Отличия между мифологическим и философским способом познания

Мифология Философия - любомудрие
Не знает отличия между природой и обществом, очеловечивание природы Исходит из того, что общество – это организованная форма совместной деятельности людей. Взаимосвязь человека, природы и общества.
Образное мышление, эмоциональность. Не стремится к анализу событий, выводам, проверке истинности содержащихся положений Формирует свои наблюдения в строго определенных понятиях, мыслит умозаключениями, логично и доказательно. Поиск объективных причин, закономерностей, причинно-следственных связей. Наличие методов познания.
За реальность принимаются все события и персонажи. Причинный «ключ» ко всем событиям в мире находится у богов.   Знание должно соответствовать законам объективного мира, т.е. быть истинным.

Концепция государства у Платона («Государство»). Государство есть особая форма поселения людей, возникшая из необходимости удовлетворения потребностей в пище и жилье, защиты населения и его территории, поддержания порядка внутри населения. То, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина .Превосходство интересовгосударства над интересами граждан. В государстве три сословия: философы – правители, воины, земледельцы. Наилучшая форма правления – монархия. Запрещение иметь частную собственность правителям и воинам. Его идеал, когда всё в государстве является общим. Богатство - благо, если оно спутник разумности. Был идеалистом, считая, что первичен БОГ. Он мера всех вещей.

Концепция государства у Аристотеля(Политика»). Человек – существо политическое и объединяется в государство для достойной жизни. Государство стоит над гражданами и существует для блага входящих в него граждан.

Впервыеввел идею о системе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Разделение общества на богатых и бедных отрицательно влияет на существование государства. Общество должно иметь средний класс. Отношение к закону: закон выше всех правителей. Правильные формы правления (по закону) – монархия, аристократия, полития ( власть большинства в соответствии с законом). Несовершенными формами правления считал тиранию, олигархию, демократию. Был материалистом. Первична материя - начало жизни и деятельности.

Средневековая философия –господство христианской философии. В центре всего – БОГ. Философские учения Фомы Аквинского, Франциска Ассизского.

Схоластика -тип религиозной философии, возникший в средние века и характеризующийся повышенным вниманием к формально-логическим аспектам философствования, его отрыву от опыта.

Схоласты считали, что любое знание должно быть дано и обосновано Библией с помощью строгих логических рассуждений. Схоластов отличает утонченная культура доказательств, стройность теоретических построений, четкость терминов и определений. Т.о., схоластика – тип религиозной философии, основанный на примате веры над знанием.

Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира богом.

Возрождение (Ренессанс) –духовное обновление, подъем светской культуры, формирование гуманистического мировоззрения. Интерес к античности. Культ разума и знания. Исторические рамки культуры Возрождения – 40-е гг. XVI - начало XVII вв.

Гуманизм (лат.«изучение человеческого») – человек стоит в центре мировоззрения, а весь окружающий мир – творение человека.

Реформация – социально-политическое движение в Европе XVI в., реформирование католической церкви. Крупнейшие деятели Реформации – Мартин Лютер, Жан Кальвин.

Отличия между мифологическим и философским способом познания - student2.ru Отвергали церковь как посредника между Богом и человеком. Спасение души при помощи веры. Богатство есть милость Бога. Протестантизм стал духовной основой нового индустриального общества. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Реформация открыла дорогу к парламентаризму и промышленной революции.

Философия XVII в.

Теория общественного договора –Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо. Источник и обладатель власти – народ. Государство образуется договором свободных людей для защиты их прав на жизнь, частную собственность.

Концепция естественного права –до появления государства, у людей всегда были права. Они даются им от рождения и не могут быть никем отняты. Об этом написал в своем произведении «Левиафан» Т.Гоббс.

Дж. Локк начал развитие идеи разделения властей.

Эпоха Просвещения– (вторая половина XVII –XVIII вв.). Взгляды просветителей Ф.Вольтера, Ш.Монтескье, Д.Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Утверждение идей общественного прогресса - взгляды Ж.Тюрго, А.Кондорсе. Взгляды на частную собственность - Ж.Мелье, Г. Мабли, А.Смит. Возникновение идей гражданского общества и правового государства, теорий естественного равенства людей и общественного договора, идеи равенства властей - (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье).

