Современный этап развития социальной работы за рубежом
Лекция
Современный этап развития социальной работы за рубежом
(начало ХХ в. – до настоящего времени)
План.
- Становление новой парадигмы помощи.
- Социальная работа в государствах континентальной Западной Европы.
3. Особенности социальной работы в Великобритании и США.
Литература.
1. Фирсов М.В. История социальной работы. – М., 2004.
2. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство. Учебник. – М., 2003. – С.29-31, 36-37.
3. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. – М., 2003. – С.37-38.
4. Курбатов В. И. Социальная работа. – М., 1999.
5. Циткилов П.Я. История социальной работы. – Ростов-н/Дону, 2006.
6. Социальная работа в Европе / Общ.ред. Шмелевой Н.Б. – Ульяновск, 2006
Введение
Данная лекция завершает курс изучения «История социальной работы за рубежом». И как часто бывает в конце «пути», возникает необходимость обернуться назад, понять и проверить, с чего и каким образом начинался этот «путь».
Итак, я хочу напомнить вам, что социальная работа рассматривается как три взаимосвязанных процесса: практика, область познания и образовательная деятельность.
История же социальной работы предстает как процесс во времени. Следовательно, мы стремились проследить внутреннюю логику развития, а точнее, трансформации: практики, образовательной деятельности, области познания. Подчеркнем, что:
1. практика социальной работы начинается с родового общества.
2. социальная работа как теория берет начало филантропического и первых «шагов» общинного периода (для России – Х1-ХП вв.), т.е. с того момента, когда такие социальные феномены как бедность, сиротство, бродяжничество и т.д. начинают осмысливаться теоретически, появляется рефлексия по поводу этих феноменов.
3. социальная работа как область образования, как определенный вид профессиональной деятельности, берет начало в ХХ в. в связи с организацией школ социальной работы.
Итак, мы подошли к рассмотрению тогопериода в истории социальной работы за рубежом, когда все три составляющие «социальной работы» (практика, теория, образование) соединяются воедино. И это соединение явилось результатом длительного исторического пути, начатого в III тысячелетии до н.э. на территории Междуречья (реки Тигр и Ефрат).
Очевидно, что это «соединение» знаменовало собой наступление нового этапа в истории социальной работы: на смену государственному периоду пришел период социальной работы, длящийся и в настоящее время. Постараемся рассмотреть основные экономические, политические, социокультурные предпосылки становления этого периода. Это - наш первый вопрос.
Вопрос 1.
Становление новой парадигмы помощи.
Итак, Х1Х в. стал переломным в развитии социальной помощи нуждающимся слоям населения:
1. произошли изменения в отношениях между предпринимателями и наемными рабочими (экономический фактор)
2. были выработаны новые приоритеты в социальной политике государств (фактор политической жизни)
3. активизирована общественная, частная и церковная благотворительность (фактор общественной жизни)
4. западные страны и США стояли на пороге создания социальной работы как профессионального и научного вида деятельности (фактор внутренней логики развития социальной помощи и поддержки).
Другими словами говоря, на рубеже Х1Х-ХХ вв. в экономике, политической и общественной жизни, а также в недрах самой практики социальной помощи и поддержки сложились необходимые предпосылки для вызревания качественно нового этапа развития социальной работы.
ХХ век должен был реализовать этот запущенный механизм, что и произошло в странах Западной Европы и США, с одной стороны, и было прервано революцией 1917 г. в России, с другой.
Рассмотрим каждый из обозначенных нами факторов.
1. Экономический фактор. А именно: на рубеже Х1Х-ХХ вв. свободная рыночная экономика осознается как ценность, главной основой и движущей силой которой выступает частнопредпринимательская инициатива. Это придает всему экономическому устройству максимальную эффективность, позволяется выделять богатые ресурсы для социальных программ и является важнейшей основой свободы личности во всех проявлениях ее жизнедеятельности.
Рынок явился одним из факторов усиления практики социальной работы, т.к. системы социального страхования, работа с организациями, сообществами, привнесла в практику социальной работы новые элементы развития.
2. Фактор политической жизни. А именно: наличие политической демократии:
- формирование властных институтов путем свободного волеизъявления граждан в условиях политического плюрализма,
- обеспечения действенного общественного контроля за деятельностью этих институтов, за органами гос.аппарата и их должностными лицами
- политическое и правовое равноправие всех граждан и их объединений
- наличие порядка, при котором принятие решений большинством сочеталось бы с обеспечением прав и интересов меньшинств
- функционирование государства и всех граждан строго в рамках установленного правового порядка.
