Классификация унитарных государств
Понятие «унитарное государство» своим происхождением с этимологической точки зрения обязано латинскому«unus» - один. Поэтому это понятие идентично таким выражениям как «единое» или «неделимое» государство. Такая характеристика государственного устройства часто встречается и в конституциях унитарных государств. Например, ст. 1 Конституции Республики Молдова провозглашает, что «Республика Молдова - суверенное и независимое, единое и неделимое государство», Конституция Французской Республики называет Францию неделимой республикой . В то же время для конституционного законодательства ряда стран СНГ характерно и прямое употребление термина «унитарная республика» (ст. 7 Конституции Азербайджанской Республики; ст. 1 Республики Беларусь; ст. 1 Конституции Кыргызской Республики, ст. 1 Конституции Республики Таджикистан).
В Кыргызской Республике были приняты две конституции - 1993 и 2010 гг. В обеих конституциях Кыргызская Республика провозглашается унитарной.
По всей видимости, в конституционных нормах этих стран использована терминология, выработанная советской юридической наукой. Однако и в советской, и в современной науке унитарное государство понимается не совсем однозначно. В общих работах по теории права и государства унитарное государство очень часто упрощенно понимается как единое или слитное государство, в которое входят обыкновенные административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом и самостоятельностью, управляемые центральной властью и т.п.. Такие определения верны лишь отчасти, они не учитывают тех разновидностей унитарного государства, которые возникли в современном мире.
Иногда же теоретиками права и государства эти обстоятельства учитываются. Так, С.А Комаров пишет, что «унитарное государство представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией...»[8].
Существует в теории права и государства также деление унитарных государств на централизованные и децентрализованные, а среди последних выделяются и государства с «наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений».
Значительно дальше в вопросе классификации унитарных государств идут представители науки конституционного права. Наиболее подробно она разработана В.Е. Чиркиным. Он делит унитарные государства на централизованные, децентрализованные, относительно децентрализованные государства, а также на простые и сложные унитарные государства. При этом централизацию либо децентрализацию унитарного государства В.Е. Чиркин связывает с системой управления административно-территориальными единицами государства [9]. При централизованном государстве во все звенья такого деления, включая самое низовое (общинное), назначаются для управления чиновники центральной власти или чиновники, утверждаемые высшей властью из числа кандидатур, предложенных местным представительным органом. В меньшей степени, но все же централизованным, он считает унитарное государство, в котором низовые звенья самоуправляемы, а в более высоком (областном) звене управление осуществляет представитель центра. В децентрализованном унитарном государстве вообще нет назначаемых на места представителей центрального правительства. Следующая разновидность унитарного государства - относительно децентрализованное государство характеризуется тем, что в административно-территориальных единицах высшего уровня имеется два органа: назначаемый центром чиновник общей компетенции и выборный орган местного самоуправления. Простым унитарным государством В.Е. Чиркин называет такое, территория которого состоит только из административно-территориальных единиц, а сложными, -имеющие автономные образования в виде административной или политической автономии, которую он еще определяет как законодательную .
Такая классификация унитарных государств представляется весьма подробной и вполне приемлемой.
