Правовой статус общественных объединений. Виды общественных объединений. Формы взаимоотношений общественных объединений и государства.

Каждый имеет право на объединение. Ст. 13 запрещает создание и деятельность общ. объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конст. строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание воор. формирований, разжигание соц., расовой, нац. и религ. розни.

Виды общ. объединений:

1.В зависимости от регистрации – формальные, неформальные.

2.По организационно-пр. форме:

(1) Общ. организация – основанное на членстве общ. объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты об. интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высший руководящий орган – съезд (конференция) или об. собрание. Постоянно действующий руководящий орган –выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или об. собранию.

(2) Общ. движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общ. объединение, преследующее соц., пол. и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общ. движения. Высший руководящий орган - съезд (конференция) или об. собрание. Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или об. собранию.

(3) Общ. фонд – один из видов неком. фондов, представляет собой не имеющее членства общ. объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Руководящий орган формируется учредителями и (или) участниками.

(4) Общ. учреждение – не имеющее членства общ. объединение, ставящее своей целью оказание конкр. вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

(5) Орган общ. самодеятельности – не имеющее членства общ. объединение, целью которого является совместное решение различных соц. проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неогр. круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общ. самодеятельности по месту его создания. Формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

(6) Пол. партия – см. №23.

3.По территории действия:

(1) Общероссийские – осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов и имеют там свои структурные подразделения (организации, отделения. филиалы, представительства). Вправе использовать в названиях «Россия», «РФ».

(2) Межрегиональные – осуществляют свою деятельность на территориях менее половины субъектов и имеют там свои структурные подразделения.

(3) Региональные – деятельность осуществляется в пределах территории одного субъекта.

(4) Местные – деятельность осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Пр. статус – ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общ. объединениях в РФ».

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общ. объединения для защиты об. интересов и достижения об. целей, право вступать в существующие общ. объединения либо воздерживаться от вступления в них, а тж право беспрепятственно выходить из общ. объединений.

Общ. объединение – добровольное, самоуправляемое, неком. формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общ. объединения.

Учредителями общ. объединения являются не менее 3 физ. лиц старше 18 лет. Тж юр. лица – общ. объединения, созвавшие съезд (конференцию) или об. собрание, на котором принимается устав общ. объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Членами общ. объединения являются физ. лица и юр.е лица – общ. объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими инд. заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общ. объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы объединения, контролировать деятельность руководящих органов объединения в соответствии с его уставом.

Участниками общ. объединения являются физ. лица и юр. лица – общ. объединения, выразившие поддержку целям объединения и (или) его конкр. акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

Общ. объединения независимо от их ОПФ вправе создавать союзы (ассоциации), образуя новые общ. объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) как юр. лиц возникает с момента их гос. регистрации.

Принципы создания и деятельности:

- общ. объединения независимо от их ОПФ равны перед законом;

- деятельность общ. объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности;

- общ. объединения свободны в определении своей в/н структуры, целей, форм и методов своей деятельности;

- деятельность общ. объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Ограничения на создание и деятельность:

1. Запрещаются создание и деятельность общ. объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

2. Включение в учредительные и программные документы общ. объединений положений о защите идей соц. справедливости не может рассматриваться как разжигание соц. розни.

3. Ограничения на создание отдельных видов общ. объединений могут устанавливаться только ФЗ.

Для приобретения прав юр. лица общ. объединение подлежит гос. регистрации. Упч. орган – ФРС?

Отказ в гос. регистрации не является препятствием для повторной подачи документов.

В гос. регистрации м.б. отказано:

- устав противоречит КРФ, конституциям (уставам) субъектов, настоящему ФЗ и законам об отдельных видах общ. объединений;

- представлен неполный перечень необходимых документов либо документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;

- ранее зарегистрированное общ. объединение с тем же названием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

- установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;

- название общ. объединения оскорбляет нравственность, нац. и религ. чувства граждан.

В случае отказа заявителям сообщается об этом в письм. форме с указанием конкр. положений законодательства, нарушение которых повлекло за собой отказ. Отказ м.б. обжалован в суд.

Ликвидация общ. объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или об. собрания в соответствии с уставом либо по решению суда по основаниям:

-нарушение общ. объединением прав и свобод человека и гражданина;

- неоднократные или грубые нарушения КРФ, ФКЗ, ФЗ или иных НПА либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям.

Права общ. объединения:

1) свободно распространять информацию о своей деятельности;

2) участвовать в выработке решений ОГВ и ОМС в порядке и объеме, предусмотренными настоящим ФЗ и др. законами;

3) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

4) учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность;

5) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также др. граждан в ОГВ, ОМС и общ. объединениях;

6) осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общ. объединениях;

7) выступать с инициативами по различным вопросам общ. жизни, вносить предложения в ОГВ;

8) участвовать в выборах и референдумах.

Для осуществления уставных целей общ. объединение, не являющееся юр. лицом, имеет права 1, 3, 5, а тж осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания вФЗ об отдельных видах общ. объединений; выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации уставных целей, вносить предложения в ОГВ и ОМС. Осуществление прав общ. объединениями, созданными ин. гражданами и ЛБГ либо с их участием, м.б. ограничено ФЗ или межд. договорами.

Обязанности общ. объединения:

1) соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы межд. права, касающиеся сферы его деятельности, а тж нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

2) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

3) ежегодно информировать орган, принявший решение о гос. регистрации общ. объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ;

4) представлять по запросу органа, принимающего решения о гос. регистрации, решения руководящих органов и д/лиц общ. объединения, а тж годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

5) допускать представителей органа, принимающего решения о гос. регистрации, на проводимые общ. объединением мероприятия;

6) оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о гос. регистрации, в ознакомлении с деятельностью общ. объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ

Взаимоотношения с государством.

Вмешательство ОГВ и их д/лиц в деятельность общ. объединений, равно как и вмешательство общ. объединений в деятельность ОГВ и их д/лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ФЗ.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общ. объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.

Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общ. полезных программ общ. объединений по их заявкам (гос. гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; соц. заказа на выполнение различных гос. программ неограниченному кругу общ. объединений на конкурсной основе.

Наши рекомендации