Тема 2. История политической мысли

Задания по теме 1.

I. Ответить на вопросы:

1. Каков объект и предмет политической науки?

2. Чем отличается от других общественных наук политология?

3. Каковы структура, методы и функции политологии?

4. Установите соотношение понятий: «теоретическая» и «прикладная» политология.

5. Как вы оцениваете роль политологии в вашей профессиональной подготовке и в будущей профессиональной деятельности?

6. Проанализируйте связь политологии с теми науками, которые вы изучаете профессионально в своем вузе.

7. Какое значение имеет изучение политологии для формирования политической культуры личности, приобщения к демократическим ценностям?

II. Выполнить задание:

1. Какой из предложенных подходов в отношении политологии представляется Вам более состоятельным и правомерным?

а) плюралистический, утверждающий, что политология есть совокупность всех политических наук;

б) монистический, рассматривающий политологию как самостоятельную и автономную науку.

Аргументируйте свой выбор.

2. Преобразуйте приведенные ниже группы методов познания и преобразования политической жизни общества так, чтобы одна из них состояла из всеобщих (философских), вторая – из общенаучных, а третья – из частных специальных (эмпирических) методов:

а) исторический, бихевиористский, моделирование, нормативно-ценностный, статистический, системный;

б) логический, интервьюирование, сравнительный,, дедуктивный, институциональный;

в) социологический, структурно-функциональный, анкетирование, индуктивный, экспериментирование, контент-анализ.

III. Найти и выписать из словаря определения понятий:

- политика, политология, политическое, контент-анализ, политические дисциплины, категории политологии, методы политологии, бихевиоризм.

IV. Решить тест:

1. Предметом политологии являются:

а) основные аспекты политического сознания людей;

б) чувства, идеи и переживания отдельного индивида;

в) экономическая, социальная и политическая сферы жизнедеятельности общества;

г) закономерности становления и функционирования политической власти.

2. Политология – это:

а) науки, изучающие политическую сферу общества; б) наука, занимающаяся изучением проблем власти;

в) дисциплина, изучающая политические институты; г) наука об общих законах развития социума.

3. Прикладная политология ориентирована на:

а) наращивание массива эмпирических данных;

б) углубление теоретического познания;

в) совершенствование академической подготовки специалистов;

г) использование научных достижений на практике.

4. Международная ассоциация политических наук (МАПН) решением ЮНЕСКО была образована в:

а) 1939 г.; б) 1949 г.;

в) 1989г.; г) 1950 г.

5. Политология в Российской Федерации преподается как учебная дисциплина:

а) с конца 19 в.; б) с начала 21 в.;

в) после Октябрьской революции 1917 г.; г) с 1991 г.

6. К собственным (специфическим) категориям политологии относятся:

а) политическая система, политический режим, политическая культура;

б) власть, свобода, республика;

в) государство, революция, правительство.

г) анкетирование, интервьюирование, наблюдение.

7. К эмпирическим методам познания относится:

а) наблюдение; б) идеализация;

в) классификация; г) дедукция.

8. Политология, как и любая другая наука, выполняет___________ функцию:

а) политической социализации; б) аксиологическую (оценочную);

в) гносеологическую; г) рационализации политической жизни.

9. К методам теоретического исследования в политологии относится:

а) абстрагирование б) контент-анализ

в) сравнительно-исторический метод г) анкетирование.

10. Методологический переворот в политологии 1920-30-х гг. связан с развитием:

а) бихевиоризма, б) неоинституализма;

в) теории рационального выбора г) политической феноменологии.

Тема 2. История политической мысли

Задания по теме 2.

I. Ответить на вопросы:

1. в чем важность изучения истории политической мысли для современного человека?

2. Охарактеризуйте особенности полисной культуры и процессов зарождения политической теории в Древней Греции.

3. Назовите основные идеи политической теории Платона и Аристотеля.

