Формирование предвыборной программы и платформы
Программа и избирательная платформа кандидата могут стать одним из основных ресурсов любой кампании.
Наличие хорошей, обоснованной и позитивной программы, ориентированной на конкретные нужды региона, округа, необходимо. Ведь именно она позволяет сплотить вокруг кандидата думающую часть населения, создать команду единомышленников единственное, что может привести кандидата к победе.
Губернаторские выборы показали, что умело составленная программа может дать кандидату дополнительные преимущества в избирательной борьбе. Так, губернатор Саратовской области Д. Аяцков весьма активно пропагандировал в избирательной кампании перспективы развития области. В своей программе он показал ясное видение-путей выхода региона из кризиса, механизмы движения к лучшей жизни, причем люди знали, что многое из намеченного уже делается Результат известен - Аяцков победил с большим преимуществом. Если же такой программы нет, то народ делает вывод, что на эту власть надеяться нечего, в будущем их ничего хорошего не ждет. Людям надо давать надежду - иначе кандидата ждет поражение.
В фундаменте избирательной программы и платформы лежш основная идея и тема кампании. Основная тема кампании выходит за рамки позиций по конкретным вопросам, выражая фундаменталь-
ные убеждения и стремления кандидата. Привлекательная избирательная платформа и программа логично вытекают из основной темы и идеи кампании.
Основная идея предвыборной кампании должна соответствовать следующим характеристикам:
• быть лаконичной;
• быть реалистичной;
• представляться важной для повседневной жизни избирателей целевой группы кандидата или партии;
• четко контрастировать с концепцией оппонентов;
• обращаться к сердцу избирателей, воздействовать на ихэмоциональную сферу;
• разрабатываться специально для целевой группы;
• быть пригодной для многократного повторения.
Составление программы кандидата - ответственный момент подготовки к кампании. Структуру программы можно строить по следующей схеме:
1. Констатация существующих проблем с обязательнымицифровыми выкладками, если речь идет об экономике, социальнойсфере или росте преступности в регионе, округе, муниципальномобразовании.
2. Основные меры по решению этих проблем, необходимые, сточки зрения кандидата.
3. Возможное личное участие кандидата в осуществлении этихмер (выдвижение законопроекта, реализация программы социальнойпомощи, содействие учреждению фонда помощи детям и т. п.).
4. Призыв к избирателям поддержать кандидата голосованиемза него. («Если согласны с этими предложениями, поддержите ихсвоим голосованием за Иванова».)
Обычно программа кандидата в депутаты ГД или главы администрации региона печатается на 5-10 страницах буклета, достаточно крупным шрифтом, чтобы ее можно было прочитать или хотя бы пробежать глазами в общественном транспорте. Необходимо подчеркнуть и четко аргументировать наиболее важные моменты! При этом особенно важно не упустить из виду основные категории избирателей, особенно «целевую группу» и тех, которые представляют «критическую массу». Необходимо, объективно оценивая те или иные меры (скажем, льготы инвалидам), показать пути и средства
дальнейшего улучшения положения дел в этой области и, что самое главное, возможный личный вклад кандидата в этом направлении.
Нередко кандидаты используют положения программ своих соперников («перехватывание лозунгов»). Это нормальный шаг, если он соответствует целям, задачам и приоритетам кампании.
Базой для составления программы могут стать диагностические исследования округа, подкрепленные тщательной разработкой выявленных проблем региона. Эти проблемы необходимо сопоставить с результатами различных социологических исследований, отражающих эмоциональную сторону жизни людей.
Существуют и другие источники выявления общественных потребностей: личное общение с избирателями, анализ прессы, ситуационные анализы по отдельным проблемам. В любом случае необходимо избегать практики составления Программы - важнейшего стратегического документа, исходя только из своих собственных умозрительных представлений о том, «что надо и чего не надо» избирателю.
Технология разработки предвыборной программы включает ряд этапов:
1. Формулирование цели программы.
2. Разработка концепции программы (о чем говорим, о чеммолчим, структура, стиль, язык, основная тема и т. д.).
3. Формирование «Р1?»-блока программы.