Государство в ХХ в. развивается как главный инструмент и источник благосостояния, как гарант решения проблемы справедливого общественного распределения и перераспределения национального богатства в условиях свободного рынка.
3. Фактор общественной жизни. А именно: развитие гражданского общества.
Гражданское общество – сфера обширных социальных отношений и общественного участия в качестве противовеса более строгим действиям государства или экономики.
Гражданское общество берет на себя решение многих проблем, связанных с благосостоянием. Активно развивается общественная инициатива, общественные организации, фонды, общества. Направленные на решение тех или иных социальных проблем и на оказание социальной помощи и поддержки.
В то же время особое внимание приобретает семья как институт помощи и поддержки, как основа благосостояния общества. Социальная помощь, социальная работа, социальная педагогика учитывают индивида в контексте семейных отношений. С этих же позиций рассматриваются проблемы взаимодействия семьи и государства. Намечаются стратегии гос. подходов к социальному обеспечению.
4. Фактор внутренней логики развития социальной помощи и поддержки.
В конце Х1Х – начале ХХ вв. складывается понимание необходимости специализированной, профессиональной, социальной помощи и поддержки.
Система обучения социальных работников обязана своим возникновением усилиям социальных служб, заботившихся об улучшении качества и системном характере оказания помощи бедным и тем, кто находился на иждивении. Многие руководители благотворительных организаций. Имевшие опыт практической работы, пришли к выводу о необходимости постепенной замены добровольцев на социальной работе штатаными служащими. Поэтому возникла необходимость в соответствующем образовании, позволяющем обеспечить достаточно высокий уровень работы социальных служб.
Становление социального образования вместе с тем явилось частью развития системы образования в ХХ в. в целом.
Выводы:
1. Итак, в ХХ в. в общественном сознании складывается:
А) понятие «социальное государство» (впервые данный термин был введен в конце Х1Х в. немецким ученым Л. Фон Штайном). Социальное государство было определено как государство, обязанное способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо конечном счете развитие одного выступает условием развития другого.
Обобщая научные воззрения, к основным характеристикам социального государства можно отнести: ответственность государственной власти за достойную жизнь и свободное развитие человека и общества, всех социальных групп; высокий уровень прав и гарантии граждан в социальной сфере; ответственность индивидуума за свое социальное благополучие.
Российские конституционные нормы о социальном государстве содержат сходные положения с Конституцией ФРГ. Термин «социальное государство» используется также в Конституции Франции, Испании, Турции и некоторых других государств. На цель социальной политики, отвечающей идеалам социального государств указывают Конституции Италии Нидерландов, Швеции. Созвучная социальному государству концепция «государства всеобщего благоденствия» реализуется в Великобритании, Австрии, Швейцарии.
К концепции «социального государства» мы вернемся более подробно буквально через пару минут. Сейчас же мне бы хотелось на еще одном принципе, осознание которого формируется в начале ХХ в., а именно:
Б) связанное с понятием «социального государства» понимание «принципа социальной справедливости, социального равенства, обеспечения социальных гарантий», девиз которого: «Социальная поддержка нуждающихся и свобода действий для тех, кто наиболее гармонично вписался в рыночные отношения».
Тем самым была задана 2-целевая ориентация:
- на развитие социальной динамики;
- на социальную стабильность и поддержание равновесия.
Субъектами этой модели выступает:
- государство, с одной стороны,
- общественные структуры и
- частная инициатива, с другой.
2. С учетом данных обстоятельств приходит и новое понимание сути социальной помощи и поддержки. В речевой оборот был введен сам термин «социальная работа» (1900 г., Симон Паттен). И сегодня это понятие (социальная работа) раскрывается нами следующим образом:
Социальная работа – это деятельности, направленная на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп; на создание условий, благоприятствующих восстановлению способности людей к социальному функционированию (Павленок П.Д.).
******
Вернемся к концепции «социального государства».
В современном мире в наибольшей степени социальная ориентация государств и практически высокий уровень жизни и социальной защищенности характерны в основном для европейских стран - для Германии, Франции и Скандинавских стран, а также Израиля, Канады.
Эту же парадигму как цель своего развития избрали Китай, Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Украина и ряд других стран СНГ, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока.
Однако, социальная ориентация государства при слабом выполнении социальных функций государства в настоящем определяет государство социальным лишь по предназначению. Даже достаточно сильное исполнение социальных функций государством при нарушении других основополагающих принципов (правовой основы, демократизма и др.) не позволяет его называть подлинно социальным государством.