4. Охарактеризуйте особенности политических взглядов в средневековой Европе.

5. Каковы особенности политической мысли эпохи Возрождения и Нового времени?

6. В чем проявился реализм политической мысли эпохи Нового времени?

7. Охарактеризуйте важнейшие политологические теории, возникшие в XX веке.

II. Выполнить задания:

1. Укажите на основное содержание новаторского подхода Н.Макиавелли к политике как способу действий. Можно ли соотнести его с формулой «Цель оправдывает средства»? Проанализируйте соотношение морально-этических категорий и рационально-прагматического в политике.

2. Раскройте содержание теории «общественного договора». Объясните, почему теорию божественного происхождения государства сменила теория «общественного договора»?

III. Найти и выписать из словаря определения понятий:

- полис, тимократия, олигархия, тирания, деспотия, аристократия, макиавеллизм, охлократия, полития, консерватизм, либерализм, марксизм, утопия, демократия, естественное право.

IV. Решить тесты:

1.Автором первой в истории политической мысли модели идеального государства является:

а) Т. Мор; б) Конфуций;

в) Платон; г) Аристотель.

2.Автор естественно – исторической концепции государства, т.е. государства, которое существует по природе человека, является целью его развития, возникая через ряд ступеней: семья-селение-государство:

а) Платон; б) Н. Макиавелли;

в) Аристотель; г) Конфуций.

3. По мысли Аристотеля противостоит олигархии как «хорошая» форма правления:

а) аристократия; б) демократия;

в) монархия; г) полития.

4.Доктрина томизма генетически связана с именем …

а) Иоанна Солсберийского; б) Фомы Аквината;

в) Платона; г) Августина Блаженного.

5. Понятие, соответствующее определению «отсутствие (отрицание) власти» – это:

а) полиархия; б) олигархия;

в) анархия; г) монархия.

Задания по теме 3.

I. Ответить на вопросы:

1. Что обозначает понятие «политика»?

2. Когда и почему возникла политика?

3. Что входит в число субъектов политики?

4. Охарактеризуйте основные современные модели объяснения политики.

5. Является ли любое управляемое человеческое сообщество политическим?

6. Каковы структура и функции политики?

7. Как соотносятся цели и средства в политике?

II. Выполнить задания:

1. Проделайте политический анализ конкретного шага в экономической политике правительства: повышение тарифов и налогов на импортные товары. Рассмотрите его последствия в отношении различных социально-экономических групп и слоев населения, финансовой и политической стабильности. Определите возможные положительные и отрицательные результаты этой акции.

2. Какие на ваш взгляд, политические решения необходимо сегодня принять для преодоления экономического кризиса?

III. Найти и выписать из словаря определения понятий:

- полис, политика, политическое, политическая сфера жизни общества, политик, политикан, консенсус, политический менеджмент, политический маркетинг.

IV. Решить тест:

1. Политика по объектам воздействия может быть:

а) открытой и закрытой; б) государственной и партийной;

в) нейтральной и активной; г) внутренней и внешней.

2. Роль и место политики в современном обществе связаны с:

а) регламентацией и стабилизацией общественной жизни; б) легализацией общественных отношений

в) с разжиганием конфликтов; г) деинституализацией общественных отношений

3. Что из перечисленного меньше всего может быть определено как нормативно-политический документ?

а) анкета Всероссийского центра по изучению общественного мнения; б) Конституция РФ;

в) сборник речей генерального секретаря ЦК ВКПБ (б) И.В.Сталина; г) плакат партии «Выбор России».

4. Субъекты политики – это:

а) население страны в целом;

б) отдельные государства, участвующие в мировом политическом процессе;

в) индивиды, социальные группы, организации и учреждения, принимающие сознательное участие в политической деятельности;

г) политические партии.

5. Прямое или косвенное проявление общественного инакомыслия или недовольства существующим режимом называют:

а) конфронтацией; б) коммуникацией;

в) политической социализацией; г) оппозицией.

