Вопрос 50.Феномен научной революции
Науч.революция- этап развития науки, когда происходит смена исследоват.стратегий,задаваемых ее основаниями.
Основания науки вкл. неск-ко компонентов:
-идеалы и методы исследования (представления о целях науч.дея-сти и способах их достижения)
-науч.картина мира (целостная система представлений о мире,его общих св-ах и закономерностях, формирующаяся на основе науч.по-нятий и з-нов)
-фил.идеи и принципы,обосновывающие цели,методы,нормы и идеалы науч.исследования.
Можно выделить 4 науч.революции:
1)революция XVIIв.,-становление класс-кой науки.
2) к.18-1ой пол.19вв.-переход от класс.науки к дисциплинарно организованной науке, появление таких наук, как биология,химия и др. способствует тому,что механическая картина мира перестает быть общенаучной и общемировоззренческой.Биология и геология вносят в картину мира идею развития. Происходят изменения и в фил.основаниях науки.Центр.проблемы ф-и в этот период:вопросы дифференциации и интеграции науч. зн-я,полученного в разных науч.дисциплинах, соотн-я разл.методов науч.исследования,классификация наук и поиск ее критериев.
3) с к.19до сер.20в.Революционные преобразования произошли сразу во многих науках:в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории,в биологии-гене тика, в химии-квантовая химия и т.д.Возникают новые отрасли науч.зн-я- кибернетика и т-я систем. В рез-те сформировалось новое, неклассическое,естествозние. Идеалы и нормы неклассической науки базировались на отрицании разумно-лог.содержания онтологии,способности разума строить единственнно верную идеальную модель реальности, позволяющую получать един-но истинную теорию. Допускалась возможность признавать истинность сразу неск-ких теорий. Возникла соответствующая неклассическому естествознанию картина мира, в кот появилось представление о природе как сложном динамическом и иерархизированном ед-ве саморегулирующихся систем. Изменились и фил. основания науки. Ф-я ввела в её систему обоснований идею истор.изменчивости науч.зн-я,признала относительность истины,разработала представление об активности субъекта позн-я.Сущ изменения претерпели многие фил.категории.Это относится к категориям часть, целое, причина, случайность, необходимость. Стало ясно, что целое и часть находятся в более сложных взаимоотн-ях в сложных системах.Б ольшое внимание-категории случайность, т.к наука открыла огромную роль случайности в становлении з-нов необходимости.
4) послтрети 20вв.-постнеклассической науки.Объекты исследования- сложные системные образования, кот хар-ся уже не только саморегуляцией,но и саморазвитием.Науч.исследование таких систем требует принципиально новых стратегий,кот частично разработаны в синергетике. Синергетика-направление междис-циплинарных исследований, объектом кот явл процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах(физ,хим).Было выявлено, что материя способна при опред.усл-х к самоорганизации. Синергетика впервые открыла механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка.По стнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познават.стратегий Для изучения и описания саморазвивающихся систем с вариабельным поведением не пригодны статические идеальные модели.Требуется строить сценарии,вкл-я в них точки бифуркации и возможные пути развития систем.Это привело к существенной перестройке норм и идеалов исследования.По-новому строятся и фил.основания постнеклассической науки.Ф-я фиксирует зависимость науч.позн-я от социальности и состояния культуры,признает истор.изменчивость онтологических допущений,идеалов и норм позн-я.
Науч.революции были одновременно сменой типов рациональности.Тип науч.рациональности-состояние науч.деят-сти,представленной как отн-е «субъект-ср-ва исследования-объект»и направленной на получение объективной истины.Классический тип рациональнос-ти в научной деятельности,понятой как отн-е«субъект-ср-ва-объект»,выделяет объект в качестве гл.компонента указанного отн-я.Некласс.тип науч.рациональности хар-ется осозн-ем влияния познават.ср-в на объект.отн-е«субъект-ср-ва-объект»внимание исследователя ак-центируется на объекте и одновременно на ср-ах.Пост-неклассический тип рациональност-выход на уровень осозн-я того факта,что зн-я об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодей-я со ср-ами,но и с ценностно-целевыми структурами дея-сти субъекта. Субъект влияет на содержание зн-й об объекте не только в силу применения особых исследовательских ср-в и процедур,но и в силу своих ценностно-целевых установок,к-ые напрямую связаны с соц.ценностями и целями.Прогнозируя будущее науки,можно сказать,что статус доминирующего и опред.принадлежит постне-классическому типу рациональности.В эпоху техногенной цивилизации определение стратегии науч.пои-ска с необходимостью должно вкл .гуманистические ориентиры т.е.вопросы ,связанные с челом и его жизнью на планете Земля.