Выделяют 4 основные предпосылки, в наибольшей степени способствующие социальной ориентации государства и становлению социального государства:
1. Наличие достаточно широкой экономической и социальной базы общества.
2. Ускоренное развитие общества на основе научно-технического и социального прогресса.
3. Всемерное развитие демократии, в том числе на производстве (экономическая демократия), форм общественного самоуправления, активизация участия граждан в государственной жизни.
4. Усиление законности, расширение реальных прав и свобод человека в сочетании с его ответственностью перед обществом и государством.
Практика общественного развития показала, что социально ориентированное государство наиболее эффективно функционирует в странах, где государство устроено на демократической, правовой основе, где развиты социально-рыночные отношения, а общество является гражданским.
* * *
Понятие "социальное государство" впервые появилось в научной литературе в середине XIX в. в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии.
Один из основных разработчиков теории социального государства государствовед и экономист Лоренц фон Штейн считал, что задача государства заключается в становлении общественного равенства и личной свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех своих членов, при котором развитие одного является условием и следствием развития другого.
Наиболее радикальную теоретическую основу социального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист, сторонник государственного и христианского социализма А. Вагнер. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в государство всеобщего благоденствия (welfare state).
Определенный вклад в разработку проблем социального государства внесли: А. Абендрот, Г. Геллер, Т. Маршалл, Ф. Нойманн.
После II Мировой войны начался качественно новый этап в развитии теории социального государства, связанный с возведением ее положений в конституционные нормы. В частности, в Основном законе ФРГ в 1949 г., Конституции Франции в 1958 г., Конституции Испании в 1978 г.
* * *
Многие зарубежные и отечественные исследователи наряду с понятием "социальное государство" в качестве синонимов нередко употребляют термины "государство всеобщего благоденствия", "государство благосостояния".
В теоретическом плане концепция государства всеобщего благоденствия вбирает в себя концепцию английского экономиста Дж. Кейнса, обосновавшего в свое время необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества.
Приверженцы концепции государства всеобщего благоденствия связывают свои надежды с перспективами развития смешанной экономики, сочетанием частного и государственного секторов. В этой концепции государству отводится роль нейтральной, "надклассовой" силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоев путем установления принципа справедливого распределения и обеспечения благосостояния всех членов общества, перераспределения доходов, уничтожив таким образом неравенство.
Государство всеобщего благоденствия ставит своей целью утвердить возможности радикального преобразования общества, прежде всего в вопросах распределения собственности, доходов, организации управления предприятиями, а также функций государства в интересах всех его граждан. Главное средство обеспечения всех членов общества материальными и социальными благами - экономический рост.
* * *
Сегодня различные авторы по-разному трактуют понятие "социальное государство".
1-я точка зрения. "Социальное государство - правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание своевременных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения" (Социальное государство: Краткий словарь-справочник / Ред. кол. Я. Н. Грицепко (рук.), Г. А. Николаев (зам. рук.), Ф. И. Шарков (зам. рук.) и др. M., 2002. С. 191.).
2-я точка зрения. Социальным "называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности".
3-я точка зрения. В Концепции социального государства, разработанной при участии авторов книги, "социальное государство - это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справедливость, политика которого направлена на обеспечение гражданами достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала личности.
Социальное государство - самостоятельный тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого человека на достойную жизнь...
Социальное государство - наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда.
Идея социального государства с ориентацией на развитие человека, создание ему достойных условий жизни положена в основу Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В ней подчеркивается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого-либо различия.
* * *
Функции социального государства появляются в ходе эволюционного развития государства и характеризуются двойственным процессом.
С одной стороны, происходит количественный рост социальных функций на более высоких уровнях развития государства;
с другой, - происходит включение социальных функций в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политическими и экономическими функциями.
В результате происходит "социализация" всех функций государства.
Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существуют с догосударственных времен, но только социальное государство ставит удовлетворение социальных потребностей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство.
Социальное государство, в отличие от других, обладает рядом признаков:
а) правовая основа социальной политики;
б) наличие системы социального страхования;
в) существование бюджетных социальных выплат;
г) существование государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;
д) доступность социальной поддержки всем без исключения нуждающимся членам общества;
е) принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния граждан;
ж) существование институтов гражданского общества.
