Политико-правовая система в период Второй республики.

В 40-х гг. XIX в. оппозиция режиму Июльской монархии заметно увеличилась. Против нее все активнее выступал быстро растущий рабочий класс Франции, усилилось недовольство со стороны мелкой, а также промышленной буржуазии, устраненной от участия в выборах и в политической власти. Кризис 1847—1848 гг. способствовал созданию новой революционной ситуации и быстрому росту популярности республиканских идей. Февральская революция 1848 г., в победе которой важную роль сыграло рабочее население Парижа, требовавшее уже не только восстановления республики, но и проведения социальных реформ, привела к падению правительства Луи Филиппа.

Сформированное в результате февральской революции временное правительство, состоявшее в основном из умеренных политических деятелей, под прямым давлением народных масс Парижа 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой.

Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй республики была

документом, отразившим противоречия своей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной романтически настроенной буржуазии, а буржуазии умеренной и даже консервативной, превратившейся в господствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок. , Основываясь на доктрине народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, конституция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределении. В ней подчеркивалось, что она принята "перед богом и от имени французского народа".

Конституция 1848 г., закреплявшая республиканский строй и систему республиканских институтов, не могла проигнорировать недавнее монархическое прошлое Франции.

В ней особо декларировалось, что "публичная власть не может передаваться по наследству" (ст. 18). Она закрепила также всеобщее избирательное право, которое рассматривалось общественным мнением как один из основных показателей демократического характера Второй республики. Конституция уже не делала акцент на естественные права человека и связанный с ними индивидуализм. Но в ней была предпринята попытка дать новую трактовку республики и определить социальное назначение и ответственность государственной власти. Так, одной из целей

республики декларировалось "более свободное шествие по пути прогресса и цивилизации, введение более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". Республика принимала на себя обязанность "путем братской помощи" обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Конституция 1848 г. сделала первый шаг в признании права на труд. В ней предусматривалось, что общество "организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятия". Декларируемые в конституции демократические права рассматривались как составной элемент республиканского правопорядка. Пользование свободами не должно было выходить за пределы "общественной безопасности" или за рамки, установленные специальным законодательством.

Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей ("разделение властей является первейшим условием свободного правления" — ст. 19). Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной власти, которая делегировалась народом "гражданину, который получает звание президента республики". Президент не зависел от парламента и избирался непосредственно населением. Президент наделялся щирокими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, право помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних — дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собрания, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Национальное собрание избираемое на 3 года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е. без имущественного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было предусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительного аппарата, и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы. Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также ослабляло позиции Парламента. В компетенцию

Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих, как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией, и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров, т. е функции административной юстиции.

Наши рекомендации