6. Уклонение от участия в политической жизни и утрата интереса к политике называется:

а) конформизмом; б) анархизмом;

в) абсентеизмом; г) остракизмом.

5. Роль и место политики в современном обществе связаны с:

а) разжиганием конфликтов; б) деинституционализацией общественных отношений;

в) легализацией общественных отношений; г) регламентацией и стабилизацией общественной жизни.

6. Действия, предпринимаемые гражданами, имеющие целью повлиять на политику, управление делами государства или выбор политических лидеров на любом уровне политической власти, называются политическим:

а) развитием; б) прогнозированием;

в) поведением; г) участием.

7. Заигрывания политиков-манипуляторов с народными массами, раздачу щедрых обещаний ими простым лоюдям, принято называть…

а) абсентеизмом; б) популизмом;

в) антагонизмом; г) имморализмом.

8. Дистрибутивная функция политики выражается в:

а) распределении благ, услуг и статусов б) реализации интересов социальных групп и классов

в) управлении процессами в рамках властных структур; г) интеграции общества.

9. Исследование политики на микроуровне – это описание и анализ поведения:

а) военно-политических блоков; б) институтов власти;

в) политических партий и общественно-политических движений; г) индивидов.

10. Под политическим менеджментом понимают:

а) политическое управление социальными процессами посредством влияния на людей;

б) управление всеми видами человеческой деятельности;

в) координацию деятельности политических субъектов;

г) синоним политической власти.

Задания по теме 4

I. Ответить на вопросы:

1. Раскройте содержание понятия «власть» и охарактеризуйте основные подходы к определению ее сущности.

2. Назовите отличительные черты политической власти?

3. Как реализуется политическая власть в обществе?

4. Обоснуйте необходимость разделения властей.

5. Выявите различие власти политической от власти государственной.

6. Сформулируйте основные подходы к типологии легитимности.

7. В чем разница понятий «легитимность» и «легальность».

II. Выполнить задания:

1. Составьте анализ структуры власти.

2. Установите по Конституции РФ, как реализуются в государстве принцип разделения властей.

III. Найти и выписать из словаря определения понятий:

- власть, политическая власть, государственная власть, харизматическая власть, легитимность, легальность, легитимация власти, делегитимация власти, ресурс власти, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть.

IV. Решить тест:

1. Какое из нижеприведенных определений власти полнее всего раскрывает ее сущность?

а) власть – это средство достичь блага в будущем;

б) власть – это действие, направленное на изменение чего-либо или кого-либо;

в) власть – это самоутверждение личности;

г) власть – это возможность индивида осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других.

2.Политическая власть, избранная демократическим путем и на основании закона, относится к __________типу легитимности:

а) идеологическому;

б) харизматическому;

в) традиционному;

г) рационально-легальному.

3. Под ресурсами власти понимается:

а) наиболее ценные для субъекта власти ценности;

б) способы достижения целей субъектом власти;

в) средства, с помощью которых субъект власти контролирует или подчиняет объект власти:

г) средства, с помощью которых объект власти контролирует или подчиняет субъект власти.

4. Делегитимация власти – это:

а) поддержка и признание правомочности власти со стороны общества;

б) нежелание граждан подчиняться действующим законам;

в) уклонение от службы в армии;

г) процесс утраты политической властью общественной поддержки.

5. Легитимное господство немецкий ученый М.Вебер понимал как:

а) гармоничное существование различных социальных групп;

б) власть, опирающаяся на насилие;

в) наследование законного представителя династии;

г) господство, признанное со стороны управляемых индивидов.

6. В структуру политической власти входит:

а) легитимность власти; б) объект власти;

в) политическое сознание; г) политические отношения.

7. Как соотносятся между собой понятия «политическая власть» и «государственная власть»?

а) они никак не связаны друг с другом;

б) являются синонимами;

в) первое выступает по отношению ко второму как часть к целому;

г) второе выступает по отношению к первому как часть к целому.