В соответствии с этими признаками социальное государство, проводя государственную социальную и экономическую политику, реализует следующие социальные функции:
1. обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения;
2. обеспечение социального страхования для всех членов общества;
3. обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно-культурного развития;
4. социальную защиту нуждающихся;
5. сглаживание социального неравенства в обществе, создание достойных условий существования посредством перераспределения благ;
6. предоставление социальных услуг.
Этот перечень не является застывшим.
* * *
Опыт многих европейских государств, являющихся по конституции правовыми социальными государствами, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на:
1. принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей и их объединений, лиц наемного груда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;
2. принцип доверия к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию, но одновременно и на принцип ответственности государства за игру рыночных сил и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан;
3. принцип социальной справедливости и солидарности общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и вовлечения дееспособных в трудовой процесс и обеспечение социальной ответственности трудоспособных за еще или уже не работающих граждан;
4. Принцип участия работников в управлении производством и распределении, в общественной и государственной жизни, развивая при этом различные формы экономической демократии.
* * *
Можно выделить несколько моделей социального государства, различающиеся типом социально-экономического устройства общества и политико-идеологической основой, на которых оно базируется.
1. модель, основывающаяся на идеологии и политике демократического социализма (ранее всего в скандинавских странах) стала исторически первой в условиях демократического устройства и рыночной экономики.
2. модель, основывающаяся на идеологии и политике на либеральной или либерально-консервативной идеологии стала создаваться позже в ФРГ, других западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии.
Обе эти формы можно рассматривать как разновидности (подвиды) одной и той же демократической модели социального государства, получившего в теории и политической практике название "открытое общество".
Имеющиеся между ними различия проявляются в:
а) более радикальной или более умеренной системе перераспределения материальных ресурсов на социальные нужды;
б) установлении более высоких или низких налогов, с помощью которых образуются эти ресурсы;
в) большей или меньшей степени вмешательства государства в экономику.
Эти различия неантагонистичны; происходящая демократическим путем смена власти у партий либеральной, консервативной и социал-демократической ориентации не приводит к потрясениям основ социального государства, происходят лишь сдвиги в его функционировании - усиливается или уменьшается его вмешательство в экономику, ослабевает (либо, наоборот) проводимая им социальная политика, расширяются или сокращаются социальные программы.
* * *
В современной мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели государства с различными их модификациями:
1. либеральная (монетаристская) - основывается на минимизации государственной собственности и соответственно - абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Либеральная модель основывается на принципе самовыживания, формирования личности - независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий ("Если ты живешь бедно, то ты сам в этом и виноват").
2. социально ориентированная модель - основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства.
* * *
Социальное и правовое государства выступают в единстве, они тесно взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого. В настоящий период идея правового государства получила свое конституционное закрепление во многих государствах мира.
Во второй половине XIX в. в кайзеровской Германии сделана первая попытка осуществления ряда социальных реформ. В имперской конституции 1871 г. присутствовала идея заботы государства о благе немецкого народа. Чуть позже Отто фон Бисмарк начал формирование законодательства по социальным вопросам. Социальные гарантии стали вводиться и дальнейшем в Великобритании, Швеции, Италии.
Послевоенная Германия возвратилась к идее и ценностям социального государства.
1949 г. - Конституция ФРГ в ст. 20 провозгласила Германию "демократическим и социальным федеральным государством", в ст. 28 - "конституционный строй в землях должен соответствовать принципам социального правового государства".
1948 г. - в Конституции Италии в соответствии ст. 2 "Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека - как частного лица и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность, - и требует выполнения непреложных обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности".
1958 г. - согласно ст. 1 Конституции, "Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой";
1975 г. - Португалия стала суверенной республикой, ставящей своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества.
1978 г. - Испания по Конституции стала "правовым, демократическим, социальным государством" и др.
Функции и обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан прописаны в Конституции Швеции.
Румыния согласно своим конституциям - правовое демократическое и социальное rocyдарство,
Республика Польша - демократическое, правовое государство, осуществляющее принцип социальной справедливости.
Греция: Конституция гласит: "Труд составляет право и находится под защитой государства, которое заботится о создании условий полной занятости для всех граждан".
Сегодня многие развитые страны мира, независимо от наличия в их конституциях положений о принадлежности к социальному государству, де-факто проводят свою социально-экономическую политику как социальные государства. Принципы социального государства в той или иной мере закреплены также в конституциях Турции, Нидерландов, Дании.
Вопрос 2.
Вопрос 3.
