Политико-правовая система Франции в период консульства.
9 ноября 1799 года в стране был установлен режим консульства, который фактически считался военной диктатурой. Власть была передана трем консулам - Бонапарту, Роже Дюко и Сейесу. В декабре 1799 г., по инициативе Наполеона Бонапарта, на плебисците (около 3 миллионов голосов "за" и только 1,5 тыс. "против") была принята очередная Конституция Франции, которая закрепила режим консульства в стране. В отличие от предыдущих основных законов, Конституция 1799 г. уже не содержал в качестве преамбулы Декларации прав человека и гражданина, поскольку "первый гражданин Франции" Наполеон Бонапарт не считал нужным напоминать народу о его демократические права, свободу и братство. Гарантируя владельцам их имущество, приобретенное в ходе революции путем конфискации и раздела дворянских владений, Конституция 1799 г. заявила, что "после осуществления законной продажи национального имущества независимо от его происхождения" приобретатель такого имущества не может быть лишенным его (ст. 94). В основном законе государства правитель предусмотрел усилена социальная защита военных, благодаря которым Наполеон дошел до вершин власти. В частности речь шла об установлении пенсий для раненых или покалеченных воинов, для вдов и детей военных, которые умерли в результате полученных на поле боя ранений (ст. 86).
Конституция предусматривала оригинальный механизм внедрения так называемого "общего" избирательного права. Явно антинародный и антидемократический имущественный ценз был отменен. Все граждане (мужчины) с достижением 21-летнего возраста, проживающие в округе не менее одного года, могли участвовать в избрании так называемого коммунального списка (в него входила 1/10 часть граждан округа - своеобразные выборщики). Лица, внесенные в коммунальных списков, в той же пропорции попадали в департаментские списки. И, наконец, третье звено выборов проводилась на департаментском уровне, где избиралась 1/10 часть граждан "для осуществления национальных функций". Те, кто сумел попасть в эти списки, не наделялись правом участия в выборах высших государственных органов, а рассматривались лишь как кандидаты на государственные должности. Таким образом, с помощью запутанной процедуры Наполеон ликвидировал присущую республиканском строя выборность государственных органов.
На вершине власти оказался правительство, состоявшее из трех консулов, со сроком полномочий в 10 лет. Первый консул (Наполеон) наделялся исключительными полномочиями, второй и третий - совещательными функциями. Бонапарту предоставлялось право назначать и увольнять с должностей членов Государственного совета, министров, послов, высших офицеров. Он же назначал (однако без права увольнения) судей, чиновников в департаменты.
Законодательная власть умышленно была разделена между различными учреждениями: Государственный совет готовила законопроекты; Трибунат их обсуждал; Законодательный корпус без обсуждения принимал или отклонял законопроекты (за это его метко окрестили как "триста немых") и, наконец, Сенат окончательно принял проекты законов перед представлением их на подпись первому консулу.
Бонапарт с присущей ему энергией взялся за необычное для военного человека дело - развернул широкую законодательную и кодификационную работу, принимая в ней непосредственное участие. Франция за короткий срок получила новую правовую систему, которая стала краеугольным камнем экономических и социальных преобразований в стране.
В отличие от предыдущих основных законов, Конституция 1799 г. отказалась от выборности департаментской и местной коммунальной администрации, которая стала назначаться Первым консулом. Это было еще одним шагом на пути ликвидации республики и реставрации авторитарных и бюрократических методов управления. В то же время Бонапарт не мог не понимать той опасности, которая скрывалась в мощной бюрократической машине, которая тяготела к произволам и проявлениям беззакония ради удовлетворения собственных интересов. Поэтому в качестве гарантии от злоупотреблений администрации им были введены два противовеса: во-первых, Государственному совету предоставлялось право издавать распоряжения, касающиеся деятельности публичной администрации; во-вторых, чуть позже при префектах и главах местной администрации были введены Советы префектур с правом рассмотрения административных и управленческих споров. Этим самым было положено начало институту административной юстиции, который в последующие десятилетия истории Франции получил значительное распространение.