В зарубежной литературе эти разновидности унитарных государств различают также и в соответствии с разработанной известным французским компаративистом Рене Давидом классификацией основных правовых систем (правовых семей) современности: англосаксонской, континентальной (романо-германской) и социалистической. При этом считается, что децентрализованное государство присуще только англосаксонской правовой системе (системе общего права), относительно децентрализованное государство - континентальной, а централизованное унитарное государство есть принадлежность социалистической правовой системы. Такое утверждение, в общем-то, соответствует истине, если сделать поправку на то, что централизованное государство присуще не только социалистическим странам, тем более что их уже почти не осталось. Будет более верным связывать централизованные государства с тоталитарным или авторитарным политическим режимом, вне зависимости от его идеологической окраски. Таковым действительно был СССР, где реализованный принцип «Вся власть -Советам!» исключал местное самоуправление. Такая же система существует и в современных государствах с авторитарным режимом. Например, в Таиланде во все административно-территориальные единицы, д.аже в деревни назначается для управления государственный чиновник
Относительно децентрализованные унитарные государства характеризуются сочетанием местного управления и местного самоуправления в административно-территориальных единицах высшего уровня и широким самоуправлением на более низшем уровне. Классическим примером такого государства является Франция. Согласно ст. 72 Конституции Французской Республики Франция с изменениями, внесенными конституционным законом от 28 марта 2003 г. состоит из местных коллективов - коммун, департаментов, регионов, заморских территорий[10]. Эти коллективы свободно управляются выборными советами, но в департаменты и территории назначаются представители правительства. Регион, будучи административно-территориальной единицей высшего уровня, избирает региональный совет. В то же время в регион назначается представитель государства - комиссар республики. Он руководит деятельностью исполнительной власти, в его распоряжении находится полиция и т. д. В департаменты назначается в качестве представителя правительства префект, выполняющий аналогичные функции. В коммуны как единицы низового уровня представители центра не назначаются. Исполнительную власть в них осуществляет выборный. Таким образом, в метрополии (заморские территории имеют особый статус) в административно-территориальных единицах - регионах и департаментах - местное управление сочетается с местным самоуправлением, а в коммунах - единицах низового уровня - действует только местное самоуправление. Относительно децентрализованные унитарные государства в настоящее время являются наиболее распространенными среди развитых европейских стран.
Полностью децентрализованных государств в современном мире немного.
Это страны англосаксонской правовой системы. Крупнейшие из них - Австралия, Канада, США - одновременно являются и федерациями. Фактически единственным крупным, и развитым децентрализованным унитарным государством в наше время остается Великобритания. В этой стране на всех уровнях административно-территориального деления избираются советы. Представители центральной власти на места не назначаются. Такая же система действует и в британском доминионе - Новой Зеландии.
Унитарные государства часто делят на простые и сложные. Смысл такого
деления заключается в том, что в простых государствах не существует никаких особых административно-территориальных единиц.
По степени централизации они могут быть как централизованными, так и децентрализованными. Сложные унитарные государства -всегда децентрализованные. В нихпредусмотрены различные виды автономий. Термин «автономия» происходит от древнегреческих слов «autos» - сам и «nomos» - правило, закон. Таким образом, этимологически автономия означает возможность административно-территориальной единицы жить по своим законам, правилам. Иначе автономию можно еще понимать как самоуправляющуюся административно-территориальную единицу. Но в этом смысле автономия вряд ли отличается от понятия местного самоуправления. Иногда отождествление автономии и местного самоуправления
имеет место и в конституционном законодательстве.
Чаще всего, однако, в юридической литературе автономия понимается как один из способов учета национальных, исторических, географических, культурных и иных особенностей отдельных частей унитарного государства.
Другим способом учета таких же особенностей является федеративное устройство государства. Унитарное государство с автономными образованиями имеет много общих черт с федерацией, хотя по многим параметрам и значительно отличается от нее. Автономные образования к тому же возможны и в федеративных
государствах. Унитарное государство с автономными образованиями, таким образом, занимает промежуточное место между децентрализованным унитарным государством с местным самоуправлением и федерацией. Под автономией понимают и сами автономные образования внутри унитарного (или федеративного) государства. Автономные образования - это такие административно-территориальные единицы государства, которые имеют более самостоятельный статус по сравнению с обыкновенными единицами.
В зарубежной юридической науке обычно рассматривают три вида автономии: территориальную, персональную и корпоративную .
Территориальная автономия может быть просто территориальной или же национально-территориальной (этнотер-риториальной). Последняя из них является наиболее распространенной и создается на территориях компактно населенных представителями определенной национальности (этноса), и является одним из способов разрешения национального вопроса в многонациональных странах. В них, как правило, признается официальный статус местного языка. Так, в прошлом столетии в датских автономиях -Фарерских островах и Гренландии - официальными языками признавался датский, и, соответственно, фарерский и гренландский. С 1 июля 2009 г. единственным официальным языком в Гренландии является гренландский язык как один из эскимосских языков[11].