8. Признание законности и правомерности официальной власти обществом, ее права управлять им – это:

а) легитимность; б) независимость;

в) легальность; г) доверие.

9. Разделение властей по горизонтали предполагает самостоятельное функционирование:

а) исполнительной, законодательной и судебной власти;

б) законодательной, федеральной и судебной власти;

в) федеральной, региональной и местной власти;

г) федеральной, исполнительной и местной власти.

10. Под политическим плюрализмом понимают:

а) право народа на высказывание своего мнения по отношению к власти;

б) абсолютную, никем не ограниченную свободу слова;

в) систему власти, основанную на признании многообразия партий, идеологий, свободы слова;

г) демократическую цензуру.

Задания по теме 5.

I. Ответить на вопросы:

1. Что понимается под политической элитой?

2. Сравните критерии выделения правящей элиты В.Парето и правящего класса Г.Моска. Какой из них кажется вам наиболее подходящим для выделения политической элиты?

3. Охарактеризуйте «железный закон олигархии» Р.Михельса. Сформулируйте свою точку зрения к «железному закону олигархии».

4. Как осуществляется рекрутирование политических элит? Какие теории на этот счет вам известны?

5. Сравните основные положения теорий лидерства. Какая из теорий кажется вам наиболее аргументированной и убедительной?

6. Что понимается под политическим лидерством?

7. Какой тип политического лидерства наиболее благоприятен для России и почему?

II. Выполнить задания:

1. Выберите по своему усмотрению 2-3 российских политических лидера. Охарактеризуйте факторы, определяющие их качества?

2. Проанализируйте результаты сравнительного изучения политического лидерства Ж.Блонделя. Кого из российских лидеров вы могли бы отнести к:

а) «спасателям»; б) «патерналистам»;

в) «идеологам»; г) «успокоителям»;

д) «пересмотрщикам»; е) «менеджерам»;

ж) «улучшателям»; з) «новаторам»?

III. Найти и выписать из словаря определения понятий:

- политические элиты, циркуляция элит, элитизм, меритократия, рекрутирование элиты, лидер, политическое лидерство, имидж, конституенты, контр-элита, субэлита, политический истеблишмент.

IV. Решить тесты:

1. Какое из приведенных положений соответствует политологическому определению понятия «правящая элита»?

а) социальная группа, состоящая из лучших представителей общества;

б) совокупность высших привилегированных групп, слоев, осуществляющих властные функции;

в) совокупность лиц, обладающих наиболее высоким коэффициентом интеллекта;

г) руководство политической партии.

2. Согласно Г.Моска, правящий класс – это:

а) совокупность лиц с наиболее высокими показателями и достижениями;

б) класс, монополизирующий власть;

в) совокупность наиболее сплоченных олигархических групп;

г) совокупность формальных и неформальных лидеров общества.

3. Толкование циркуляции элит как историческое чередование «лис» и «львов» было характерно для мыслителя:

а) Гаэтано Моска; б) Вильфредо Парето;

в) Роберт Михельс. г) Толкотт Парсоннс.

4.Укажите, кто из политологов сформулировал «железный закон олигархии»:

а) Дж.Бернхейм; б) В.Парето;

в) Г.Моска; г) Р.Михельс.

5.Согласно К.Мангейму, элита – это «иерархия, основанная на собственных достижениях». Какому из нижеперечисленных подходов соответствует это определение:

а) меритократическому; б) технократическому;

в) организационно-управленческому; г) функциональному.

6. Политическая элита, сформированная по типу «гильдий», стремится к:

а) самоизоляции от основной массы населения;

б) конкурентной борьбе с политическими контрэлитами на условиях демократизма и равноправия;

в) привлечению в свои ряды как можно большего числа новых членов из небогатых слоев населения.

г) демократизации политического процесса.