4. Выявление существующих проблем.
5. Определение путей и методов решения этих проблем.
6. Конструирование программы на основе концепции.
7. Обсуждение программы в СМИ.
8. Апробация и моделирование возможной реакции различных слоев населения на основные положения программы.
9. Конкретизация положений программы.10. Пропаганда программы.
Можно предложить следующую технологию разработки отдельной проблемы перед включением ее в программу:
а) Уяснить накопившиеся в регионе противоречия.
б) Провести анализ проблем (качество анализа зависит от
наличия и достоверности информации).
в) Определить общие, главные и второстепенные причины негативных явлений (выявить ключевые и базовые проблемы).
г) Выделить вопросы, решение которых не связано с боль-
шими трудностями и обещает быструю реализацию.
д) Выделить вопросы, решение которых зависит от многих
факторов, что затрудняет их реализацию.
е) Дать конкретные предложения в программу.
ж) Связать отдельные предложения в целостную программу.
1. Формулирование цели программы.
Как правило в избирательных кампаниях не требуется составлять всеобъемлющие программы «обо всем».
Программа должна четко соответствовать цели и стратегии кампании, имиджу кандидата. Базу программы составляет набор «основных тем» кампании, вокруг которых и строится остальной текст. В зависимости от цели кампании и ее стратегии форма, объем, содержание, оформление, тираж программы да и способ ее составления будут совершенно разными. Если программа нужна только для демонстрации экспертам, то возможно ее наполнение большим количеством цифр, она может быть более объемной, строго оформлена как обычный официальный документ. Если же программа будет служить агитационным материалом, то язык ее должен быть простым, объем небольшим, много визуальных материалов, оформление в соответствии с общим дизайном.
2. Разработка концепции программы.
В концепции программы заложены ее общая схема и структура, логические блоки и переходы, состав и содержание материала, стиль изложения. В концепции предлагаются основные темы и проблемы, промежуточные и окончательные выводы, количественные показатели, которые будут составлять основу программы. Иногда вместо концепции разрабатывается техническое задание.
3. Формирование «РЯ»-блока программы.
Предвыборная программа - это, прежде всего, агитационный документ, поэтому при разработке плана необходимо обратить Внимание на ее рекламно-агитационное воздействие на избирателя. При этом работа дизайнера, оформителя является не менее важной, чем содержание. «РК»-блок должен предлагать рекомендации по представлению и наполнению материалов в соответствии с предпочтениями целевых групп избирателей. Часто в текст программы вносится дополнительная агитационно-развлекательная Информация.
4. Выявление существующих в обществе проблем. Составители предвыборных программ могут пользоваться оценками степени «важности» и «не важности» проблем в различных областях жизни.
Таблица 32 Важность существующих в обществе проблем
Название | Важно (в%) | Не важно (в%) |
1. Безработица | ||
2. Обнищание населения | ||
3. Рост коррупции и безвластия | ||
4. Ослабление единства России | ||
5. Уличная преступность | ||
6. Увеличение зависимости от Запада | ||
7. Политические свободы | ||
8. Возможность учиться, отдыхать за рубежом | ||
9. Возможность открыть свое дело | ||
10. Возможность жить, не обращая внимания на власти | ||
11. Рост цен | ||
12. Появление слоя богатых людей |
Название ВажноНе важно
_____________________________________________ (в%) (в%)
1. Безработица____________________________ 85________ 15
2. Обнищание населения____________________ 90________ 8
3. Рост коррупции и безвластия______________ 76________ 10
4. Ослабление единства России______________ 70________ 15
5. Уличная преступность____________________ 81________ 12
6. Увеличение зависимости от Запада_________ 54________ 31
7. Политические свободы___________________ 55________ 45
8. Возможность учиться, отдыхать за рубе- 32 45 жом
9. Возможность открыть свое дело____________ 45________ 42
10. Возможность жить, не обращая внима- 41 35__ ния на власти
11. Рост цен______________________________ 55________ 48
12. Появление слоя богатых людей___________ 25________ 55
Опрос проведен среди 120 слушателей семинаров по технологии выборов, прошедших в четырех российских регионах в 1996-1998 году. В исследовании слушатели выступали как эксперты.