Общие положения
В начале социальной защитой в США и Великобритании занимались преимущественно на уровне местных органов самоуправления и частных социальных служб. В сферу социальной работы перешла часть педагогов, журналистов, юристов, священнослужителей и др. В 1 половине 1920-х гг. в США функционировало около 15 школ социальной работы. Примерно тогда же стала действовать профессиональная организация - Ассоциация социальных работников.
С 30-х до начала 70-х гг. в сфере социальной работы США и Великобритании важнейшую роль играли государственные структуры. Были приняты федеральные законы, гарантировавшие минимум зарплаты, ограничивавшие продолжительность рабочего дня, регулировавшие процессы занятости, пенсионного обеспечения, медицинского страхования.
В 1955 г. в США образована Национальная ассоциация социальных работников.
В Великобритании - Ассоциация социальных работников.
В 1956 г. была воссоздана Международная федерация социальных работников (МФСР), которая и сегодня продолжает вносить большой вклад в развитие и совершенствование профессиональной деятельности в области социальной защиты.
Со 2 половины 70-х - начала 80-х гг. XX в. в британской и американской системах социальной защиты начинает приобретать приоритетный характер либеральная направленность. Особенно это характерно для США, где снижается участие государства в деле социальной поддержки и помощи, уменьшаются федеральные субсидии и финансовые дотации на социальные нужды.
Идет курс на дальнейшую индивидуализацию ответственности за личное обеспечение и расширение использования рыночных, коммерческих механизмов в социальной сфере.
3.1. Британская система социальной защиты
Британскую модель социальной работы можно охарактеризовать как либерально-традиционную. Либеральная составляющая социальной политики здесь остается определяющей. Однако при этом в сфере социальной защиты Великобритании традиционно сохраняется государственное влияние.
К важнейшим ее особенностям можно отнести:
1. наличие значительного либерального компонента в социальной политике;
2. приоритетную социальную роль муниципалитетов при сохранении существенного влияния государства в социальной сфере и защите;
3. особое место благотворительных, некоммерческих (ассоциативных) организаций в деле оказания социальной помощи и поддержки.
Важное место в социальной политике занимает либеральная составляющая. Это проявляется в высоком удельном весе социальных услуг, предоставляемых нуждающимся частными агентствами, в ограничивающей роли государства
В социальном обслуживании нуждающихся в Великобритании активно используются такие рыночные механизмы, как:
1. платные услуги,
2. деятельность частных социальных агентств.
3. дифференцированная оплата социальных услуг в зависимости от места жительства и средств, которыми располагают лица, нуждающиеся в них (стоимость услуг в разных графствах страны неодинакова.).
В Англии расширяется численность частных социальных служб и агентств, обслуживающих пожилых и инвалидов. Их немало и в континентальной Европе. Однако Англию отличает высокий удельный вес услуг, оказываемых частными социальными агентствами в общем объеме такой помощи. Так, социальные учреждения по оказанию помощи на дому, содержащиеся за счет государства и муниципалитетов, предоставляют своим клиентам примерно половину услуг, а вторую половину они получают от частных социальных агентств.
Либеральный характер британской системы социального обслуживания проявляется и в отсутствии единых государственных стандартов на услуги, предоставляемые населению.Их количество и качество оговаривается лишь на уровне местных норм, что ставит, например, одинокого пожилого человека одного графства в менее удобное положение, чем такого же человека в другом административно-территориальном образовании страны. Для сравнения можно привести Германию, где эти услуги более упорядочены.
Великобритания, в отличие от большинства континентальных стран Западной Европы, проводит рестриктивную политику на рынке труда, ограничивая размеры помощи безработным со стороны государства. Так, максимальная длительность выплаты пособий по безработице в Англии составляет 12 месяцев, в Испании - 24 месяца, в Бельгии вообще не установлено верхнего лимита его выплаты.
В Великобритании для финансирования предприятий социального трудоустройства широко привлекаются бизнес и организации, взаимодействующие с ним.
Либерализация в британской социальной политике проявляется и в расширении частного рынка страхования, в существовании ограничительных мер на выплату женских и иных пособий. Особое внимание в современной Англии уделяется созданию широкомасштабного частного рынка страхования. Наряду с государственными и корпоративными схемами пенсионного обеспечения здесь активно развивается частное пенсионное страхование. Максимальный размер государственной пенсии сегодня составляет чуть менее 80 фунтов в неделю (около 150 долларов).