7. Утверждение, что политическими лидерами становятся лица с определенными чертами характера, является основополагающим для:

а) теории личностных черт; б) теории конституентов;

в) инвайроменталистской теории; г) компаративной теории политического лидерства.

8. Тип лидерства, основанный на вере в необыкновенные качества политического лидера, в политической науке обозначается как:

а) традиционный б) харизматический

в) рационально-легальный ) иррациональный.

9. Согласно типологии политического лидерства, предложенной М.Херманн, лидеры, обладающие способностями убеждать других людей, внушать им свои идеи, называются

а) «торговцами»; б) «служителями»;

в) «пожарниками»; г) «знаменосцами».

10. Лидерство И.Сталина можно рассматривать как:

а) нейтральное; б) рационально-легальное;

в) традиционное; г) харизматическое.

Задания по теме 6.

I. Ответить на вопросы:

1. Дайте определение понятия «политическая система».

2. Раскройте вопрос о типологии политических систем.

3. Каковы причины возникновения государства?

4. В чем состоят различия между парламентской и президентской республиками?

5. Можно ли считать Российскую Федерацию классической формой федеративного устройства?

6. Какими отличительными чертами обладает правовое государство?

7. Что понимается под социальным государством?

II. Выполнить задания:

1. Заполните таблицу:

Тема 7. Политические режимы

Задания по теме 7.

I. Ответить на вопросы:

1. Дайте определение понятию политический режим.

2. В чем сущность тоталитарного режима и каковы его черты?

3. Какие виды тоталитаризма вам известны?

4. Раскройте черты авторитарного режима.

5. Какие виды авторитаризма вам известны?

6. Назовите черты демократического режима.

7. Назовите исторические типы и формы демократии.

II. Выполнить задания:

1. Перечислите основные отличия авторитаризма от тоталитаризма.

2. К какому типу относится режим:

– в дореволюционной России;

– в период сталинизма в СССР;

– в современной России.

Аргументируйте свою точку зрения.

III. Найти и выписать из словаря определения понятий:

- политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм, деспотия, тирания, диктатура, военная диктатура, фашизм, коммунизм, хунта, популизм, теократия, полиархия, бюрократия.

IV. Решить тесты:

1. Экономическим условием существования демократического режима является:

а) свободомыслие и имморализм

б) свобода предпринимательства и конкуренция различных форм собственности

в) разделение властей и правовое государство

г) свобода выборов на основе реальной многопартийной системы

2. Наличие развитой и влиятельной структуры гражданского общества является обязательным условием функционирования:

а) авторитаризма; б) унитарного государства;

в) федерализма; г) демократического режима.

3. Какая из перечисленных разновидностей политической власти относится к авторитарному режиму:

а) родоплеменная власть в эпоху первобытности: б) самодержавие в российской империи;

в) власть в Афинах времен Перикла; г) эпоха сталинизма в СССР.

4. Что из нижеперечисленного можно отнести к разновидности тоталитарного режима?

а) коммунизм; б) либерализм;

в) консерватизм; г) национализм.

5. Какая из перечисленных черт присуща авторитарному политическому режиму?

а) существование единой, обязательной для всех идеологии;

б) наличие политической оппозиции, идеологического плюрализма;

в) отсутствие политической оппозиции;

г) отсутствие единой идеологии.

6. Автором теории полиархии является:

а) М.Вебер; б) С.Хантингтон;

в) Р.Даль; г) Г.Алмонд.

7. Свобода слова и печати отсутствует или подвергается жесткой цензуре при __________ режиме:

а) авторитарном;

б) либеральном;

в) демократическом;

г) тоталитарном.

