Особенности государственного устройства унитарных государств

2.1.Процессы децентрализации власти в унитарном государстве на примере Республики Узбекистан

В различных учебниках децентрализация определяется как процесс передачи властных полномочий, материально-технических, финансовых и иных ресурсов от центральных органов - местным органам управления. Децентрализация определяет организацию структуры власти и соотношение полномочий центральных и местных органов власти; где административно-территориальные единицы имеют свой выборный представительный орган, имеют право избирать главу местной администрации. Децентрализованные государства характеризуются тем, что регионы пользуются широкой автономией и даже располагают законодательными, исполнительными органами, административно-управленческими структурами самостоятельно решают переданные им во введение центральными органами власти задачи в области образования, коммунального хозяйства и ряд других задач.

Децентрализация может осуществляться как в форме деконцентрации власти, то есть перераспределения полномочий внутри системы государственной власти (от центральных органов -местным), так и в форме деволюции или передачи полномочий от государственных органов управления - автономно функционирующим и формируемым демократическим путем органов местного самоуправления.

В противовес децентрализованным государствам, централизо­ванные государства отличаются тем, что предоставляется достаточно широкая самостоятельность (самоуправление) местным низовым органам управления, однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра и где регионы, как правило, управляются чиновниками, назначенными из центра (областной руководитель в Болгарии, воевода в Польше, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом) или из числа кандидатур предложенных местными представительными органами (в Монголии префект выдвигается региональным Хуралом на утверждение центром). Местный представительный орган может отсутствовать и управление регионом всецело находиться в руках государственного чиновника (Алжир, Судан, Малайзия)[12].

Республика Узбекистан является унитарным государством с признаками федерализма. Унитарное устройство Узбекистана определяется следующим:

На территории унитарного государства действует одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений. В ней содержится, принципы разграничения полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, компетенция главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти.

Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны.

Составные части унитарного государства (области) государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальные единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности.

В государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами мате­риального и процессуального права.

Характерные признаки федерализма административно-террито­риальной системы Республики Узбекистан проявляются в том, что в состав Узбекистана входит Республика Каракалпакстан, которая имеет свою конституцию. Республика Каракалпакстан согласно своей конституции, самостоятельно решает вопросы своего админис­тративно-территориального устройства и обладает правом выхода из состава Республики Узбекистан. Унитарные государства характеризуются различной степенью централизации/децентрализации. В одних странах, подпадающих под определение централизованное унитарное государство, могут отсутствовать выборные местные органы, а назначаемые из центра чиновники в качестве глав регионов могут назначаться непосредственно либо из числа кандидатур, предложенных местными органами. В других странах деятельность назначаемого из центра чиновника сводиться лишь контролем над законностью принимаемых местными органами решений; а управление регионом в основном осуществляется местными органами (или совместно как в Португалии). Степень организации структуры вертикали власти и степень взаимоотношений центральных и местных органов власти дают различные вариации централизации/децентрализации. И поэтому в некоторых случаях принято говорить о смешанной или об относительной децентрализации. Децентрализация непосредственно связана с усилением роли и полномочий органов самоуправления. В деле строительства гражданского общества значение местного самоуправления огромно. Как политический институт местное самоуправление обладает огромными возможностями в области создания предпосылок для политического участия граждан. Деятельность местного самоуп­равления - залог устойчивости и адаптируемости политической системы в целом: известны слова великого французского учёного А. Токвиля: «Без общинных институтов нация может сформировать свободное правительство, однако истинного духа свободы она не приобретёт»[13].

Самоуправление - форма, исторически сложившаяся в ходе эволюции человеческого общества. Жесткая единая вертикаль власти от столицы государства до местного населённого пункта делает государство неповоротливым и неэффективным! Неконтролируемая обществом администрация быстро разъедается коррупцией, бюрократия самоустраняется и начинает работать на себя, а не на общество. Система демократических политических институтов создаёт альтернативную бюрократии коммуникацию «верхов» и «низов» в результате снимая излишние социальные напряжения, позволяет существенно быстрее и точнее отвечать на вызовы жизни.

Как показывает опыт реформ, проводимых в зарубежных странах, процесс децентрализации власти и усиление роли и полномочий местных органов самоуправления нельзя решить быстро. Для того чтобы передать часть полномочий местных от центральных органов местным органом, последние должны функционально быть готовы взять расширенные полномочия и осознать ответственность, оказанную доверием населения, вручившим им дело управлять регионом. Процесс этот сложный и трудоемкий, и должен проходить поэтапно по мере развития гражданского общества. Для апробации наиболее удобным представляется франкская модель относительной децентрализации унитарного государства.

Политическая система изменяется в результате децентрализации: изменяется расклад сил на политической арене. Граждане получат возможность более эффективно контролировать местные органы власти. Местная власть, обладая более широкими полномочиями, будет эффективно решать свои задачи и будет более ответственно перед своими избирателями. Государство сможет сосредоточиться на решение стратегических задач общегосударственного значения. Произойдёт дисперсия политического участия, что даст толчок развитию региональных элит, и появятся первые партии регио­нального масштаба. Всё это будет гармонично вести к демократизации и становлению гражданского общества.

Наши рекомендации