Истоки и традиции местного управления и самоуправления
Местное управление и самоуправление в Республике
Беларусь.
Истоки и традиции местного управления и самоуправления
Традиции местного управления и самоуправления имеют глубокие исторические
корни на белорусской земле. Их начало историки, социологи и политологи связывают с
периодом раннего средневековья. Ранними историческими формами самоорганизации
населения являлись вече, сход, соймы и др. Несмотря на то, что они в большинстве
случаев создавались стихийно, в них уже зарождались ростки демократии. Например, вече
(народный сход) являлось наиболее доступной формой для обсуждения населением
жизненно важных вопросов. На территории современной Беларуси вече проводились в
наиболее крупных населенных пунктах, например в Полоцке, Турове, Витебске. Важными
историческими событиями в развитии местного самоуправления явилось формирование
местных органов власти Великого княжества Литовского – уездных сеймов. Статут
Великого княжества Литовского (1588 г.) впервые четко определил органы власти,
порядок их формирования и полномочия. Столь же большой интерес представляет
демократическая форма самоуправления, именуемая Магдебургским правом. Около 60
городов на территории Беларуси в XIV–XVII вв. получили право на самоуправление, в
том числе Брест, Высокое, Гродно, Минск, Полоцк, Слуцк и др.
Важной формой развития общественного управления явилось сословное управление,
которое было характерно для славянских народов. Крестьянское, мещанское и дворянское
самоуправление как формы общественного управления были в большей степени развиты в
центральной части царской России и в меньшей степени были характерны для большей
части белорусской территории.
После 1917 г. на территории Беларуси была создана система Советов, которая
формировалась из числа рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Система местных
органов власти в советский период сложилась как однопартийная с централизованной
системой управления, что позволило достигнуть определенных положительных
результатов в социально-экономическом развитии страны. Однако данная система
противоречила процессам демократизации общественной жизни, развитию
самоуправления.
После принятия 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете
Белорусской ССР возник вопрос о реформировании политической системы, в том числе
местного управления и самоуправления. Однако в рамках Конституции БССР (1978 г.)
создание новой системы управления было невозможным. 15 марта 1994 г. была принята
Конституция Республики Беларусь как суверенного государства, и с этой даты начался
новый этап развития правовой системы страны, органичной частью которой является
местное управление и самоуправление. По итогам прошедшего 24 ноября 1996 г.
республиканского референдума были внесены изменения и дополнения в Конституцию
Республики Беларусь 1994 г., которые отразили основные принципы формирования
«вертикали власти», включая местные органы управления. Конституция Республики
Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских
референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) содержит раздел V «Местное
управление и самоуправление».
При разработке и принятии Конституции Республики Беларусь учитывался как
международный, так и отечественный опыт организации и функционирования местного
управления и самоуправления. Особое внимание уделялось основополагающим
демократическим принципам построения данной системы. При этом акцентировались
основные положения Европейской хартии местного самоуправления, которая была
принята Советом Европы в 1985 г. В соответствии с Европейской хартией местного
самоуправления является частью демократического конституционного строя. Принцип
местного самоуправления, как отмечается в Хартии, должен быть закреплен в
законодательстве европейских стран.
Практика формирования органов местного самоуправления на постсоветском
пространстве в рамках СНГ нашла свое отражение в Декларации о принципах местного
самоуправления в государствах-участниках СНГ, которая была принята
Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 29 октября 1994 г.