Права и обязанности нотариуса

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус имеет право:

– совершать предусмотренные законодательством нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ или международными договорами;

– составлять проекты доверенностей, сделок, заявлений и других документов, изготавливать копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

– истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы для подтверждения обстоятельств, служащих основанием для совершения нотариальныхдействий.

Законодательством республик в составе РФ нотариусам могут быть предоставлены и иные права.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой,совершают следующие нотариальные действия:

– удостоверяют сделки;

– выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; налагают и снимают запреты отчуждения имущества;

– свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, подлинность подписей на документах, верность их перевода с одного языка на другой, принимают документы на хранение, денежные суммы и ценные бумаги в депозит; предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

– обеспечивают доказательства;

– удостоверяют факты, которые могут иметь юридические последствия;

– совершают исполнительные надписи, протесты векселей, морские протесты и иные нотариальные действия в соответствии с законодательством РФ.

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах,совершают нотариальные действия, указанные выше, а также:

– выдают свидетельства о праве на наследство;

– принимают меры к охране наследственного имущества.

Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью.

Нотариус обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб.

Использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам влечет уголовную ответственность с применением наказания в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права заниматься нотариальной деятельностью на срок до трех лет.

В обеспечение материальной ответственности нотариус, занимающийся частной практикой, должен заключить договор страхования. Без его заключения он не имеет права осуществлять свои полномочия.

Судебные приставы

Судебные приставы

(ФЗ от 21.07.1997 «О судебных приставах»)

Федеральная служба судебных приставов и ее подразделения на местах находятся в ведении Министерства юстиции РФ. Возглавляет эту службу главный судебный пристав РФ.

Виды судебных приставов:

I. Приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.

Обязаны:

1.Обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса;

2.Выполнять распоряжения судей, связанные с соблюдением порядка в суде;

3.Обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

4.Осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю;

5.Доставлять в суд уголовные дела и вещественные доказательства по ним, а также обеспечивать их сохранность;

6.Поддерживать общественный порядок в судебных помещениях;

7.Предупреждать и пресекать преступления и другие правонарушения, задерживать правонарушителей с последующей передачей их сотрудникам милиции и т.д.

II.Приставы, исполняющие акты судов и других органов* (приставы-исполнители)

Вправе:

1.Получать необходимую информацию, справки, объяснения;

2.Проводить у работодателей проверки исполнения актов судов и других органов на работающих у них должников;

3.Входить в помещения должников, осматривать помещения;

4.Налагать арест на имущество должника, изымать имущество, передавать на хранение и реализовывать;

5.Налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных учреждениях;

6. Объявлять розыск должника и его имущества и т.д.

III.Приставы, осуществляющие дознание по уголовным делам и производство по административным правонарушениям( по преступлениям и правонарушениям (по преступлениям и правонарушениям против интересов правосудия)

Судебными приставами могут быть: граждане РФ, достигшие 20 лет, имеющие среднее общее или среднее профессиональное образование (старший судебный пристав - высшее юридическое образование), способные по состоянию здоровья, личным и деловым качествам исполнять возложенные на них обязанности и не имеющие судимости.

60 –отдельный документ

61.Таможенные органы
Деятельность таможенных органов Российской Фе­дерации направлена на защиту
экономического сувере­нитета и экономической безопасности РФ, осуществление единой таможенной политики, обеспечение перемеще­ния через таможенную границу России товаров и транс­портных средств. Основное назначение таможенных ор­ганов — обеспечение движения людей, товаров, грузов через границу, взимание таможенных платежей, тамо­женное оформление, таможенный контроль.

Вместе с тем, таможенные органы Российской Фе­дерации являются правоохранительными органами, т. е. обеспечивают законность и правопорядок, защи­ту прав и интересов граждан, организаций, государст­ва и общества; в случаях нарушения таможенных правил и налогового законодательства, контрабанды применяют государственное принуждение, привлекают нарушителей к административной и уголовной ответ­ственности.