Другой опрос показывает, что население России считает наиболее серьезными проблемами Российской Федерации следующие: рост цен - эту проблему отметили 58,1% жителей; преступность в стране -57,9%; состояние системы здравоохранения - 44,3%, спад производства - 36,7%, слабость государственной власти - 35,8%, несоблюдение законов в стране - 34,3%.
Около 30% населения России к злободневным проблемам относят состояние системы образования, кризис морали и культуры в обществе, рост безработицы и межнациональные конфликты. Необходимо учитывать, что ранжирование проблем в различных регионах разное.
5. Определение путей и методов решения проблем. Прежде всего, необходимо выделить ключевые проблемы, которые дают возможность решить сразу большую группу проблем второго уровня. Обоснованность механизмов решения именно «ключевых» проблем и определит качество программы.
В поиске оптимального решения должны учитываться необходимые и достаточные ресурсы, возможные участники решения, формы социально-экономического и политического обеспечения решения, предполагаемые сроки. Программа должна содержать ответ на вопрос, что получат избиратели или конкретные социальные группы в случае победы кандидата. Она должна нести мощный эмоциональный заряд, убеждать, чю наилучшим образом выражает интересы каждого конкретного человека, интересы большей части электората округа.
6. Конструирование программы на основе концепции Выявив проблемы, определив меры по их решению, необходимо создавать вариант программы. При этом особое внимание обращается на ее конструктивность, последовательность практических мероприятий, формулировку требований к потенциальным исполнителям.
Структура программы
Всамом общем виде программа кандидата может состоять из разделов:
Политического: ~ укрепление федерализма и роль регионов;
- реформа государственного и региональногоаппаратов;
- идеологическая ориентация;
- борьба с терроризмом;
- борьба с иными «врагами».
Экономического ~ модель рыночной экономики;
- отношение к формам собственности;
- структурные изменения в производстверегиона;
- разгосударствление, приватизация;
- бюджетно-финансовые возможности;
- политика ценообразования в регионе;
- своевременная выплата зарплаты, пенсий,пособий;
- борьба с «врагами».
Социального. - социальное обеспечение;
- улучшение условий труда и быта;
- поддержка наиболее уязвимых слоевобщества;
- укрепление семьи;
- занятость населения, преодолениебезработицы;
- здравоохранение и медицинскоеобслуживание;
- реформа ЖКХ;
- борьба против повышения цен на бытовыеуслуги;
- оздоровление экологической ситуации;
- укрепление правопорядка и борьба спреступностью, алкоголизмом, наркоманией;
- социальная справедливость.
Межнационалъ- - национальная политика региона;ных отношений ~ взаимоотношения центра и регионов;и региональной ~ межрегиональные и межнациональныеполитики: отношения;
- развитие местного самоуправления.
Духовного - формирование духовности, нравственности;
развития: ~ поддержка традиционных конфессий;
- реформа образования, науки;
- развитие литературы и искусства;
- борьба с «врагами».
После того, как программа сведена в единое целое и структурирована, необходимо оценить, как ее воспринимают эксперты.
7. Обсуждение программы в СМИ. Еще до окончательногосоставления программы можно начать общественное обсуждениеотдельных ее положений и выводов. Это позволяет заблаговременноустанавливать отношения с будущими избирателями. Иногда наданном этапе для повышения интереса к кандидату и программеспециально вбрасываются провокационные и скандальные пункты,которые затем изымаются из окончательного текста.
8. Апробация программы и моделирование возможной реакцииразличных слоев населения на ее основные положения. Сначала программа апробируется на членах штаба и команды кандидата. Затемвыясняется реакция различных слоев населения путем исследованияфокус-групп. Возможна апробация программы через публикациюосновных ее элементов в прессе и выявление реакции журналистов инаселения.
9. Конкретизация положений программы. После того, какотработаны основные элементы, они конкретизируются до формулировок, понятных каждому избирателю и воздействующих наэмоциональное восприятие. Программа делается более «читабельной» и емкой.