Чисто территориальная автономия создается в регионах государства с учетом иных, не национальных факторов: географических, исторических, культурных, социально-экономических. Чаще всего такие автономии существуют на территории одного и того же государства наряду с этнотерриториальными. Например, в Испании имеются национальные области (Страна Басков, Каталония, Галисия) и территориальные исторические области.
Среди территориальных автономий различают политические и административные.
Наиболее распространенными из них являются политические автономии. Они характеризуются широким спектром представляемых им прав. Зачастую эти автономии имеют собственную законодательную, исполнительную и даже судебную власть. Причем политическая автономия возможна как в этнонациональ-ном, так и в чисто территориальном вариантах. Так, на Фарерских островах и в Гренландии, входящих в состав Королевства Дании, имеются выборные законодательные органы (легтинг на Фарерских островах и ландстинг в Гренландии), которые формируют и высший исполнительный орган - ландсстюри .
Все рассмотренные нами выше унитарные децентрализованные государства с территориальной автономией, за исключением Испании, объединяет та общая черта, что автономные образования в этих странах существуют только на части их территорий, наряду с другими обычными административно-территориальными единицами. Количество их среди других территориальных подразделений, как правило, незначительно. В Финляндии это только одна автономия -Аландские острова, в Дании и Португалии - по две и т.д.
В последние десятилетия появилась и еще одна разновидность унитарных государств с так называемой областной автономией. Иначе их называют еще регионалистскими государствами. Классические примеры таких государств - современные Италия и Испания.
Термин «областная автономия» в юридической литературе появился первоначально для характеристики государственного устройства Италии. Согласно ст. 114 конституции Итальянской Республики 1947 г. в административно-территориальном отношении Италия делится на области, провинции и коммуны. При этом «области создаются как автономные образования с собственными полномочиями и функциями согласно принципам, установленным в Конституции».
В отношении Италии отождествление терминов «регионалистское государство» и «областная автономия» не вызывает никаких сомнений. Однако, на первый взгляд, оно неудачно для Испании. Административно-территориальными единицами высшего уровня, то есть регионами, в этой стране являются автономные сообщества. В то же время автономия в Испании, как видно из приведенной конституционной нормы, предоставлена и единицам более низкого уровня: провинциям и муниципиям. С другой стороны, именно автономные сообщества - регионы - в Испании обладают автономией, сходной с автономиями областей Италии, автономии в провинциях и муниципиях урезаны - они, в свою очередь, входят в состав автономных сообществ, являясь своеобразными «автономиями в автономиях». Таким же статусом обладают провинции и коммуны Италии, которые являются одновременно автономными единицами и территориальными единицами государственного и областного деления (статьи 128 и 129 Конституции Итальянской Республики) . Анализ конституционных полномочий органов публичной власти таких единиц и в Италии и в Испании позволяет их отнести их к обыкновенным органам местного самоуправления. Автономиями в истинном понимании этого слова являются лишь регионы обеих стран. Поэтому, в целом, можно согласиться с отождествлением терминов «областная автономия» и «ре-гионалистское государство» и относить их в равной степени и к Италии, и к Испании. Мы же в дальнейшем будем пользоваться термином «регионалистское государство».
Иначе дело обстоит в Испании. В настоящее время Испания состоит из национальных автономных сообществ: Галисии, Каталонии, Страны Басков и сообществ, сложившихся в исторических кастильских областях Испании. Всего в Испании имеется 17 автономных сообществ.
Еще одной промежуточной формой государственного устройства является уния, характерная для монархий. Об унии мы же писали в одной из предыдущих публикаций . К унии в настоящее время относится Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, а в прошлом - Австро-Венгрия, Речь Посполитая.