Вопрос 53/55. Понятие социальной реальности. Социальная структура общества
Соц. реальность - действительность, сотворенная челом на основе преобразования природы и включения ее предметов и свойств в социальное содержательное функционирование.
Соц реальность рассматривают как 2 гр соц фактов: соц структуры и соц институты, акцентируя внимание на природе их взаимодействия.
Сущность соц реальности рассм-ся в рамках 2 науч теч-й: реализма (общество в целом и отдельные соц институты выступают как самостоятельная реальность, не сводимая к взаимодействию отдельных индивидов) и номинализма (самостоятельной соц реальн-и нет ни у общ-ва, ни у соц институтов; таковой реальн-ю обладают лишь отдельн индивиды).
Соц реал-ь создается в проц. соц. взаимодействий S-ов , является результатом их сознания и жизнедеятельности в опред огранич терр-ом и временном прост-ве. Она может фиксироваться и в поведении людей, и в характере их ценностных ориентаций, и в формах организации жизни, и в ролевом поведении.
Общ-во – это выделившаяся часть природы. Общ-во рассм-я в 2 напр-ях: с т зрения статистикиидинамики.Общ-во – неоке устойчивое образование, уст-сть общ-ву придаёт соц структура.
Соц стр-ра – сов-сть соц общностей, групп, институтов, взаимодействующих между собой. Соц стр-ра постоянно меняется, находится в развитии.
Осн-ые комп-ы соц стр-ры общ-ва: индивид, соц общность (группа людей, объед на основе общих признаков), соц институт (формы организации и регулирования обществ отношений)
Выделяют следующие типы соц структур общ-ва: этническую, демографическую, поселенческую, социально-классовую, стратификационную, профессионально-образовательную и тд
Этническая:основными элементами исторического развития выступают род, племя, народность и нация.
Родовая организация хар-на для первобытного общ-ва, наиболее простая.
Племя – объединение неск-их родов. Затем племена объединыются в союзы племён. Возн-ет особая ячейка общ-ва – семья. С возн-ем рабовл сп-а произв-ва образуется народность
(языковая, территориальная, экономическая, культурная общность людей). Со становлением капиталист сп-а пр-ва народности превр-ся в нацию (исторически сложившаяся полиэтническая, политическая и социокультураня общность людей, для к-ой хар-но наличие единой терр-и, эк связей, литературн языка, ос-ей культ-ы и менталитета)
Демографическая:её базовым элементом явля-я народонаселение,к-ое облад сп-ю самовоспроизводства и проживает на опред тер-ии. Выд-ют след демограф показатели: численность нас-я, плотность, темпы роста, половозр стр-ра, миграц мобильность.
Поселенческая:означает пространств форму организации общ-ва и представляет объед-е людей по их принадлежности к типу поселения (сельские, городские). Сельск и гор население отличается образом жизни, хар-ом труда, усля-ми быта, кол-ов своб времени, доступом к образ-ю и возм-ми удовл дух потр-сти. В совр мире различия между гор и сельск нас-ем всё более стриается.
Урбанизация- резкий рост городов (нач в к 19 в). Рорализация- обратный урб-ии процесс.
Социально-классовая структура –разработана в марксистской фил-ии; представляет собой сов-сть классов, слоёв, групп, к-ые различаются своим соц-эк положением. Базовая единица стр-ры общ-ва - класс – большая гр-а людей, различающаяся местом в историч опред с-ме обществ произв-ва; отношением к ср-вам произв-ва, ролью в обществ организации труда; способами получения и размерами доходов. Класс – основная движ сила соц прогресса.
Стратификационная стр-ра (Вебер) – в стр-ру общ-ва включаются все соц образования (классы, слои, группы), к-ые нах-ся в прямой зав-сти от неравномерного распределния власти, прав, обязанностей, ценностей и привилегий. Страта – группа людей, к-ые обладают одним и тем же социальным статусом, положением в обществ с-ме. Критерии стратификации: форма собственности, имущественное положение, образование, профессия, властные отношения. 2 типа мобильности: горизонтальная и вертикальная.