Политико-правовая система в период Второй империи.

2 декабря 1851 г. под лицемерным предлогом защиты республики от заговорщиков и в нарушение Конституции 1848 г. Луи Бонапарт, опираясь на армию, разогнал Национальное собрание и установил президентское правление, т. е. открытую личную диктатуру. В демагогических целях Луи Бонапарт, используя приемы Наполеона I, объявил о восстановлении всеобщего избирательного права, отмененного Национальным собранием. Одновременно был введен режим военного и полицейского террора, направленный против монархической оппозиции, но прежде всего против республиканцев и демократических сил.

14 января 1852 г., осуществляя свои амбициозные политические замыслы, Луи Бонапарт промульгировал новую Конституцию, которая

в своих основных чертах напоминала бонапартистскую Конституцию Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил," назначал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием, и тем самым имел в своем распоряжении полицейско- бюрократический аппарат. От имени президента осуществлялось правосудие, республики. Парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность.

Законодательный процесс, находившийся всецело под контролем президента, осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, члены Государственного совета и Сената назначались президентом. За президентом было зарезервировано право непосредственного обращения к населению в форме плебисцита, результаты которого в условиях полицейского контроля были предрешены. Таким образом, вся деятельность конституционных учреждений ставилась под контроль президента, власть которого, как и первого консула, по Конституции 1799 г., имела лишь слегка замаскированный авторитарный характер.

Цезаристская внешняя политика Второй империи, особенно политика экономического либерализма, создавала исключительно благоприятные возможности для предпринимательской деятельности, для создания многочисленных акционерных компаний и биржевой игры. В спекулятивных махинациях активное участие принимала и верхушка государственного аппарата. Но, предоставив предпринимательским кругам неограниченные возможности для обогащения, бонапартизм существенно ограничил политические права населения империи.

Императорским декретом 1 марта 1854 г. был восстановлен корпус жандармов. Он рассматривался как составная часть армии и находился в подчинении военного министра и использовался для проведения карательных операций (разгон антиправительственных собраний и демонстраций, аресты участников тайных организаций и т.д.).

Императорским декретом 1 марта 1854 г. был восстановлен корпус жандармов. Он рассматривался как составная часть армии и находился в подчинении военного министра, а использовался для проведения карательных операций (разгон антиправительственных собраний и демонстраций, аресты участников тайных организаций и т.д.).

Важным звеном в политическом механизме Второй империи была армия, верхушка которой не только поддерживала внутренние репрессивные акции императора, но и была вдохновителем его внешней агрессивной и колониальной политики. Хотя Наполеон III пришел к власти с демагогическим лозунгом: "империя — это мир", он для отвлечения населения от острых внутриполитических проблем неоднократно втягивал Францию в сомнительные военные кампании.

Политический авантюризм Наполеона привел к тому, что в 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией. Поражение и капитуляция французской армии, явившиеся результатом ее полной неподготовленности к серьезным военным действиям, ускорили падение Второй империи.

Парижская коммуна.

18 марта 1871 г. Совет Парижской Коммуны была провозглашена высшей государственной властью. В принятой на следующий день декларации "К французскому народу" государство провозглашалась республикой. Коммуна отвергла принцип разделения властей и создала своеобразный тип государственной организации - Совет Коммуны, которая сосредоточила в своих руках как законодательную, так и исполнительную власть. Её декреты и распоряжения выполняли комиссии, каждая из которых ведала функциями бывших министерств. Однако такая структура государственного аппарата имела серьезные недостатки. Отсутствовала централизация управления, в комиссиях не существовало постоянного председателя или рабочей группы, ответственной за принятые решения.

Парижской коммуной было отменено полицию, уничтожено жандармерию, а порядок поддерживали пролетарские батальоны Национальной гвардии. Подверглась ликвидации старая судебная система, и был создан новый судебный аппарат с выборными судьями. Провозглашалось демократическое судопроизводство, публичный, равный для всех суд, свобода защиты. Одновременно применялись меры репрессивного характера, следствием которых стал террор в отношении невинных лиц.

Парижская Коммуна просуществовала всего 72 дня. Она сделала свой вклад в исторический опыт развития демократии, обогатив его новыми государственными и правовыми институтами.

Наши рекомендации