8. Политический режим представляет собой:

а) совокупность взаимодействий, посредством которых распределяются ценности в обществе;

б) совокупность норм и ограничений, организующих взаимоотношения людей по поводу распределения и осуществления власти;

в) упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей;

г) возможность определенных групп реализовать свою волю вопреки сопротивлению других

9. При авторитарно-бюрократическом режиме власть осуществляется:

а) вождем-популистом;

б) единой массовой партией, возглавляемой харизматическим лидером;

в) олигархией;

г) блоком политических сил, в который входят: бюрократия, национальная буржуазия и военные.

10. Референдум является механизмом:

а) прямой демократии;

б) представительной демократии;

в) авторитаризма;

г) тоталитаризма.

Задания по теме 8.

I. Ответить на вопросы:

1. Дайте определение гражданского общества.

2. Каковы структура и функции гражданского общества?

3. Назовите основные концепции гражданского общества.

4. Каковы сущностные признаки гражданского общества7

5. В чем особенности взаимоотношений между государством и гражданским обществом в постиндустриальных странах?

6. В чем сущность местного самоуправления?

7. Перечислите основные институты гражданского общества, благодаря которым реализуются повседневные интересы людей?

II. Выполнить задания:

1. Имеются ли в Российском обществе предпосылки для реализации известной формулы: «частная собственность – независимый гражданин – гражданское общество – правовое государство». Ответ обоснуйте.

2. Является ли гражданское общество обязательным условием существования демократии? Ответ обоснуйте.

III. Найти и выписать из словаря определения понятий:

- гражданское общество, правовое государство, естественное право, местное самоуправление, средний класс, общественное мнение, плюрализм, референдум, плебисцит.

IV. Решить тесты:

1. Экономической предпосылкой формирования гражданского общества является:

а) юридическое равенство граждан б) частная собственность и свободный рынок

в) господство среднего класса г) высокий образовательный уровень

2. В теории гражданского общества право рассматривается с позиции сторонников естественно-правового тона правопонимания, то есть это:

а) совокупность установленных государством норм

б) мера и количество свободы людей, которую устанавливает государство

в) воплощение власти Бога на земле

г) «естественная справедливость», берущая начало не от государства, а из природы вещей

3. Главным принципом гражданского общества является:

а) свобода человека как члена общества;

б) подчиненность и подконтрольность личности государству;

в) обязательность участия личности в политическом процессе;

г) позиция, когда интересы общества стоят выше личных.

4. Гражданское общество отличается от других типов общества…

а) сословно-корпоративным строем;

б) самостоятельностью и независимостью от государства;

в) более высоким уровнем развития производительных сил;

г) разделением общества на антагонистические классы.

5. Тип социальных связей, которые преобладают в гражданском обществе, – это…

а) зеркальные;

б) вертикальные;

в) горизонтальные;

г) обратные.

6. В структуру гражданского общества не входят:

а) политические партии и движения;

б) ассоциации и союзы граждан по интересам;

в) общественные объединения и организации.

г) государственные органы и учреждения.

7. Идею гегемонии гражданского общества развивал:

а) Х.Арендт; б) Г.Моска;

в) А.Грамши; г) Ю.Хабермас.

8. Примат государства по отношению к гражданскому обществу развивал:

а) Г.Гегель;

б) М.Бакунин;

в) Т.Мор;

г) И.Кант.

9. Определяющим слоем для гражданского общества считается (-ются):

а) маргиналы;

б) средний класс;

в) политическая элита;

г) бизнес-элита.

10. К социокультурным институтам гражданского общества не относят:

а) научное общество;

б) киноклубы;

в) независимые СМИ;

г) профсоюз.

Задания по теме 9.

I. Ответить на вопросы:

1. Дайте определение политической партии.

2. Каковы структура и функции политической партии?

3. Чем определяется электорат и состав партий?

4. ? Перечислите основные функции групп интересов.

5. Приведите примеры:

а) однопартийных систем;

б) двухпартийных систем;

в) систем двух с половиной партий;

К какому типу из них относится российская партийная система?

6. Чем различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы? Каковы их (сравнительно друг с другом) преимущества и недостатки?