Целями таможенной политики (составной части внутренней и внешней политики России) являются обеспечение наиболее эффективного использования ин­струментов таможенного контроля и регулирование товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, защита российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведе­нию структурной перестройки экономики и др.

Таможенные органы РФ составляют единую систему, в которую входят:

Государственный таможенный комитет РФ;

региональные (межобластные) таможенные управления;

таможни РФ.

Поскольку таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти, никакие государственные органы кроме Федерального Собрания, Президента и Правительства РФ не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных ор­ганов России, изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов.

Деятельность таможенных органов, их функции, сис­тема, порядок и условия осуществления полномочий регулируются Таможенным кодексом РФ, принятым 18 июня 1993г. Верховным Советом РФ и введенным в действие с 1 января 1994г. Кроме того, деятельность Государственного таможенного комитета строится на основе Положения о Государственном таможенном ко­митете, утверждаемого Президентом или по его поруче­нию — Правительством РФ. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых Государственным таможенным комитетом РФ.

Согласно ст. 10 Таможенного кодекса таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:

1) участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику;

2) обеспечивают соблюдение законодательства, кон­троль за исполнением которого возложен на таможен­ные органы РФ; принимают меры по защите прав и ин­тересов граждан, предприятий, учреждений, организа­ций при осуществлении таможенного дела;

3) обеспечивают в пределах своей компетенции эко­номическую безопасность России, являющуюся эконо­мической основой суверенитета РФ;

4) защищают экономические интересы РФ;

5) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

6) обеспечивают соблюдение разрешительного поряд­ка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

7) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями тамо­женных правил и налогового законодательства, пресека­ют незаконный оборот через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художествен­ного, исторического и археологического достояния на­родов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуаль­ной собственности, оказывают содействие в борьбе с меж­дународным терроризмом;

8) осуществляют и совершенствуют таможенный кон­троль и таможенное оформление;

9) содействуют развитию внешнеэкономических свя­зей республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

10) содействуют осуществлению мер по защите го­сударственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья, животных и растений, охране окружающей природной среды, за­щите интересов российских потребителей ввозимых то­варов;

11) осуществляют контроль за ввозом стратегических и других жизненно важных для интересов РФ мате­риалов;

12) осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции и др.

При реализации этих функций таможенные органы РФ взаимодействуют с иными правоохранительными и другими государственными органами, предприятиями учреждениями, организациями и гражданами.

Органы гос. безопасности

Одним из элементов системы безопасности Россий­ской Федерации являются федеральные органы безопас­ности (ст. 8, 12 Закона Российской Федерации о безо­пасности).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона об орга­нах Федеральной службы безопасности в РФ от 12 ап­реля 1995г. органы этой службы являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Феде­рации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и госу­дарства. Руководство деятельностью органов Федераль­ной службы безопасности (ФСБ) осуществляют Прези­дент и Правительство Российской Федерации.

Правовую основу деятельности органов Федеральной службы безопасности составляют Конституция РФ, Фе­деральный закон об органах ФСБ в РФ, другие феде­ральные законы и иные нормативные правовые акты. Деятельность федеральных органов ФСБ осуществляет­ся также в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона об органах ФСБ в РФ).

Специфика деятельности органов ФСБ обусловлена необходимостью применения ими специальных методов и средств для решения возложенных на них обязанностей, что в свою очередь неизбежно связано с определенным ограничением прав и свобод человека и гражданина, ко­торое в соответствии с ч. III ст. 55 Конституции РФ до­пускается только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, обеспечения обо­роноспособности и безопасности государства.

На основании ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ, последние представляют собой единую централи­зованную систему, в которую входят:

Федеральная служба безопасности Российской Феде­рации;

управления (отделы) Федеральной службы безопас­ности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) Федеральной службы безопасно­сти Российской Федерации в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Территориальные органы безопасности и органы без­опасности в войсках прямо подчинены ФСБ РФ. Орга­ны Федеральной службы безопасности в своем подчине­нии имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и военно-строительные подразделения, цен­тры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

В соответствии со ст. 3 упомянутого закона структу­ра и организация деятельности ФСБ определяется По­ложением о Федеральной службе безопасности Россий­ской Федерации, которое было утверждено указом Пре­зидента РФ от 23 июня 1995 г. На основании этих актов Федеральная служба безопасности России является фе­деральным органом исполнительной власти, осущест­вляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Россий­ской Федерации и непосредственно реализующим ос­новные направления деятельности органов федеральной службы безопасности.