Избирательная платформа
Это гораздо более короткий и менее конкретный документ, разрабатываемый на основе программы. Именно по платформе кандидата большинство избирателей будет знакомиться с его идеями. Обычный ее объем от 2 до 4 страниц крупным шрифтом, часто содержит много визуальной информации, и распространяется она в виде буклета.
В такой платформе необходимы, прежде всего, идеологические, экономические, социальные и хозяйственные маркеры, дающие возможность избирателю отделить «своего» кандидата от «чужого». Здесь возможно упомянуть лишь о 2-4 основных проблемах региона и нет места подробному описанию механизма их решения.
Надо учитывать, что лишь 5-10% избирателей захотят ознакомиться с полной программой кандидата, но большинству из них когда-либо попадет в руки избирательная платформа. Поэтому требования к оформлению и составлению избирательной платформы точно такие же, как к любому другому печатному рекламному материалу: привлекательность, краткость, простота идей и лозунгов.
Хорошая платформа становится основой для разработки массы рекламных материалов: листовок, плакатов, транспарантов, поэтому к ее оформлению уже на этапе разработки необходимо привлекать грамотных журналистов, экономистов и дизайнеров.
9.5. Разработка базовой речи кандидата Подготовка речи
Успех публичного выступления в период кратковременной избирательной кампании зависит не столько от умения импровизировать, сколько от тщательной подготовки текста речи и ее озвучивания.
Выступает кандидат перед живой аудиторией или на телевидении или радио, его речь строится в соответствии с несколькими основными принципами, которых нужно придерживаться.
В отличие от Программы, речь пишется, исходя из того, как она воспринимается на слух. Опытные ораторы обычно прибегают к следующему расположению аргументации в речи:
• сильные аргументы располагаются в начале и конце речи,отдельно и четко формулируются;
• слабые аргументы даются реже и связываются между собой;
• слабые аргументы развертываются примерами и аналогиями;
• слабые аргументы располагаются в середине речи и «прикрываются» сильными;
• излагая аргументацию, оратору желательно всегда говорить от своего имени, связывать аргументы со своим личным опытом, при этом настойчиво подчеркивать единство оратора и аудитории.
Современная практика подготовки политических выступлений предусматривает создание базовой речи кандидата, состоящей из отдельных проблемных модулей, в которой говорится обо всех проблемах, но которая в полном объеме никогда не будет произнесена.
Обычно пишется одна большая стандартная речь кандидата, которая затем разбивается на отдельные модули по различным проблемам и используется кандидатом в зависимости от обстоятельств. Эти модули в том или ином сочетании постоянно повторяются в разных аудиториях. Более того, отдельные ее части могут использоваться и доверенными лицами кандидата.
Речевой модуль - это совершенно независимая часть речи кандидата, которую можно использовать в качестве отдельной 2-7-минутной речи по определенному вопросу. Обычно у кандидатов насчитывается по одному речевому модулю на каждый из тех 20 или 30 основных вопросов, по которым они чаще всего выступают.
Так, в период предвыборной кампании 1974 года встречи с избирателями у будущего президента США Д. Картера занимали по 16 часов в сутки. Выступая во Флориде, он в один день произнес 12 речей. В его выступлении, состоящем, в целом, из 20 частей-модулей, менялось 7 модулей в зависимости от аудитории - латиноамериканцев, темнокожих, евреев. Понятно, что запомнить и произнести такое количество совершенно новых речей никто бы не смог. Выход один - разрабатывать хорошую модульную речь.
Классическим способом структурирования проблемного материала в речевом модуле является следующая схема:
После изложения одной проблемы проводится логическая связь со следующей проблемой, содержание которой излагается в том же стиле. Затем осуществляется изложение третьей, четвертой и т. д. проблемы.
Длину каждого из этих модулей можно варьировать, добавляя и убирая примеры, статистические данные, иллюстрации или вспомогательные материалы. Обычно организация модулей идентична. Каждый модуль открывается тем, что служит делу привлечения внимания, а затем кандидат быстро переходит к обсуждению проблемы.
Типичный модуль составляется таким образом, чтобы: привлечь внимание, описать проблему, наглядно представить решение, повлиять в нужном направлении на электоральное поведение аудитории.