7. Какой тип избирательной системы используется в России при выборах президента и в Государств. Думу?

II. Выполнить задания:

1.В конце ХХ в. политологи столкнулись с любопытным фактом: практически во всех демократических обществах снижался уровень доверия к партиям, все меньше и меньше граждан идентифицировали себя с определенной партией. Это явление получило название «кризиса партий». Попытайтесь дать объяснение данному феномену. Существует ли, на ваш взгляд, у партий как политического института будущее?

2. Определите основные способы классификации политических партий. Заполните таблицу:

№№ Критерии для классификации Типы партии
   
2. и т.д.    

III. Найти и выписать из словаря определения понятий:

-политическая партия, электорат, группы интересов, лоббизм, оппозиция, партийная система, партийная коалиция, бипартизм, политический плюрализм, избирательная система, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, квота, преференция.

IV. Решить тесты:

1. Автором генезиса политических партий от аристократических кружков к массовым партиям является...

а) М.Вебер; б) Дж.Сартори;

в) М.Дюверже; г) М.Острогорский.

2. Основной функцией политической партии является…

а) представительство интересов общества; б) выражение интересов только членов партии;

в) проведение избирательной кампании; г) политическая социализация.

3. Партийная система – это...

а) совокупность правящих политических партий;

б) часть политической системы;

в) механизм взаимодействия и соперничества политических партий в борьбе за власть и ее осуществление;

г) совокупность политических партий, существующих в государстве.

4. Не существует в мировой практике ______________партийная система.

а) двухпартийная; б) президентская;

в) однопартийная; г) многопартийная.

5. Среди перечисленных ниже депутатских объединений укажите фракции партий, которые не представлены Государственной Думой (2012 г.) – это...

а) Единая Россия; б) СПС;

в) Справедливая Россия; г) КПРФ.

6. Избирательная система, при которой мандаты распределяются между партиями. Избирательными объединениями пропорционально поданному за них числу голосов, называется:

а) пропорциональной; б) смешанной;

в) плюральной; г) мажоритарной.

7. Условием существования двухпартийной системы является:

а) наличие двух уровне власти: федеральной и региональной;

б) наличие в обществе влиятельных политических партий, которые придерживаются различных взглядов о пути развития;

в) непримиримая конфронтация между политическими группировками;

г) раскол общества на два противоположных лагеря.

8. Классификация политических партий на массовые и кадровые была разработана:

а) К.Марксом; б) М.Дюверже;

в) М.Вебером; г) Дж.Сартори.

9. Группы давления, создаваемые при органах власти для защиты интересов социальных общностей, слоев, – это:

а) политические партии; б) политические клубы;

в) социальные движения; г) лобби.

10. Важнейшим признаком политической партии является:

а) наличие социальной базы; б) защита интересов людей;

в) приверженность сторонников определенной идеологии; г) формирование вокруг лидера.

Задания по теме 10.

I. Ответить на вопросы:

1. Дайте определение политической культуры.

2..Назовите элементы политической культуры.

3.Какими факторами определяется политическая культура?

4. Назовите типы политической культуры, выделенные Г. Алмондом и С. Вербой.

5. Каковы особенности политической культуры в современной России?

6. Дайте определение политической идеологии.

7. Каковы структура и функции политической идеологии?

II. Выполнить задание:

1. Подумайте, какими качествами должен обладать человек с высокой политической культурой? Перечислите их в зависимости от степени важности на ваш взгляд.

2. Заполните таблицу:

Признаки ведущих идеологий.

Либерализм Консерватизм Социализм
1. 1. 1.
2. и т.д. 2. и т.д. 2.и т.д.

III. Найти и выписать из словаря определения понятий:

- политическое сознание, политическая культура, политическая идеология, политическая субкультура, культура участия, патриархальная политическая культура, подданническая политическая культура, либерализм, консерватизм, социализм, фашизм, коммунизм, анархизм, социал-реформизм, национал-патриотизм.

