Права и обязанности нотариуса
При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус имеет право:
– совершать предусмотренные законодательством нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ или международными договорами;
– составлять проекты доверенностей, сделок, заявлений и других документов, изготавливать копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;
– истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы для подтверждения обстоятельств, служащих основанием для совершения нотариальныхдействий.
Законодательством республик в составе РФ нотариусам могут быть предоставлены и иные права.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой,совершают следующие нотариальные действия:
– удостоверяют сделки;
– выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; налагают и снимают запреты отчуждения имущества;
– свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, подлинность подписей на документах, верность их перевода с одного языка на другой, принимают документы на хранение, денежные суммы и ценные бумаги в депозит; предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;
– обеспечивают доказательства;
– удостоверяют факты, которые могут иметь юридические последствия;
– совершают исполнительные надписи, протесты векселей, морские протесты и иные нотариальные действия в соответствии с законодательством РФ.
Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах,совершают нотариальные действия, указанные выше, а также:
– выдают свидетельства о праве на наследство;
– принимают меры к охране наследственного имущества.
Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью.
Нотариус обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб.
Использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам влечет уголовную ответственность с применением наказания в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права заниматься нотариальной деятельностью на срок до трех лет.
В обеспечение материальной ответственности нотариус, занимающийся частной практикой, должен заключить договор страхования. Без его заключения он не имеет права осуществлять свои полномочия.
Судебные приставы
Судебные приставы
(ФЗ от 21.07.1997 «О судебных приставах»)
Федеральная служба судебных приставов и ее подразделения на местах находятся в ведении Министерства юстиции РФ. Возглавляет эту службу главный судебный пристав РФ.
Виды судебных приставов:
I. Приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.
Обязаны:
1.Обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса;
2.Выполнять распоряжения судей, связанные с соблюдением порядка в суде;
3.Обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
4.Осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю;
5.Доставлять в суд уголовные дела и вещественные доказательства по ним, а также обеспечивать их сохранность;
6.Поддерживать общественный порядок в судебных помещениях;
7.Предупреждать и пресекать преступления и другие правонарушения, задерживать правонарушителей с последующей передачей их сотрудникам милиции и т.д.
II.Приставы, исполняющие акты судов и других органов* (приставы-исполнители)
Вправе:
1.Получать необходимую информацию, справки, объяснения;
2.Проводить у работодателей проверки исполнения актов судов и других органов на работающих у них должников;
3.Входить в помещения должников, осматривать помещения;
4.Налагать арест на имущество должника, изымать имущество, передавать на хранение и реализовывать;
5.Налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных учреждениях;
6. Объявлять розыск должника и его имущества и т.д.
III.Приставы, осуществляющие дознание по уголовным делам и производство по административным правонарушениям( по преступлениям и правонарушениям (по преступлениям и правонарушениям против интересов правосудия)
Судебными приставами могут быть: граждане РФ, достигшие 20 лет, имеющие среднее общее или среднее профессиональное образование (старший судебный пристав - высшее юридическое образование), способные по состоянию здоровья, личным и деловым качествам исполнять возложенные на них обязанности и не имеющие судимости.
60 –отдельный документ
61.Таможенные органы
Деятельность таможенных органов Российской Федерации направлена на защиту
экономического суверенитета и экономической безопасности РФ, осуществление единой таможенной политики, обеспечение перемещения через таможенную границу России товаров и транспортных средств. Основное назначение таможенных органов — обеспечение движения людей, товаров, грузов через границу, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль.
Вместе с тем, таможенные органы Российской Федерации являются правоохранительными органами, т. е. обеспечивают законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, организаций, государства и общества; в случаях нарушения таможенных правил и налогового законодательства, контрабанды применяют государственное принуждение, привлекают нарушителей к административной и уголовной ответственности.
Целями таможенной политики (составной части внутренней и внешней политики России) являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирование товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, защита российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки экономики и др.
Таможенные органы РФ составляют единую систему, в которую входят:
Государственный таможенный комитет РФ;
региональные (межобластные) таможенные управления;
таможни РФ.
Поскольку таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти, никакие государственные органы кроме Федерального Собрания, Президента и Правительства РФ не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов России, изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов.
Деятельность таможенных органов, их функции, система, порядок и условия осуществления полномочий регулируются Таможенным кодексом РФ, принятым 18 июня 1993г. Верховным Советом РФ и введенным в действие с 1 января 1994г. Кроме того, деятельность Государственного таможенного комитета строится на основе Положения о Государственном таможенном комитете, утверждаемого Президентом или по его поручению — Правительством РФ. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых Государственным таможенным комитетом РФ.
