Особенности социальной работы в Великобритании и США

Общие положения

В на­чале социальной защитой в США и Великобритании занимались преимущественно на уровне местных органов са­моуправления и частных социальных служб. В сферу социальной работы пе­решла часть педагогов, журналистов, юристов, священнослу­жителей и др. В 1 половине 1920-х гг. в США функ­ционировало около 15 школ социальной работы. Примерно тогда же стала действовать профессиональ­ная организация - Ассоциация социальных работников.

С 30-х до начала 70-х гг. в сфере социальной работы США и Великобритании важнейшую роль играли государственные структуры. Были приняты федеральные законы, гарантиро­вавшие минимум зарплаты, ограничивавшие продолжитель­ность рабочего дня, регулировавшие процессы занятости, пенсионного обеспечения, медицинского страхования.

В 1955 г. в США образована Национальная ассоциация социальных работников.

В Великобрита­нии - Ассоциация социальных работников.

В 1956 г. была воссоздана Международная федерация социальных работников (МФСР), которая и сегодня продолжает вносить большой вклад в раз­витие и совершенствование профессиональной деятельности в области социальной защиты.

Со 2 половины 70-х - начала 80-х гг. XX в. в британ­ской и американской системах социальной защиты начинает приобретать приоритетный характер либеральная направлен­ность. Особенно это характерно для США, где снижается уча­стие государства в деле социальной поддержки и помощи, уменьшаются федеральные субсидии и финансовые дотации на социальные нужды.

Идет курс на дальнейшую индивидуализацию ответственности за личное обеспечение и расширение использования рыночных, ком­мерческих механизмов в социальной сфере.

3.1. Британская система социальной защиты

Британскую модель социальной работы можно охаракте­ризовать как либерально-традиционную. Либеральная состав­ляющая социальной политики здесь остается определяющей. Однако при этом в сфере социальной защиты Великобрита­нии традиционно сохраняется государственное влияние.

К важнейшим ее особенностям можно отнести:

1. наличие значительного либерального компонента в со­циальной политике;

2. приоритетную социальную роль муниципалитетов при сохранении существенного влияния государства в социаль­ной сфере и защите;

3. особое место благотворительных, некоммерческих (ас­социативных) организаций в деле оказания социальной по­мощи и поддержки.

Важное место в социальной политике занимает либеральная составляющая. Это проявляется в высоком удельном весе социальных услуг, пре­доставляемых нуждающимся частными агентствами, в огра­ничивающей роли государства

В социальном обслуживании нуждающихся в Великобри­тании активно используются такие рыночные механизмы, как:

1. платные услуги,

2. деятельность частных социальных агентств.

3. диффе­ренцированная оплата социальных услуг в зависимости от места жительства и средств, которыми располагают лица, нуждающиеся в них (стоимость услуг в разных графствах страны неодинакова.).

В Англии расширяется численность частных социальных служб и агентств, обслуживающих пожилых и инвалидов. Их немало и в континентальной Европе. Однако Англию отличает высокий удельный вес услуг, оказываемых частными социальными агентствами в общем объеме такой помощи. Так, социальные учреждения по оказанию помощи на дому, содержащиеся за счет государства и муниципалитетов, предоставляют своим клиентам примерно половину услуг, а вторую половину они получают от частных социальных агентств.

Либеральный характер британской системы социального обслуживания проявляется и в отсутствии единых государ­ственных стандартов на услуги, предоставляемые населению.Их количество и качество оговаривается лишь на уровне мест­ных норм, что ставит, например, одинокого пожилого чело­века одного графства в менее удобное положение, чем такого же человека в другом административно-территориальном об­разовании страны. Для сравнения можно привести Германию, где эти услуги более упорядочены.

Великобритания, в отличие от большинства континенталь­ных стран Западной Европы, проводит рестриктивную поли­тику на рынке труда, ограничивая размеры помощи безра­ботным со стороны государства. Так, максимальная длитель­ность выплаты пособий по безработице в Англии составляет 12 месяцев, в Испании - 24 месяца, в Бельгии вообще не установлено верхнего лимита его выплаты.

В Великобритании для финансирования предприятий со­циального трудоустройства широко привлекаются бизнес и организации, взаимодействующие с ним.

Либерализация в британской социальной политике про­является и в расширении частного рынка страхования, в су­ществовании ограничительных мер на выплату женских и иных пособий. Особое внимание в совре­менной Англии уделяется созданию широкомасштабного ча­стного рынка страхования. Наряду с государственными и корпоративными схемами пенсионного обеспечения здесь активно развивается частное пенсионное страхование. Мак­симальный размер государственной пенсии сегодня составляет чуть менее 80 фунтов в неделю (около 150 долларов).

Не каждая англичанка может рассчитывать на получение женского пособия. Оно полагается ей лишь в том случае, если женщина проработала не менее двух лет. Молодые матери, не успевшие еще приобрести такой стаж, на рубеже 1990-х-2000-х гг. оставались за пределами действовавших норм, лишаясь права на получение соответствующего пособия.

Вывод. Курс на повышение значимости либерального компонен­та социальной политики объясняется британскими властями целесообразностью ограничения социальных затрат предпри­ятиями и фирмами для усиления их конкурентоспособности, а также необходимостью сокращения растущих бюджетных расходов на социальные нужды. В реальной жизни такая по­литика далеко не всегда дает должный результат, она сопряжена с определенными издержками в деле соци­альной помощи и поддержки.

Роль муниципалитетов

1. Общие положения. Отличительной особенностью британской модели соци­альной работы является приоритетная социальная роль му­ниципалитетов при сохранении существенного влияния го­сударства в социальной защите.

Муниципальные советы в Великобритании выбирают сво­их председателей (мэров), несущих ответственность и за ре­шение социальных проблем. Во многом финансовые потреб­ности муниципалитетов на социальные нужды покрываются местными налогами, а другая часть затрат, размер которых в ряде графств довольно значителен (до 40 % и более), дотиру­ется правительством.

2. Формы услуг. Муниципальные социальные учреждения Англии предо­ставляют услуги на дому после внимательной оценки потреб­ностей клиента. Для наибо­лее немощных лиц горячее питание доставляет специальная служба, называемая «передвижной столовой».

К числу учреждений социального обслуживания, действу­ющих на муниципальном уровне, относятся дома-интернаты и дневные стационары временного пребывания для пожилых и инвалидов. Как правило, эти учреждения ма­лой вместимости (30-50 мест).

Профессиональный социальный работник, задействован­ный в Великобритании в муниципальных службах социаль­ного обслуживания, чаще всего выступает в роли менеджера, организующего оказание услуг со стороны сиделок, добро­вольцев и др. Кроме того, он оценивает качество и объем их предоставления.

Наши рекомендации