Описав проблему, необходимо представить способ ее решения. Нужно раскрыть красочную картину того, что произойдет в случае избрания кандидата и претворения в жизнь его политики
Схема 14 Структура модульной речи
Блок «Вступление» включает в себя: представление, привлечение внимания, фиксацию внимания, завоевание доверия слушателей. Здесь необходимо привязываться к близким для каждой конкретной аудитории маркерам: местным лидерам, анекдотам, общеизвестным фактам.
Блок «Проблема» включает: описание существующего положения, идеального положения, возможных действий по исправлению положения и конкретные предлагаемые решения с обоснованием выбора именно этих решений.
Блок «Переход» устанавливает логические, временные и иные взаимосвязи между рассматриваемыми проблемами.
Блок «Выводы и заключение» включает: выводы, в целом по речи, выражение благодарности слушателям, слова прощания, объявления о новых встречах.
При подготовке стандартной речи особое внимание уделяется ключевым словам. Чтобы избиратель запомнил основное содержание речи, необходимо постоянно использовать 5-7 ключевых слов, в которых основное содержание речи, ее образ, содержится в «свернутом», «сконцентрированном» виде. Именно эти слова и должны отложиться в памяти слушателей. Ключевые слова обладают следующими особенностями:
1. Они должны быть мощными «эмоциональными возбуди-
телями». Насыщенность этих слов эмоциями способствует повышению воздействия на слушателей, речь лучше запоминается, формирует у избирателей состояние «пред-готовности» к действию.
2. Они должны быть одновременно «ценностными ярлыками»,
формировать у аудитории заранее спланированную оратором установку по отношению к какому-либо явлению, человеку или событию.
3. Они должны быть экономичными. Насыщенность содержа-
нием этих слов позволяет мгновенно актуализировать в памяти слушателей ту информацию, которая уже накоплена.
Ключевые слова представляют собой слова-символы, вызывающие определенные образы. Используя их, оратор эффективно формирует у аудитории нужные ему оценки и установки.
Ключевые слова должны повторяться в течение выступления несколько раз, равномерно распределяться по всей речи кандидата. Возможно использование и слов из основного лозунга кампании. Желательно, чтобы эти слова были однозначно понятны слушателям, т. е. были из лексикона аудитории.
Базой для разработки содержания речи является программа кандидата и результаты диагностических обследований округа. В отличие от программы, речь пишется исходя из того, как она воспринимается на слух. Здесь очень важно умение составителей речей создать из разрозненных фактов и проблем, волнующих жителей, «магию логики», которая в сознании людей воспринимается как высокая профессиональная квалификация политика.
Ведь известно, что все в мире взаимосвязано, поэтому от любого частного факта путем «перекидывания» смысловых мостиков можно добраться до любого другого вопроса. Например, можно построить речь так: «Вчера на улице ребенка покусала бездомная собака. Почему у нас на улицах бездомные собаки? Потому, что в городском бюджете нет средств на ветеринарную службу. Почему нет средств? Потому, что в бюджет не поступают налоги. Почему они не поступают? Потому, что заводы стоят, производство сокращается» и т. д., вплоть до вывода о том, что во всем виноваты империалисты и действующий губернатор.
Первый вариант базовой речи должен быть готов, по крайней мере, за 1-2 месяца до начала кампании для известного политика и, как минимум, за полгода для человека, впервые вступающего на политическое поприще.
Сначала кандидат свои мысли пытается изложить устно, затем переносит на бумагу, корректирует этот вариант речи, и далее с ним должны поработать профессионалы. Возможен и метод, при котором каждый проблемный модуль записывается на отдельной карточке, которая редактируется экспертами именно по этой проблеме.
Основные усилия кандидат должен направить на тренировку озвучивания вступления и заключения, логических переходов между проблемными модулями. Такой способ позволяет оратору достаточно быстро обрести уверенность и приступить к постепенному наполнению содержанием базовой речи. Достаточно богатая базовая речь, в свою очередь, может стать основой для создания большинства агитационных текстов и других пропагандистских материалов, необходимых в выборной кампании.