I. пространство в международном праве 9 страница
<256> Статья 2 Мадридского протокола: "Стороны принимают на себя ответственность за всеобъемлющую охрану окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем и... определяют Антарктику в качестве природного заповедника, предназначенного для мира и науки". См.: абз. 170 наст. разд.
<257> Сдержанно высказывается по этому вопросу Ротвелл. См.: Rothwell. Polar Environmental Protection and International Law, EJIL 11 (2000) 591ff.
<258> Они ориентируются на ранее принятые рекомендации или адаптируют международные конвенции по защите окружающей среды к особенностям Антарктики.
85. Учитывая общее количество государств, участвующих в Антарктической системе (45), можно представить себе сложности определения Антарктики как глобального пространства с международным режимом. В отличие от режима морского дна <259>, совместное управление здесь не является универсальным и не осуществляется международными организациями, поэтому интернационализация в узком смысле этого понятия не произошла. Тот факт, что стороны Договора об Антарктике представляют около 80% населения Земли, несмотря на правило pacta tertiis означает лишь репрезентативность этой группы государств и их системы.
--------------------------------
<259> См.: абз. 66 и след. наст. разд. Речь не может идти о международной территории (international territory), подчиненной ООН, или даже о международном режиме (international ). Общее международное право лишь частично содержит такие элементы; поскольку осознание научной и экологической ответственности за Антарктику будет возрастать, а круг государств, входящих в Антарктическую систему, расширяться, легитимность "клуба" как доверительного управляющего в сообществе (commons) и признанный правовой режим "всемирного парка" будут постепенно устанавливаться.
86. Правовой режим Антарктики не распространяется на Арктику. В состав Арктики не входит материк, а лишь острова в море, частично покрытом дрейфующими льдами. К Арктике относятся также северные побережья Европы, Азии, Америки и Гренландия, самый крупный в мире остров. Но в основном Арктика состоит из Северного Ледовитого океана, по большей части покрытого льдами. Арктика изобилует ценными полезными ископаемыми и живыми ресурсами; они уже частично разрабатываются. Эта территория имеет большое техническое значение (в области коммерческого воздушного сообщения по маршруту, проходящему через Северный полюс), стратегическое значение (в части перемещения подводных лодок подо льдами Северного Ледовитого океана), экологическое значение (в области формирования и изучения климата). На Северный Ледовитый океан, включая его части, покрытые льдами, распространяется морской правовой режим <260>. Примеру Канады, которая в 1925 году пыталась распространить свой контроль на существенную часть Северного Ледовитого океана посредством установления "арктического сектора", другие прибрежные государства не последовали (несмотря на определенные симпатии СССР к концепции создания секторов); Канада впоследствии сама отказалась от этого подхода. Приграничность как таковая, то есть пространственное соседство и близость, не является достаточным основанием для заявления территориальных притязаний, особенно на огромные секторы <261>. Ограничение свободы открытого моря следует из ст. 234 КМП. В соответствии с указанной статьей прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение "законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах" в пределах их исключительной экономической зоны. Это положение имеет особое значение для Арктики, поскольку ее часть входит в состав исключительной экономической зоны. Арктический континентальный шельф, особенно у северных берегов России, необычно ровный и широкий. Существуют подводные возвышенности (см. абз. 6 ст. 76 КМП), которые играют некоторую роль при определении внешней границы континентального шельфа: хребет Альфа (начинается у канадского побережья) и хребет Ломоносова (проходит между побережьями России и Канады). Переданные Россией в декабре 2001 года в Комиссию ООН по континентальному шельфу завышенные данные о внешней границе российского континентального шельфа, в частности в Северном Ледовитом океане и в Беринговом проливе, вызвали резкую критику со стороны Дании, Норвегии, Канады, Японии и США <262>.
--------------------------------
<260> См.: Westermeyer/Shusterich (Hrsg). United States Arctic Interests, 1984; Hafner. Regime, Rn 2211ff.
<261> См.: Schenk. Kontiguitat als Erwerbstitel im , 1978. Установление национального флага на Северном полюсе не является основанием для суверенитета. На арктические проливы (Северо-западные пути и Северный морской путь) не распространяется режим проливов КМП уже потому, что они не используются для международного судоходства.
<262> В 1968 г. США направили нефтяной танкер "Манхэттен" в пробное плавание с Аляски через Северо-западный проход, окруженный многочисленными канадскими островами; см.: Westermeyer. The Transportation of Arctic Energy Resources // Westermeyer/Shusterich (Fn 260) 105 (111ff). Протесты и односторонние юридические действия, предпринятые Канадой, привели к введению ст. 234 КМП. В связи с угрозой окружающей среде полярные страны с 1989 г. сотрудничают в области охраны этого региона, в данный момент - на основании Программы арктического мониторинга и оценки. О распространении новых представлений России, отвергаемых другими арктическими государствами, см.: Colsen. The Delimitation of the Outer Continental Shelf Between Neighboring States, AJIL 92 (2003) 91 (97ff).
87. Все арктические острова относятся к соответствующим прибрежным государствам. Например, Шпицберген (Свальбард), с обширными ограничениями суверенитета <263>, по Парижскому договору от 9 февраля 1920 года, а также значительно меньший остров Ян-Майен относятся к Норвегии. Архипелаги Новая Земля, Новосибирские острова, Северная Земля и Земля Франца-Иосифа принадлежат России. Постоянная Палата международного правосудия приняла в 1933 году решение о том, что на Гренландию распространяется суверенитет Дании, и отклонила территориальные претензии Норвегии на восточную часть Гренландии, несмотря на то что Гренландия фактически сравнима с Антарктикой <264>. После вступления Дании в ЕЭС в 1973 году на Гренландию также распространялось право Сообщества, однако Гренландия вышла из состава Сообщества 1 февраля 1985 года <265>.
--------------------------------
<263> См.: Kempen. Der Status der Inselgruppe Spitzbergen, 1995. Согласно ст. 9 Договора о Шпицбергене предусмотрена демилитаризация острова. Применение этого Договора к ИЭЗ и группе ее островов, а также к континентальному шельфу является спорным.
<264> PCIJ, Series A/B, N 53, 4, 62.
<265> См.: ст. 188 Договора о Европейском сообществе в сочетании с Протоколом об особом статусе Гренландии от 01.02.1985. На острове, население которого составляет 56000 человек, находится база ВВС США Туле (Thule). Остров с 1979 г. обладает широкой автономией в пределах Дании.
88. Таким образом, применительно к праву пользования арктический или северный полярный регион, в отличие от Антарктики, в значительной мере территориально разделен между прибрежными государствами. Большую часть региона составляет негосударственная территория; однако эта территория преимущественно относится к зонам действия функциональной юрисдикции прибрежных государств (исключительная экономическая зона, континентальный шельф). Такой статус и по окончании холодной войны не способствовал развитию общепризнанных правовых норм, режима совместного пользования, совместных научных исследований и совместных мер по защите окружающей среды, несмотря на множество проблем, требующих скорейшего решения (радиоактивное заражение, загрязнение нефтью, изменение климата). Только в последнее время прибрежные государства начали принимать меры, необходимые для совместного решения отдельных проблем в рамках конференций и программ по защите окружающей среды.