Избирательная система франции

Научный руководитель: канд. юрид. наук, доц. Кирилин А.В.

Тульский филиал Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Можно выделить следующие базовые принципы французской избирательной системы: право голоса всеобщее и распространяется на всех граждан, право голоса строго личное, голосование свободное и тайное, никто не должен пытаться узнать о ходе голосования или контролировать его.

Избирательная правоспособность французских граждан устанавливается регистрацией лиц, отвечающих критериям, предусмотренным Законом. Избирательный список является постоянным; он составляется в каждой коммуне и в каждом бюро для голосования и ежегодно пересматривается.

Активным избирательным правом обладают все французские граждане, достигшие, к моменту выборов 18 лет, и обладающие гражданскими и политическими правами. К избирателям применяются требования ценза оседлости (не менее шестимесячного срока).

Пассивное избирательное право предоставляется для избрания в Парламент страны. В нижнюю палату Национального собрания могут быть избраны граждане, достигшие 23 лет, а в Сенат – достигшие 35 лет.

На президентских выборах и на референдуме могут принимать участие французские граждане, проживающие за границей. В этих случаях голосование проходит в посольствах или в приграничных департаментах. На других выборах избиратели, проживающие за границей, могут голосовать в своих коммунах.

На всех выборах существует избирательный залог. Внесение залога объясняется необходимостью хотя бы частично покрыть расходы на избирательную кампанию.

Избрание президента проводится по двухтуровой мажоритарной системе. Сенат формируется, в основном, трехступенчатыми выборами. Муниципальные советы избираются по разным системам в зависимости от численности населения коммуны.

Обжалование результатов выборов осуществляется в отношении парламентариев – в Конституционный совет, а в отношении других членов представительных учреждений – в органы административной юстиции.

Катерлин С.В.

ЮИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КАК ФОРМА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ В РФ

Научный руководитель: канд. юрид. наук, доц. Телегина В.А.

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

В ст.48 Конституции РФ закреплено, что каждый гражданин имеет право на получение квалифицированной юридической помощи [1]. Квалифицированную помощь могут оказывать специально подготовленные люди, обладающие необходимыми профессиональными навыками. Сегодня Министерство образования и науки РФ требует от высшей школы не только теоретическую подготовку юристов, но и обучение практическим навыкам для последующей работы.

Решение данной задачи возможно только путем объединения в учебном процессе единства трех элементов: обучения знаниям, выработки навыков и воспитания качеств. В настоящее время одним из основных способов консолидации вышеуказанных элементов является создание и деятельность юридических клиник. Основным содержанием деятельности всех юридических клиник является оказание студентами бесплатной юридической помощи гражданам.

Схема работы юридических клиник по консультированию, как правило, состоит из двух этапов. Первый этап – прием граждан и интервьюирование. Второй этап – анализ дела, вырабатывание позиции по делу. Студенты самостоятельно изучают обстоятельства дела, переданные документы, подбирают нормативные правовые акты, судебную практику и готовят необходимые документы под руководством преподавателей. Такое ориентирование на практическое применение полученных знаний является важнейшей задачей развития современного образования.

Для решения этой задачи необходимо: выработать стандарты деятельности юридических клиник; развитие взаимодействия вузов в лице юридических клиник с юридическим сообществом; привлечение практических специалистов к обучению студентов, улучшение трудоустройства выпускников вуза [2].

Данная проблема на сегодняшний день остается нерешенной. Следует включить такую подготовку в качестве одного из направлений работы высшей школы, отразить в одном образовательном стандарте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 20.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ).

2. Кулакова В.Ю., Маркова Т.Ю., Самсонова М.В. Юридические клиники в России: состояние и перспективы развития // Документ предоставлен Консультант Плюс. Дата обращения 11.12.2015.

Ким В.В.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Наши рекомендации