и в свете его объекта и целей.
Прекращение действия международного договора
Это означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязательства. Все способы прекращения международного договора можно подразделить:
1) правомерные и недозволенные;
2) волевые и автоматические.
К волевым способам прекращения международного договора относятся:
- отмена;
- новация;
- денонсация;
- аннулирование.
Автоматические способы прекращения договора:
- истечение срока действия договора;
- наступление отменительного условия;
- прекращение существования субъекта, договора;
- гибель договорного объекта;
- появление новой императивной нормы международного права;
- война.
Разрыв дипломатических и консульских отношений между участниками договора не влияет на правовые отношения, установленные этим договором, кроме случаев когда дипломатические или консульские отношения необходимы для его выполнения.
Вопросы:
1. Назовите правовые институты входящие в право международных договоров.
2. Укажите субъекты, которые могут быть сторонами международного договора.
3. Назовите основания недействительности международного договора и их правовые последствия.
4. Перечислите основания прекращения действия договора.
ТЕМА 6. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Правовой режим территорий
Международное право и национальные правовые системы выработали общепризнанные категории, обозначающие территорию.
Под территорией понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космос и окружающие Землю Луна и другие небесные тела. По основным видам правового режима вся территория земного шара подразделяется:
1. Территории государств – находится в пределах государственных границ и на нее распространяется полная и исключительная власть государства.
2. Территории со смешанным режимом– это территории, где действует одновременно нормы МП и национального законодательства прибрежного государства. Они не входят в состав государственной территории, на них не распространяется суверенитет государства, но прибрежные страны имеют здесь суверенные права на разведку и разработку ресурсов, охрану окружающей среды.
Условно территории со смешанным режимом можно подразделить:
- Прилежащие, исключительные экономические зоны и континентальный шельф.
- Международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств и международные каналы, входящие в состав территорий государств.
3. Территории с международным режимом – это территория не входящая в состав государственной территории: водные пространства за пределами исключительных экономических зон; Международный район морского дна; воздушное пространство за пределами государственной территории, Антарктика; космическое пространство и небесные тела, находящиеся в нем.
Эта часть земной территории находится в общем пользовании государств и регулируется нормами МП. 4. Территории со специальным международным режимом – это демилитаризованные и нейтрализованные территории, зоны мира в случае их установления. Правовой статус их устанавливается на основе международного договора, заключаемых субъектами МП. (Антарктика)