Система органов ФСБ состоит из трех звеньев:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Территориальные органы безопасности по регионам субъектам Российской Федерации и приравненные органы безопасности в войсках; территориальные I безопасности по иным административно-терриальным образованьям и приравненные к ним органам безопасности в войсках.

ФСБ РФ возглавляет директор Федеральной службы безопасности России на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом Российской Федерации Должности директора ФСБ РФ соответствует воинское звание генерала армии .

В соответствии с Положением о ФСБ РФ в этой службе образуется коллегия в составе директора ФСБ России (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей директора по должности, а также руко­водящих работников органов Федеральной службы без­опасности. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Президентом РФ.

В структуру центрального аппарата ФСБ России включены следующие управления и отделы: Управление контрразведывательных операций, Управление военной контрразведки, Управление по контрразведывательному | обеспечению стратегических объектов, Управление эко­номической контрразведки, Антитеррористический центр, Управление специальных операций, Оперативно-поисковое управление, Следственное управление, Управление опе­ративно-технических мероприятий, Управление научно-технического обеспечения, Информационно-аналитичес­кое управление, Организационно-инспекторское управ­ление, Управление собственной безопасности, Управле­ние шифрованной и специальной связи, Управление кадров, Управление делами, Договорно-правовое управ­ление, Управление регистрации и архивных фондов, Центр общественных связей, Управление материально-технического обеспечения, Финансово-экономическое уп­равление, Военно-медицинское управление, Военно-стро­ительное управление, Военно-мобилизационный отдел.

Вторым звеном системы Федеральных органов без­опасности являются управления (отделы) ФСБ России в отдельных регионах и субъектах Российской федера­ции и приравненные к ним управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления.

Данные органы безопасности создаются ФСБ России и находятся в ее прямом подчинении, позволяющем исключить непосредственное влияние на их деятель­ность со стороны органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, проводить единую госу­дарственную политику в сфере обеспечения безопаснос­ти России. В субъектах РФ не допускается создание органов государственной власти, на которые бы возла­гались обязанности, права и функции органов Феде­ральной службы безопасности. Это обусловлено тем, что п. «м» ст. 71 Конституции РФ относит решение вопро­сов безопасности к исключительному ведению Россий­ской Федерации, тем самым подчеркивая, что ни один орган государственной власти субъекта Российской Фе­дерации не вправе непосредственно вмешиваться в дея­тельность органов ФСБ, осуществляемую в сфере обес­печения безопасности, и тем более создавать государст­венные органы с аналогичными функциями.

Помимо территориальных органов безопасности, ор­ганов безопасности в войсках в зависимости от склады­вающейся оперативной и криминогенной обстановки в регионах могут создаваться и действовать региональные подразделения специального назначения.

Руководители управлений (отделов) ФСБ РФ по ре­гионам и субъектам Российской Федерации назначают­ся на должность и освобождаются от должности Прези­дентом РФ по представлению директора ФСБ РФ.

Низовым звеном системы органов Федеральной служ­бы безопасности России являются отделы и отделения фсб в административно-территориальных единицах. Их начальники назначаются на должность и освобождаются от должности директором ФСБ РФ.

Деятельность органов Федеральной службы безопас­ности осуществляется по следующим основным направ­лениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью; разведывательная деятельность. Для до­кументирования деятельности органов ФСБ и ее ре­зультатов могут использоваться информационные систе­мы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, другие технические и иные средства. Деятельность органов ФСБ, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде.

63. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом "е" ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмена, хотя официальные названия должности в разных странах различные.

Цели деятельности

Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:

  • восстановлению нарушенных прав,
  • совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
  • развитию международного сотрудничества в области прав человека,
  • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Требования к кандидатуре

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся Гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

Наши рекомендации