IV. Решить тесты:

1. Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделили _______________ политическую культуру.

а) общую и групповую б) патриархальную, подданническую и активистскую

в) общенациональную и региональную г) авторитарную и демократическую

2. В начальный период политической социализации – период политизации…

а) под влиянием преподавателей формируются знания о политике

б) под влиянием СМИ формируются основные политические ориентации

в) под влиянием политических партий формируются основные идеологические ориентации

г) под влиянием родителей и близких формируются первые представления о политике

3. Политическую социализацию взрослых называют…

а) политической деформацией б) политической ресоциализацией

в) политической десоциализацией г) политической депривацией

4. Типы политической социализации определяются…

а) национальной безопасностью б) национальными интересами

в) внешней политикой государства г) конкретно-историческими условиями

5. Пути формирования гражданской политической культуры не предполагают…

а) сохранение интереса к политике

б) чрезмерную мобилизацию и политическую активность граждан

в) высокий уровень межличностного доверия

г) участие граждан в различного рода организациях

6. В современной политологии используют типологию политических культур, составленную:

а) М.Вебером; б) Д.Истоном и Т.Парсонсом;

в) Р.Ароном; г) Г.Алмондом и С.Верба.

7. Типы политической социализации определяются:

а) внешней политикой государства; б) национальной безопасностью;

в) конкретно-историческими условиями; г) национальными интересами.

8. Какой из нижеперечисленных признаков присущ патриархальной политической культуре?

а) ориентация на активное участие в политической жизни;

б) наличие требований и ожиданий граждан по отношению к политической системе;

в) ориентация на местные, общинные ценности;

г) ориентация на ограниченное участие в политической жизни.

9. Что не входит в структуру политической культуры?

а) политическое поведение; б) политическое сознание;

в) политический опыт; г) политический радикализм.

10. Политическая идеология – это:

а) система политических идей и представлений, отражающих интересы, мировоззрение и идеалы индивидов и групп;

б) устойчивые, некритические, эмоционально окрашенные образы, представления о политических событиях, явлениях, процессах;

в) воздействие индивидов и социальных групп на политическую систему, ее элементы, а также процесс принятия политических решений;

г) идеи и устремления группировок радикалистского толка.

Задания по теме 11.

I. Ответить на вопросы:

1. Назовите основные интерпретации политического процесса и раскройте его структуру.

2. В чем проявляется взаимодействие политической системы и политического процесса?

3. Какие политические процессы оказывают наиболее глубокое воздействие на общество и в чем оно проявляется?

4. Как соотносятся понятия «кризис» и «конфликт»?

5. Какие этапы (стадии) проходит политический конфликт?

6. Охарактеризуйте основные способы предотвращения и прекращения политических конфликтов.

7. Назовите различия между процессами либерализации и демократизации?

II. Выполнить задания:

1. Найдите в Интернете тест Томаса (Килмена) на поведение в ситуации конфликта и прорешайте его для самопроверки и самоанализа. Результаты теста сдайте преподавателю.

2.Д.А.Растоу утверждает, что «процесс зарождения демократии не обязательно должен быть единообразным во всех точках земного шара: к демократии может вести множество дорог». Объясните, что, на ваш взгляд, имел в виду американский политолог? Какие пути становления демократии вам известны?

III. Найти и выписать из словаря определения понятий:

- политический процесс, политический конфликт, этно-политический конфликт, конфликтология, модернизация, этнополитика, демократизация, политическое участие.

IV. Решить тесты:

1. Американский исследователь, который предложил 17 характеристик, по которым возможно различение западных и не западных политических процессов, это

а) Л. Пай; б) Г. Алмонд;

в) С. Верба; г) Р. Даль;

2. Демократический политический процесс характеризуется:

а) формированием открытой политической системы;;

б) укреплением закрытой политической системы;

в) введением цензуры на распространяемую

Наши рекомендации