Особенности стрессоустойчивости и эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы

Научный руководитель: канд. психол. наук, доц. Фельдман И.Л.

Тульский государственный университет

Профессиональная деструкция личности – это изменения личностных характеристик (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, способов действия), которые проявляются под воздействием выполнения профессиональной роли. Обратим внимание, что в психологических исследованиях чаще рассматривают нежелательные изменения в личности работника, отрицательно влияющие на его деятельность и жизненные функции в целом.

Значительное влияние оказывает работа и на личность специалистов тех профессий, которые напрямую взаимодействуют с социумом. Крайняя стадия профессиональной деформации личности выражается в формальном, исключительно функциональном отношении к людям. Она ухудшает социально-психологическую атмосферу в коллективе, развитие самой личности, служит основой возникновения психологических барьеров и защит.

В деятельности пенитенциарных служащих количество стрессогенных факторов очень велико, по-своему содержанию они специфичны. К главным стрессорам сотрудников уголовно-исполнительной относят факторы информационной нагрузки; информационной неопределенности; ответственности; фактор дефицита времени; межличностных конфликтов; факторы внутриличностных конфликтов, что повышает риск возникновения таких явлений как хронический стресс, профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, суицидальное поведение.

Проблема исследования стрессоустойчивости и эмоционального выгорания требует дальнейшего изучения и исследования.

Под эмоциональным выгоранием понимается процесс постепенной утраты когнитивной, эмоциональной и физической энергии, которая проявляется в показателях психологического, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и в снижении общей степени удовлетворенности от профессиональной деятельности [1, с.12].

Стрессоустойчивость - это совокупность личностных характеристик, которая позволяет специалисту преодолевать серьезные интеллектуальные, волевые и эмоциональные перегрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без видимых последствий для работы, окружающих и своего здоровья [2, с.245].

Цель исследования – выявить взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и эмоционального выгорания от стажа работы в уголовно-исполнительной системе.

Предмет исследования – стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание у сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Объект исследования – стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание.

Теоретико-методологическое основание исследования:

1) направление изучения синдрома эмоционального выгорания, занимающиеся поиском личностных факторов, которые вызывают формирование синдрома эмоционального выгорания (В.Е. Орел, А.К. Маркова, Н.Е. Водопьянова, Т.В. Форманюк, В.В. Бойко, Т.И. Ронгинская, Т. Умняшкина, Н.В. Гришина), а также поиск вариантов борьбы с профессиональным стрессом (Л.Г. Дикая).

2) подходы к изучению стресса и его причин, согласно которым возникновение стресса выступает не само воздействие как таковое, а отношение личности к этому воздействию и его оценка как негативного и угрожающего (В.А. Бодров, Ф.Ю. Василюк, С. Фолкман, Р. Лазарус, А. Эллис и др.);

3) подходы к изучению стрессоустойчивости, которые исследуют личностные характеристики и деятельность, обеспечивающие высокий уровень устойчивости и сопротивляемость стрессу (Л.И. Анцфыферова, В.А. Бодров, А.В. Либин, О.В. Лозгачева, и др.).

Гипотезы исследования: уровень стрессоустойчивости и эмоционального выгорания зависит от стажа работы.

Выборку исследования составили 60 человек, из которых 13- женщины, 47-мужчины, в возрастном диапазоне от 20 до 45 лет. Мы разделили всех испытуемых на 2 группы по стажу работы: со стажем до 10 лет 27 человек; со стажем более 10 лет 33 человека.

Исследование проводилось по следующим методикам:

1) Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни (Н.Е. Водопьянова);

2) Стратегии преодоления стрессовых ситуаций(С. Хобфолла);

3) Шкала базисных убеждений в адаптации Кравцовой;

4) Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации(Холмс и Раге);

5) Опросник определения психического выгорания(А.А. Рукавишников).

В данный момент идет обработка результатов эмпирического исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания // Вопросы социального обеспечения. 2005. № 8. С.11-21.

2. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 243-246.

