Влияние телевизионных сми на ценностные ориентации человека
Научный руководитель: канд. филос. наук, доц. Есина Т.А.
Тульский государственный университет
В современном мире все чаще используются технологии, которые призваны влиять на жизненные установки и ценностные ориентации людей. Основным инструментом передачи этих технологий являются средства массовой информации, среди которых основную роль играют телевизионные СМИ.
Социальные процессы, отраженные в телевизионных средствах массовой информации, зачастую носят манипулятивный характер. Часто важные и значимые события умышленно заменяются теми, которые на данный момент не играют значимой роли. Воздействие на массы от просмотра таких передач неоспоримо. С одной стороны, происходит снижение социальной напряженности, но с другой стороны, изменяются стереотипы и экспектации человека.
Однако очень часто в телевизионных СМИ затрагивается или наоборот пропускается информация, способная влиять на ценностные ориентации человека. Не так давно с международной космической станции вернулись космонавты – представители Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации. Если за рубежом активно обсуждалось это событие, из вернувшегося человека сделали чуть ли не национального героя, то в России эта новость не получила широкой огласки. Если в советское время успехи в покорении космического пространства высоко ценились и способствовали укреплению национального самосознания, то в современной ситуации они стали незначительной темой для обсуждения в СМИ. Что странно, ведь Россия сейчас переживает трудные времена, а повышение чувства гордости за страну, патриотизма и народного единения, могло бы сыграть важную роль в установлении большего доверия к государству и мерам, которые оно использует.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что телевидение, обладая огромными возможностями влияния на массовое сознание, сосредоточено в большей степени на политических конфликтах и развлекательной составляющей, которые лишь поверхностно дают сведения об окружающем мире. Телевизионные СМИ, воздействуя на все уровни бытия общества, зачастую прививают человеку те установки и ценности, которые на данном этапе могут играть незначительную роль, а то и привести к культурной и ценностной деградации социума. Что бы избежать этого необходимы мягкие формы контроля за тем, какие события отражаются в телевизионных средствах массовой информации и какое значение они несут.
Ерасова А.П.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ Г. ТУЛЫ
Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Мартынова Т.М.
Тульский государственный университет
Интернационализация современного высшего образования актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к чуждой им действительности высшей школы незнакомой страны. Россия на данный момент не является участником европейских программ академической мобильности, однако в стране международный обмен студентами осуществляется в рамках межгосударственных соглашений, через межвузовское сотрудничество.
Реализация заказа на подготовку конкурентоспособных иностранных специалистов требует организации процесса адаптации обучаемых к учебно-информационной профессионально ориентированной среде вуза, условиям жизни в России. Успешность обучения иностранных студентов в России в значительной степени зависит от социальной адаптации студентов в стране пребывания. Соответственно разработка вопросов, связанных с социальной адаптацией иностранных студентов, является весьма актуальной. В этой связи с этим было проведено исследование социальной адаптации иностранных студентов, обучающихся в вузах города Тулы.
Для российского общества характерна культурная неоднородность, обусловленная полиэтническим составом населения. Россия по своим традициям и культуре представляет собой особую евразийскую цивилизацию, вследствие чего адаптироваться к новой социокультурной среде иностранному студенту может быть весьма сложно.
В настоящее время в вузах Тулы обучается более 2000 иностранных студентов из 49 стран мира. В основном это выходцы из Юго-Восточной Азии и Африки, а также стран ближнего зарубежья. Все они представляют разные культуры, что проявляется в разных способах поведения, мировоззрения, морально-этических нормах поведения, образе жизни и мышлении, что способствует возникновению барьеров между иностранными и нашими студентами.
Многие иностранные студенты, с точки зрения цивилизационного подхода, являются представителями традиционных обществ. Для них характерна социальная иерархия, основанная на сословной или кастовой принадлежности, в результате чего в партнерских отношениях на первый план выступают члены семьи, рода, общины. В то же время российское общество вполне обоснованно можно отнести к типу «современных». Оно характеризуется высокой ориентацией на личные достижения, социальную мобильность, проявляется в развитой системе профессиональной стратификации, основанной на достигнутом статусе.
Приехав на учебу в Тулу практически без знания русского языка, иностранные студенты попадают в новые социальные условия, в связи с чем, процесс адаптации усложняется. По данным исследования большинство респондентов (73 %) ранее не проживали длительное время за пределами своей страны и не имели опыта преодоления адаптационных сложностей. Выяснилось, что респонденты имели довольно размытое и нереалистичное представление о стране обучения. По совету родственников и друзей выбрали вуз 22,7 % опрошенных и только 2,3 % ответили, что у них на родине престижно иметь диплом российского вуза. Иностранные студенты отмечали, что во время обучения подавляющее большинство студентов (77,7 %) постоянно испытывает чувство тоски по родине.
Наиболее явными показателями «культурного шока» являются чувство беспомощности, изолированности и отчужденности. Так, на вопрос о том, приходилось ли Вам испытывать подобные чувства по приезде в Россию, 20 % опрошенных иностранных студентов ответили, что испытывают подобные чувства постоянно, 35 % сообщили, что испытывали подобное только в первое время после приезда. Более того, 23 % респондентов отмечали появление повышенной нервозности, бессонницы и утомляемости.
Суть «культурного шока», который испытывают иностранные учащиеся, заключается в столкновении старых и новых культурных ценностей и норм. При этом межкультурный контакт и вызываемый им «культурный шок», как и навыки, вырабатываемые человеком, чтобы овладеть складывающимся положением, имеют ситуационный характер. Это значит, что приспособившись к работе в одной культуре, человек снова будет испытывать трудности, переехав в другую страну.
Ответы иностранных студентов показывают, что в целом они настроены положительно к новой социокультурной среде, в которой оказались в период обучения. 86 % опрошенных указали, что им интересны культурные традиции русского народа, с представителями которого они общаются. Однако только 49 % опрошенных студентов ответили, что им нравится следовать традициям и правилам поведения жителей России.
Итак, как показали результаты исследования, процесс адаптации иностранных студентов к условиям жизни и учебы в условиях чуждого общества является весьма сложным и дифференцированным. Реализация и развитие личностного потенциала, приспособление к новой среде у многих иностранных студентов достигается за счет изменений в стереотипах и способах поведения, но при этом остается внутреннее отчуждение от социальной среды, в которой они вынуждены жить и учиться.
Есипова В.В.