Избирательная платформа «Идише Фолкспартей» (1917 г.)
[«А. Перельман – к нашей общинной программе; избирательная платформа "Идише Фолкспартей"»].
№ 1 Еврейский мир № 1. Издано Организационным Комитетом «Идише Фолкспартей» (еврейской народнической партией) к Всероссийскому Еврейскому Съезду.
К Всероссийскому Еврейскому Съезду (избирательная платформа «Идише Фолкспартей»).
А. Национальная автономия.
I. За еврейским народом особым законом Всероссийского Учредительного Собрания должны быть признаны права персонального внеобластного автономного союза на всей территории Российской республики. Тем же законом определяются общие пределы компетенции персонально-автономного союза по отношению ко всему Российскому государству и к отдельным автономным национальностям и областям России.
II. Общие пределы компетенции персонально-автономного союза определяются задачами охраны и развития еврейской национальности в областях: 1) культуры и просвещения (детские сады, школы, библиотеки, искусство и т.д.); 2) социально-экономического быта (общественное призрение, эмиграция и переселение, взаимная трудовая, кредитная помощь и т.д.); 3) официальных сношений с законодательными, судебными, административными и иными органами в целях охраны и защиты национальных прав как учреждений, так и отдельных лиц.
Религиозные потребности еврейского населения удовлетворяются специальными организациями внутри общины, союзом синагог и т.п. учреждениями на началах самоуправления, без вмешательства в их внутреннюю жизнь со стороны Общинного совета. Община оказывает этим организациям финансовую помощь.
III. Органами еврейского персонально-автономного союза являются: 1) общинные советы в качестве низших органов; 2) областные советы как средние органы; 3) национальный совет в качестве высшего общенационального органа.
Органы еврейского персонально-автономного союза должны быть созданы на основах всеобщего равного, прямого и тайного избирательного права с пропорциональным представительством.
IV. Персонально-автономному еврейскому союзу принадлежит право принудительного обложения своих членов. Органам еврейского союза должна быть обеспечена пропорциональная доля бюджета всего государства, автономных областей и местного самоуправления, поскольку эти органы обслуживают такие нужды еврейского народа, заботу о которых обычно несут государство, автономная область или самоуправляющая местная единица.
ПРИМЕЧАНИЕ. Союз вправе принимать финансовое участие за счёт средств, собранных с еврейского населения, на создание и поддержку общееврейских организаций и институтов, призванных обслуживать нужды не только российского еврейства, но и еврейского народа в целом или в отдельных странах (регулирование, эмиграция, научные институты и проч.).
V. Языковым органом учреждений еврейского персонально-автономного союза является еврейский язык (идиш).
Значительное меньшинство, пользующееся в своем обиходе другим языком, получает право сноситься[213] на этом языке с названными органами и учреждениями.
VI. Школьное дело. Еврейские учебные заведения, создаваемые общиной и другими органами еврейского автономного союза, должны быть светскими. Религия в школе преподаётся желающим. Языком преподавания в еврейской школе служит родной язык учащихся[214], каковым для подавляющего большинства еврейских детей является еврейский язык (идиш). Библия, древнееврейский язык, литература должны занимать соответствующее место в системе еврейского воспитания и образования, начиная с низшей школы.
VII. Ближайшие задачи в области народного хозяйства. Особенно серьёзные задачи стоят перед органами еврейской национальной автономии в ближайшее время в области экономической политики для восстановления разрушенных войной хозяйств (помощь беженцам и выселенцам, инвалидам, семьям, потерявшим кормильцев, и т.д.) и преодоления кризиса еврейского народного хозяйства вообще вследствие общей экономической разрухи страны и особенно вследствие введённых и проектируемых монополий, вытесняющих евреев-торговцев, посредников, рабочих и служащих на предприятиях.
С этой целью должна быть выработана широкая программа экономической самопомощи в области еврейского ремесла, мелкой промышленности, торговли и земледелия, а также следует укрепить соответствующие организации и создать новые, в частности, должен быть создан финансовый институт для обслуживания нужд указанных отраслей еврейского народного хозяйства.
Б. Право меньшинства.
По вопросу о защите прав еврейского национального меньшинства «Идише Фолкспартей» будет выдвигать следующие требования:
I. Государственным законом устанавливается и обеспечивается право еврейского населения пользоваться повсеместно своим родным языком (идиш) в гражданской и общественной жизни (в деловых бумагах, документах, на собраниях, в прессе, школе, театре и т.д.), а также в учреждениях государства и местного самоуправления, там, где еврейское население достигает законом определённого процента (начиная приблизительно с 10%).
II. За еврейским населением должно быть признано право замены воскресного отдыха субботним.
III. Право еврейского народа, как и право других национальных меньшинств в России, устанавливается и гарантируется в порядке общегосударственного законодательства для всей государственной территории.
В. Требования для переходного времени.
Впредь до законодательного разрешения Учредительным собранием вопроса о еврейской национальной автономии и о защите прав меньшинств следует стремиться к следующему:
I. Чтобы были изданы временные правила, узаконивающие существование общин, реорганизуемых на демократических началах всеобщего, равного и т.д. избирательного права.
За этими общинами должно быть признано немедленно:
а) право на получение из средств государственных, областных и местных самоуправлений пропорциональной части на удовлетворение тех потребностей еврейского населения, которые для всего населения удовлетворяются полностью или частью из этих источников (школьно-просветительское дело, народное здравие и т.д.);
б) право на принудительное обложение своих членов прогрессивно-подоходным налогом.
ПРИМЕЧАНИЕ. Коробочный и свечной сбор уничтожается. Остатки передаются соответствующим общинам;
в) право официального представительства местного еврейского населения при защите его национальных прав (право языка, право субботнего отдыха и т.д.).
II. В еврейских школах должно быть безусловно допущено преподавание всех предметов на еврейском языке (идиш), причём школы эти включаются в общую сеть, поскольку они удовлетворяют обычным требованиям государства и остаются в автономном ведении еврейских общин и учреждений. Должны быть изданы временные правила, допускающие и регулирующие употребление еврейского языка наравне с языками других национальных меньшинств в органах и учреждениях местного самоуправления в тех местностях, где еврейское население достигает более или менее значительного процента (начиная приблизительно с 10%). В государственных учреждениях (почта, телеграф, суд, администрация и т.д.) еврейское население должно получить право пользоваться своим родным языком во всех тех местностях со значительным еврейским населением, где употребление других языков, кроме русского, будет допущено ещё до издания соответствующего закона Учредительным собранием.
III. Для достижения этих целей, а также для представительства от имени еврейского населения в переходное время Съезд избирает временный орган.