Здоровый образ жизни как модная тенденция в молодежной среде
Научный руководитель: канд. социол. наук, доц. Щербакова В.П.
Тульский государственный университет
В современном обществе здоровый образ жизни имеет широкое распространение, особенно среди молодежи. И связана такая особенность с тем, что сегодня здоровый образ жизни трактуется как дань моде, как проявление модной тенденции, а не как осознанный мотив, действующий в силу своей социальной значимости. Такой подход предполагает рассмотрение здорового образа жизни в качестве явления, находящегося во взаимосвязи с образом жизни, являющимся показателем и отражающим все многообразие интересов и ценностей общества на том или ином этапе его развития. Таковым образом жизни представляется модный образ жизни, а мода в данном случае рассматривается как механизм социального воздействия на здоровый образ жизни. Потребность в здоровье и, соответственно, в ведении здорового образа жизни получает воплощение в качестве модного образа жизни. Веяние модных тенденций имеет особенно сильное влияние на молодежь. Во-первых, данная социально-демографическая группа имеет переходный, неоднородный характер социального статуса, что является причиной постоянных изменений статусных позиций и ролевых функций. Во-вторых, низкий социальный статус молодежи влечет экономическую несостоятельность. Данная проблема актуализируется на современном этапе развития российского общества.
По данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения о приверженности россиян к определенному образу жизни было выявлено существенное увеличение числа граждан, отдающих предпочтение регулярным занятиям спортом. Наибольшую активность на пике физической активности проявляет молодое поколение – 87 % молодых людей в возрасте от 18-24 лет регулярно занимаются спортом. Также, по данным опроса, около трети молодых людей (36 %) употребляют в пищу полезные продукты [1]. По мнению аналитиков ВЦИОМа, результаты проведенного исследования показывают, что в стране формируется культ здорового тела. Здоровый образ жизни является символом социального статуса молодого человека, направляет его поведение и устанавливает границы дозволенного и желаемого, выступает средством достижения общественного признания.
Таким образом, в современном российском обществе остро стоит вопрос формирования осознанной потребности у молодежи в ведении здорового образа жизни. Стремление к ведению модного образа жизни, подразумевающего в условиях современного общества здоровый образ жизни, учитывает лишь поверхностное, «внешнее» следование моде, которое лишено единой поведенческой здоровьесберегательной направленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Скажем спорту «да»?! // ВЦИОМ. Пресс-выпуск №2837. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115256
Рыжкина М. И.
РЕКЛАМА КАК АГЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Научный руководитель: канд полит. наук, доц. Киняшева Ю. Б.
Тульский государственный университет
В современном обществе реклама выступает значимым инструментом воздействия на сознание и поведение людей, является средством формирования их нравственных установок и ценностных ориентаций, участвует в создании и закреплении новых культурных ценностей, социальных норм, правил. Рекламное сообщение способствует развитию мнения граждан об идеале потребления как социальной практике, переводу разнообразных предложений (товаров, услуг) в систему представлений, включающих ценности, мотивы, стереотипы потребителей. Именно это и характеризует рекламу как главного агента потребительской социализации. Так, по мнению ряда исследователей, реклама выполняет такие социальные функции, как участие в социализации индивида, помощь в адаптации к конкретному социуму (12 %), влияние на интеграцию и дифференциацию общества (по 3 %), информирование о полезных свойствах товара или услугу (26 %), формирование традиционных ценностей (семья, любовь, здоровье, дружба) (15 %).
Наиболее заметно воздействие рекламы среди молодежи, как наиболее активной и восприимчивой социальной группы. Определено, что рекламные сообщения участвуют в процессе становления ценностной системы молодежи (более 60 % респондентов), пропагандируют ее ориентированность на материальные ценности (85,7 %), активность (79,5 %), уверенность в себе (73,2 %), мобильность и открытость к переменам (70,5 %), ориентированность на семью (67,9 %), высокий уровень образования (66,1 %), личную независимость (63,4 %), индивидуализм (50,9 %). Реклама выступает и как средство организации потребительского и культурного досуга, привития эстетических навыков, внедрения позитивных поведенческих образцов.
В тоже время, реклама оказывает и негативное влияние на процесс социализации молодежи, формируя следующее тенденции: пропаганда эгоцентрических и материальных ценностей (карьера, успех, высокий социальный статус, деньги, власть), развитие шопоголизма, снижение культуры потребления товаров, расточительство и пр.
Таким образом, для современной молодежи социализирующая роль рекламы представляется достаточно двойственной: с одной стороны, способствующая всестороннему развитию личности, закреплению социально значимых ценностей, социальной адаптации, развитию коммуникации и навыков общения и т. д., с другой, ведущая к усилению иррациональных и негативных аспектов потребительского поведения.
Семяшина И.А.