Российское государство и его конституционные характеристики.

В понятие основ конст. строя входят закрепленные Конституцией х-ки государства:

Демократическое государство (ст. 1). В качестве конст. принципа демократию следует рассматривать как устройство государства, в котором источником власти является народ. В дем. государстве органы получают свою власть от народа, действуют от его имени и в его интересах. При этом неважно, какая устанавливается форма правления. Может быть и дем. монархия.

Составная часть принципа демократии – нар. суверенитет. В понятие народного суверенитета входит формирование органов гос. власти в соответствии с установленной процедурой учитывая мнение каждого гражданина при голосовании на основе принципа форм. равенства [Кабышев В.Т.]. Народное представительство обеспечивается особым механизмом парламента, встроенным в систему разделения властей. Парламент – орган представительства, поскольку он отражает интересы различных соц. групп и представляет их на гос. уровне при принятии гос. решений. Значение нар. представительства как орг. формы государства не означает слияния гос. власти и народа. Речь идет о передаче народом права на зак. власть парламенту при сохранении им за собой контроля за деятельностью парламента и иных форм реализации гос. власти. Народ передает предст. органам государства не саму власть, а лишь право на власть, на осуществление власти, причем на строго опр. срок.

Федеративное устройство (ст. 1, 5). Принцип фед. устройства состоит в том, что государство составляют терр. образования, имеющие самостоятельно формируемые органы власти, собственную территорию и население. Эти терр. образования (субъекты федерации) обладают свойствами самостоятельного субъекта права, сфера полномочий их органов определяется в НА, однако их существование не ставит под сомнение суверенитет и целостность федерации в целом.

В числе особенностей фед. устройства России можно выделить нац.-терр. х-р, асимметричность (неравенство прав субъектов) и наличие различных видов субъектов.

Пр. государство. (см. №20).

Социальное государство. (см. №20).

Светское государство. (см. №24).

Республиканская форма правления (ст. 1). В отличие от монархии, респ.форма правления предполагает: (а) форм. конст. законность в деятельности всех гос. органов, (б) определение компетенции органов законом, (в) формирование высших органов власти в результате выборов.

Республика м.б. парлам., през. и полупрез.

Парлам. – през-т избирается парламентом, глава пр-ва – лидер партии, победившей на выборах, парламент контролирует пр-во, министры назначаются из членов парламента. В РФ – признаки (ответственность пр-ва перед парламентом, През-т при кризисе отношений парламента и пр-ва м. распустить парламент).

През. – глава государства избирается населением и сам формирует пр-во, которое ему подотчетно (РФ). През-т не имеет права роспуска парламента, министры не м.б. членами парламента.

Полупрез. – смешанная форма. РФ.

Гос. суверенитет. (см. №18).

Разделение властей (ст. 10). Гос. власть осуществляется на основе разделения на зак., исп. и суд.. Разделение состоит в институциональной независимости органов, разделении их функций. Одни и те же люди не могут занимать должности в разных органах, один орган не может контролировать или вмешиваться в работу других, отменять или изменять их решения, один орган не может выполнять функции других органов, каждый орган обладает организационной самостоятельностью.

Главной проблемой в России является положение в системе разделения властей През-та. По этому поводу в российском государствоведении сложилась теория особой президентской власти, координирующей деятельность других властей. През-т как бы не входит ни в одну из трех властей. Одновременно многие статьи фактически признают През-та главой исп. власти.

Органы гос. власти. КРФ закрепляет систему фед. ОГВ: През-т, ФС, Пр-во, суды.

Местное самоуправление (ст. 12). Местное управление может осуществляться гос. или общественными органами (во втором случае он именуется местным самоуправлением). Местное самоуправление предполагает активность граждан, которые активно желают решать непосредственные проблемы, напр., благоустройства. Государство обязуется воздерживаться от вторжения в эту область (определяя её границы НА), и гарантирует возможность самостоятельности граждан в вопросах, не требующих гос.-властного управления. См. №114.

Наши рекомендации