К вопросу о роли русской православной церкви в государственном механизме российской империи во второй половине xix века: историко-правовой аспект
Научный руководитель, д-р ист. наук, проф. Самарцева Е.И.
Тульский государственный университет
В современной юридической науке недостаточно разработана проблема правового положения РПЦ в Российской империи в XIX в. и форм ее взаимодействия с различными структурными звеньями государственного аппарата. Необходим научный анализ законодательного регулирования вероисповедного вопроса в России в XIX в. Кроме того, в историографии практически отсутствуют работы, освещающие в полной мере место и роль канонического права (Церкви) в системе государственного права в XIX в. За последние два десятка лет правовая наука в значительной степени продвинулась в трактовке юридических понятий свободы совести и свободы религиозных убеждений, в систематизации работ по вопросу государственно-церковного законодательства в XIX-XX вв., а также в осмыслении общих тенденций и взаимообусловленности развития государственно-конфессиональных отношений. Взаимоотношения светской и духовной власти в XIX в. строились на основе подчинения последней государственному аппарату: фактически, РПЦ являлась одним из ведомств разветвленного государственного механизма. Император был источником и носителем высшей власти в Православной Церкви. Высшим органом Церковной организации в стране был Св.Синод, являвшийся, в сущности, органом распорядительной власти монарха. При этом Синод назывался «Правительствующий» наравне с Сенатом, имевшим такое же наименование. На протяжении всего XIX в. правовой статус РПЦ и органы Церковного управления в Российской империи претерпевали значительные изменения. В начале столетия усложнилась структура государственного механизма, включая одно из его структурных звеньев – РПЦ. Это повлекло за собой увеличение объема делопроизводства, расширение штатов чиновников, господство канцелярии и бюрократии, а также сопутствующее этим факторам казнокрадство и взяточничество. Во 2-ой половине XIX в., несмотря на внешний курс либерализации системы управления, передачи широкого круга полномочий местным властям, а также опору на Церковь, происходил процесс централизации власти и ослабление влияния РПЦ на морально-нравственное состояние паствы. РПЦ являлась публично-правовым учреждением, осуществлявшим такие функции, как запись актов гражданского состояния, сбор статистических данных, отправление некоторых аспектов правосудия, духовная цензура, полицейский надзор за неблагонадежными гражданами, народное просвещение. На протяжении 2-ой половины XIX в., желая поднять моральный и духовно-нравственный авторитет Церкви как регулятора важных социальных проблем, государство проводило политику, превратив РПЦ в структурное звено государственного механизма. Однако такое навязывание церкви несвойственных ей функций (полицейских и др.) способствовало подрыву ее авторитета в обществе и минимизировало возможность положительного влияния на него.
Давая оценку деятельности РПЦ на протяжении 2-ой половины XIX в. с позиции исследователя истории права, отметим, что государственная власть контролировала и ограничивала деятельность Церкви практически во всех направлениях. Государство преобразовало высшие органы церковного управления таким образом, что они приобрели облик светских бюрократических структур. За РПЦ на законодательном уровне было закреплено лишение возможности опираться на свой авторитет во внешнем служении. Это привело к отторжению от Церкви значительной части населения. Данные действия государства следует рассматривать как искажение канонических функций Церкви, формирование ложных представлений о ее деятельности у части российского общества, подрыв морально-нравственного авторитета в обществе. Во 2-ой половине XIX столетия в плане социально-культурного развития России происходит включение церкви в структуру государственного механизма. Это имело положительные стороны: заслугой РПЦ является массовое обучение народа грамоте. Следует отметить создание сети государственных и частных социальных учреждений для нуждающихся в помощи, осуществление мер по повышению морально-нравственного состояния паствы (включая работу священнослужителей в качестве руководителей тюремных комитетов и др.). Поддержание стабильно положительных отношений с иноверцами и представителями других конфессий стало позитивной стороной деятельности Церкви в данный период. Государственные преобразования в области изменения правового статуса лиц духовного сословия во 2-ой половине XIX в. заключались в издании актов об улучшении материального положения и социально-правового статуса духовенства. Данные меры имели определенные успехи к концу столетия: сословие перестало быть замкнутым по «кастовому» принципу, а источником доходов духовенства стали не только «кружечные сборы» на приходе и пожертвования за исполнение треб, но и государственное жалование. Рассматривая данный период с точки зрения истории права можно сказать, что государственно-церковные отношения характеризовались назревающим социальным кризисом. После Великих Реформ, одной из которых была Церковная реформа, государство стремилось удержать российское общество в жестких рамках монархической системы и искало себе опору в традиционных мировоззренческих устоях. В этот период необходимы были серьезные законодательные изменения в религиозной политике государства, а именно, требовалось решать с привлечением юридической общественности несколько взаимосвязанных задач: реформировать Синодальную систему, восстановить институт Патриаршества и выстраивать новую нормативно-правовую систему отношений с другими вероисповеданиями. В настоящее время необходимо продолжать юридически-объективное, всестороннее изучение отечественного и зарубежного опыта нормативно-правового выстраивания государственно-церковных отношений в различных аспектах жизнедеятельности государства, с целью эффективного взаимодействия этих двух институтов общества.
Черкасова Е.В.