Французские просветители– Ф.М.А.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж-Ж. Руссо.

Вольтер считал, что в основе общественного порядка должна лежать свобода, собственность и равенство. Он был сторонником конституционной монархии, свободы вероисповедания. Монтескье разработал теорию разделения властей. Идеал Монтескье – конституционная монархия, основанная на строгом разделении властей. Ж.-Ж.Руссосчитал естественным состояние общества - гармонию с природой, равенство, свободы отдельной личности. Лучший тип общественного устройства – республика, обеспечивающая полноту власти народа.

Утопические теории – Т.Мор («Утопия»), Т.Кампанелла («Город Солнца»), А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн.

Утопия –модель определенного вымышленного общества как воплощение идеального общества.

Утопический социализм – учение об обществе, основанном на общем имуществе, обязательном для всех труде, равном распределении продуктов, на общественном прогрессе изобилии.

Экономические теории –А.Смит, основатель английской политической экономии. Называл основные условия развития свободной экономики: частная собственность, конкуренция, ограничение монополий. Создал основной закон товарного производства – закон стоимости: товары обмениваются в соответствии с количеством труда, вложенного в их производство.

Социологические теории –О.Конт является основателем социологии. Считал, что общество необходимо изучать на основе знания законов, основанных на фактах. Необходимо при этом применять такие научные методы как наблюдение, эксперимент, сравнительный метод.

Гегель и марксизм –Гегель обосновал теорию гражданского общества. Гражданское общество, по его мнению, является обществом собственников, взаимно обменивающихся вещами, которыми они владеют. Основа гражданского общества – экономика. Ему присуща частная собственность, охраняемая государством, сословия, личная свобода граждан. Становление гражданского общества связано с развитием капиталистического общества. Ценности общества: свобода, права, экономическая независимость человека. Государство – высшее воплощение свободы. Именно свобода – цель государства.

Оно создает условия и развивает свободу граждан. Признавал конституционную монархию образцом формы правления.

Гегель являлся идеалистом. Считал, что первичен мировой дух, абсолютная идея. Гегель является основателем диалектического метода. Учение о развитии - суть этого метода. Основы диалектического метода: переход из количества в качество через скачок; противоположности и их единство; отрицание отрицания; единство разумного и действительного.

Маркс К. и Энгельс Ф. – основоположники нового философского мировоззрения - марксизма. Маркс создал теорию исторического материализма. Общество считал особым социальным организмом, подчиненным особым законам развития. Основу общества составляет общественное производство, производительная деятельность людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей. Человек – главная производительная сила общества. Маркс создал теорию общественно-экономических формаций. Формация - это определенный способ производства материальных благ. Таких способов производства (формаций) он выделял пять: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический (первая фаза коммунизма – социализм). Коммунизм – общество, основанное на общественной собственности на средства производства; принцип распределения общественного богатства: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Свобода, равенство, справедливость, гармоничное всесторонне развитая личность – черты коммунистической формации. Марксизм стал альтернативой западному пути развития общества. Он предлагал:

  1. Сохранение идеи прогресса, вечного движения вперед к вершинам благосостояния и процветания.
  2. Отказ от христианства как системы духовных ценностей западного типа цивилизации. Провозглашение атеизма – абсолютного безбожия.
  3. Ликвидация частной собственности, рынка, и связанной с ними социально-классовой дифференциации, создание общества без классов, с общественной формой собственности.
  4. Отмирание правового демократического государства, и связанных с ним демократических институтов. Создание самоуправляющего общества в масштабах всей западной цивилизации.
  5. Отказ от индивидуализма, приоритет коллективизма, подчинение личных интересов интересам общества (коллектива).

Идеализм – одно из основных направлений в философии. Сторонники идеализма признают первичным дух, идею, сознание. Термин «идеализм» был введен немецким философом Г.Лейбницем в начале XIXв. Родоначальником идеалистического направления в философии был Платон.

Материализм– одно из направлений в философии, считающий первоосновой всего сущего на земле материю, которая вечна, является источником многообразия и единства всего сущего.

Позитивизм –философское течение, предлагающее ограничить научное познание «положительным», т.е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость общетеоретического познания. Позитивисты предлагают исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность. Основоположник позитивизма – О.Конт

Наши рекомендации