Организованность субъективного фактора и его влияние на качество государственного управления

В обществе, несмотря на обилие организационных структур, призванных упорядочивать общественные процессы, дают о себе знать стихийные, хаотичные силы. Природные катаклизмы, тех­ногенные катастрофы, эпидемии выводят (чаще всего неожидан­но и помимо воли людей) некоторые процессы из состояния под­контрольности и равновесия. Они в локальных, а нередко и в глобальных масштабах нарушают привычный образ жизни людей, сложившиеся стереотипы поведения и утвердившиеся взгляды на окружающий мир. Убедительным подтверждением этому являются глобальное потепление планеты, землетрясение в Армении и чернобыльская катастрофа, события 11 сентября в Нью-Йорке, потопы и пожары в Европе, снегопады в Америке, наводнения на Сахалине и землетрясения на Камчатке. Каждый из них существенно повлиял на судьбы целых народов.

Конечно, стихийные механизмы могут формировать что-то позитивное (хаос - основа будущего порядка). Но полагаться на стихийность в управлении нельзя. Это уже не управление, а са­мотек. Тем более, что деструкция общественных связей чаще все­го и происходит из-за безответственных субъективистских умо­зрений, корыстных и безграмотных действий, бессознательной и разрушительной деятельности тех, в чьих руках сосредоточена власть. Субъективная стихийность имеет известные пределы, выход за которые превращают стихийность в противоправную организованность. Коррупция, например, терпима лишь до определенного предела. Если мера коррумпированности нару­шена, государство становится бессильным перед этим социаль­ным злом: власть оказывается в руках преступных мафиозных формирований.

Большая роль в организации субъективного фактора при­надлежит общественному самоуправлению, в котором прояв­ляет себя общественная самодеятельность людей, опирающая­ся на соответствующие социальные институты - семью, соб­ственность, мораль, традиции, обычаи, иные регуляторы, используемые в процессе реализации социального статуса сво­бодной личности.

Существенной активизирующей силой субъективного факто­ра является менеджмент (management) - процесс управления людьми и организациями в условиях конкуренции, рыночных отношений и их плюралистического разнообразия. Он имеет ме­сто как в формальных, так и неформальных организациях, глав­ным образом экономического профиля. Его антипод - команд­но-административное, авторитарное, планово-директивное, тех­нократическое управление.

Менеджмент - это наука и практика со своим объектом и предметом управляющего воздействия, своим набором управ­ленческих знаний, умений и навыков. Отсюда различные виды менеджмента: общий и специальный, стратегический и опера­тивный, финансовый, экологический, технологический, внеш­неторговый, инновационный, антимонопольный и др. Различны и его объекты - крупный, средний и малый бизнес, строитель­ство, транспорт, связь и торговля, здравоохранение, наука, обра­зование и ЖКХ, социокультурная сфера. Но главный его пред­мет - управление производственно-экономической деятельно­стью с целью повышения успешности производства и увеличе­ния прибыли. Социальная эффективность его мало волнует. Его объект - экономические механизмы, организационные структу­ры, маркетинг, управление человеческими ресурсами, информа­ция, корпоративная культура.

Современная теория менеджмента - относительно молодая наука. Нынешняя фаза ее развития связана с работами американ­ского исследователя и фактически основателя классической си­стемы менеджмента Ф. Тейлора и его последователей А. Файоля, Д. Друкера, X. Вольфганга, А. Маслоу, в нашей стране - А.К. Га-стева, П.М. Керженцева, СТ. Струмилина, позже - А.Г. Аганбе-гяна, А.И. Анчишкина, И.Н. Герчиковой, Г.Х. Попова. В настоя­щее время теоретики менеджмента основное внимание уделяют экономическим, информационным и технологическим аспектам менеджмента, прежде всего его человеческой составляющей, на­илучшим способам достижения поставленных целей и решения конкретных задач.

В управлении также существует проблема консолидации и ин­теграции субъективного фактора, решаемая посредством выдвижения определенных идей и создания обеспечивающих их инсти­тутов и структур. Таких идей можно выделить несколько: а) идеи сохранения и укрепления родоплеменных и межнациональных отношений; б) религиозные идеи и обеспечивающие их органи­зации (церковь); в) социалистические и коммунистические идеи; г) идеи перестройки и гласности; д) идеи демократии, федерализ­ма и рынка; е) идеи правовой социальной государственности; ж) идеи международной безопасности, борьбы с ядерной и тер­рористической угрозой, экологическими и техногенными ката­строфами, распространением наркомании, СПИДа и других опасных заболеваний.

Ясно, что только государство, выражая всеобщие потребности и интересы, законодательно закрепляя всеобщую волю, может посредством своих управляющих воздействий ограничить «поле» разрушительных стихийных механизмов, поддерживать и разви­вать общественную инициативу и саморегуляцию.

Наши рекомендации