Борисенко Е. С.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА БУДУЩЕГО

Научный руководитель: канд. психол. наук, доц. Клементьева М. В.

Тульский государственный университет

Образ – это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий [2, 431с.]. Образ понимается как «…репрезентация в уме не присутствующего объекта или события…» [4, 589с.]. Нередко образ рассматривают как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения.

Научная трактовка образа чрезвычайно многогранна в силу разноаспектности исследовательских установок и особенностей сферы исследования.

Важность изучения проблемы образа и ее влияния на практическую деятельность подчеркивал Б.Ф.Ломов: «К числу важнейших проблем психологической науки принадлежит проблема образа...» [1, 21].

Образ будущего – это целостный образ человека о будущем, котороый находится в сознании и постоянно оказывает влияние на поведение, деятельность человека, а также его эмоциональное состояние. В данный образ включаются и одновременно присутствуют пять основных параметров (измерений). В первое измерение (ценностно-смысловое) включаются все мотивы человека, его ценности, личностные смыслы, намерения. Второе измерение (когнитивное) включает в себя все события, которые ожидаются или же планируются человеком. Третье измерение возникает в результате оценки первых двух: все эмоции, чувства, настроения, которые возникают в ответ на содержание данного образа (эмоциональный аспект). Четвертое измерение отражает связь настоящего с будущим и включает в себя все способы и стратегии поведения, которые использует человек в соответствии с тем образом будущего, который у него имеется (поведенческий аспект). Пятым аспектом является мотивационный, который представляет собой осознанность потребностей, осознанность осуществления субъектно-оценочной и избирательной активности по отношению к целям и содержанию будущего, а так же мотивационные установки.

Различные познавательные подходы к изучению образа будущего внесли существенный вклад в раскрытие психологических механизмов этого феномена. Однако на современном этапе развития психологической науки становится очевидным, что проблему образа будущего следует рассматривать не только как познавательную, но гораздо шире – как способ существования понимания человеком мира. В психологии эта позиция связана, прежде всего, с развитием экзистенциального подхода и формированием психологии человеческого бытия как относительно самостоятельной области психологической науки [5, 234].

В сознании и самосознании личности образ будущего является системой внутренних средств отражения: образов, понятий, среди которых важную роль занимает образ человека о себе на временном континууме – это «Я - будущий». «Я - будущий» входит в структуру «Я - концепции» и представлен координатами: личностными чертами, способностями, мотивами. Данные координаты, представляемые как внутренние образующие действий, способны устанавливать приоритетность деятельности, ее способы, которые совершаются во внешнем плане. В сознании также создаются цели, задачи и способы их достижения. Превращение задач в цель – идеальный образ цели (П.К. Анохин), образ возможного как прообраз действительного.

Представления о будущем являются неотъемлемой частью жизненного пути человека. На восприятие времени влияют возрастные особенности. В полной мере способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам.

Формирование способности человека к построению и сознательному управлению образом будущего является ключевой проблемой для развития самоидентичности. На развитие способности формирования образа будущего сильно влияют ценности, усваиваемые личностью.

Перспектива будущего является осознанными стремлениями, опасениями, притязаниями, связанными с будущим. В подростковом возрасте значимым является не только осознание прошлого, настоящего и будущего как единого целого, но и умение проанализировать сложившийся образ, переосмыслить его и создать новую модель будущего [3, 122].

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что понятие образа отражает объективную реальность, является содержанием психики субъекта. Образ будущего является сложным, многомерным психическим явлением. Если он насыщен, имеет позитивную окраску, это позволяет человеку целенаправленно, осознанно строить собственное будущее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности // Психологический журнал. 1998. № 4. С.13 – 26.

2. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.431 с.

3. Мельникова Н.В. Образ как психологическая категория личности дошкольника // Интеграция образования. 2006. № 3. С. 119 – 124

4. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2006. 589 с.

5. Сохань Л.В., Кириллова М.В. Жизненная программа личности как способ сознательной организации ее жизнедеятельности // Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982. С.228 – 255.

Бронштейн Г.П.

Наши рекомендации