Не каждая англичанка может рассчитывать на получение женского пособия. Оно полагается ей лишь в том случае, если женщина проработала не менее двух лет. Молодые матери, не успевшие еще приобрести такой стаж, на рубеже 1990-х-2000-х гг. оставались за пределами действовавших норм, лишаясь права на получение соответствующего пособия.
Вывод. Курс на повышение значимости либерального компонента социальной политики объясняется британскими властями целесообразностью ограничения социальных затрат предприятиями и фирмами для усиления их конкурентоспособности, а также необходимостью сокращения растущих бюджетных расходов на социальные нужды. В реальной жизни такая политика далеко не всегда дает должный результат, она сопряжена с определенными издержками в деле социальной помощи и поддержки.
Роль муниципалитетов
1. Общие положения. Отличительной особенностью британской модели социальной работы является приоритетная социальная роль муниципалитетов при сохранении существенного влияния государства в социальной защите.
Муниципальные советы в Великобритании выбирают своих председателей (мэров), несущих ответственность и за решение социальных проблем. Во многом финансовые потребности муниципалитетов на социальные нужды покрываются местными налогами, а другая часть затрат, размер которых в ряде графств довольно значителен (до 40 % и более), дотируется правительством.
2. Формы услуг. Муниципальные социальные учреждения Англии предоставляют услуги на дому после внимательной оценки потребностей клиента. Для наиболее немощных лиц горячее питание доставляет специальная служба, называемая «передвижной столовой».
К числу учреждений социального обслуживания, действующих на муниципальном уровне, относятся дома-интернаты и дневные стационары временного пребывания для пожилых и инвалидов. Как правило, эти учреждения малой вместимости (30-50 мест).
Профессиональный социальный работник, задействованный в Великобритании в муниципальных службах социального обслуживания, чаще всего выступает в роли менеджера, организующего оказание услуг со стороны сиделок, добровольцев и др. Кроме того, он оценивает качество и объем их предоставления.
Благотворительность
А) Статистика. Закон.Важное значение в британской модели социальной защиты имеют некоммерческие ассоциативные организации, деятельность которых регулируется социальным законодательством. По закону о благотворительной деятельности, принятом в конце XX в., была сохранена система строгих обязательств опекунов местных филантропических организаций и жесткого контроля за их финансовой деятельностью.
В середине 90-х гг. XX в, в Англии насчитывалось более 170 тыс. благотворительных организаций. Значительное количество британских ассоциаций опекают инвалидов. Незрячим, работающим в области информационных технологий или просто интересующимся компьютерами, оказывает помощь Британская компьютерная ассоциация (ВАСВ), которая с 1995 г. имеет статус благотворительной компании.
Б) Финансирование. Активность ассоциативных организаций во многом определяется стабильностью их финансирования. Важнейшими источниками поступления средств на благотворительные нужды являются добровольные пожертвования от различных учреждений, частных лиц, коммерческих фирм, предприятий; правительственные фанты; взносы членов благотворительных организаций; доходы от разнообразной деятельности.
В 90-е гг. XX в. текущий ежегодный товарооборот благотворительной деятельности в Англии и Уэльсе составлял 10 млрд фунтов стерлингов. 25 крупнейших благотворительных фондов получали пожертвований и прибыли от своей деятельности на сумму более чем 800 млн фунтов, которые направлялись на реализацию различных социальных проектов.
Опыт социальной работы
Опыт социальной работы Великобритании имеет определенную ценность и для России. Нам не мешало бы внимательно ознакомиться с британской практикой медицинского обеспечения, где определяющую роль в развитии здравоохранения играет бюджетное финансирование.
Среди инновационных форм социальной работы с пожилыми людьми следует отметить организацию центров реминисценции (воспоминаний).
Благотворительность
Отличительной стороной американской модели социальной работы является преобладающее значение в ее проведении ассоциативных организаций, получающих поддержку государственных структур. В последнее десятилетие в США эффективно действует схема, по которой государство в лице правительственных органов разрабатывает и финансирует социальные программы, а ассоциативные (некоммерческие) организации самостоятельно или совместно с муниципалитетами реализуют их на местах, контролируя справедливое распределение государственных дотаций.
Сегодня в мире лишь США имеют такую разветвленную сеть ассоциативных организаций, охватывающих столь большое число людей. В этот сектор вовлечено около 100 млн американцев, в том числе свыше 8 млн. - оплачиваемые работники. Число некоммерческих организаций всех типов составляло в США на рубеже XX-XXI вв. б