Согласно ст. 10 Таможенного кодекса таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:
1) участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику;
2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций при осуществлении таможенного дела;
3) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность России, являющуюся экономической основой суверенитета РФ;
4) защищают экономические интересы РФ;
5) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
6) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
7) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, пресекают незаконный оборот через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом;
8) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление;
9) содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;
10) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
11) осуществляют контроль за ввозом стратегических и других жизненно важных для интересов РФ материалов;
12) осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции и др.
При реализации этих функций таможенные органы РФ взаимодействуют с иными правоохранительными и другими государственными органами, предприятиями учреждениями, организациями и гражданами.
Органы гос. безопасности
Одним из элементов системы безопасности Российской Федерации являются федеральные органы безопасности (ст. 8, 12 Закона Российской Федерации о безопасности).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона об органах Федеральной службы безопасности в РФ от 12 апреля 1995г. органы этой службы являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов Федеральной службы безопасности (ФСБ) осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации.
Правовую основу деятельности органов Федеральной службы безопасности составляют Конституция РФ, Федеральный закон об органах ФСБ в РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Деятельность федеральных органов ФСБ осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона об органах ФСБ в РФ).
Специфика деятельности органов ФСБ обусловлена необходимостью применения ими специальных методов и средств для решения возложенных на них обязанностей, что в свою очередь неизбежно связано с определенным ограничением прав и свобод человека и гражданина, которое в соответствии с ч. III ст. 55 Конституции РФ допускается только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
На основании ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ, последние представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:
Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);
управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).
Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках прямо подчинены ФСБ РФ. Органы Федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.
В соответствии со ст. 3 упомянутого закона структура и организация деятельности ФСБ определяется Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, которое было утверждено указом Президента РФ от 23 июня 1995 г. На основании этих актов Федеральная служба безопасности России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности.
Система органов ФСБ состоит из трех звеньев:
Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Территориальные органы безопасности по регионам субъектам Российской Федерации и приравненные органы безопасности в войсках; территориальные I безопасности по иным административно-терриальным образованьям и приравненные к ним органам безопасности в войсках.
ФСБ РФ возглавляет директор Федеральной службы безопасности России на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом Российской Федерации Должности директора ФСБ РФ соответствует воинское звание генерала армии .
В соответствии с Положением о ФСБ РФ в этой службе образуется коллегия в составе директора ФСБ России (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей директора по должности, а также руководящих работников органов Федеральной службы безопасности. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Президентом РФ.
В структуру центрального аппарата ФСБ России включены следующие управления и отделы: Управление контрразведывательных операций, Управление военной контрразведки, Управление по контрразведывательному | обеспечению стратегических объектов, Управление экономической контрразведки, Антитеррористический центр, Управление специальных операций, Оперативно-поисковое управление, Следственное управление, Управление оперативно-технических мероприятий, Управление научно-технического обеспечения, Информационно-аналитическое управление, Организационно-инспекторское управление, Управление собственной безопасности, Управление шифрованной и специальной связи, Управление кадров, Управление делами, Договорно-правовое управление, Управление регистрации и архивных фондов, Центр общественных связей, Управление материально-технического обеспечения, Финансово-экономическое управление, Военно-медицинское управление, Военно-строительное управление, Военно-мобилизационный отдел.
Вторым звеном системы Федеральных органов безопасности являются управления (отделы) ФСБ России в отдельных регионах и субъектах Российской федерации и приравненные к ним управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления.
Данные органы безопасности создаются ФСБ России и находятся в ее прямом подчинении, позволяющем исключить непосредственное влияние на их деятельность со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проводить единую государственную политику в сфере обеспечения безопасности России. В субъектах РФ не допускается создание органов государственной власти, на которые бы возлагались обязанности, права и функции органов Федеральной службы безопасности. Это обусловлено тем, что п. «м» ст. 71 Конституции РФ относит решение вопросов безопасности к исключительному ведению Российской Федерации, тем самым подчеркивая, что ни один орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе непосредственно вмешиваться в деятельность органов ФСБ, осуществляемую в сфере обеспечения безопасности, и тем более создавать государственные органы с аналогичными функциями.
Помимо территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках в зависимости от складывающейся оперативной и криминогенной обстановки в регионах могут создаваться и действовать региональные подразделения специального назначения.
Руководители управлений (отделов) ФСБ РФ по регионам и субъектам Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению директора ФСБ РФ.
Низовым звеном системы органов Федеральной службы безопасности России являются отделы и отделения фсб в административно-территориальных единицах. Их начальники назначаются на должность и освобождаются от должности директором ФСБ РФ.
Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью; разведывательная деятельность. Для документирования деятельности органов ФСБ и ее результатов могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, другие технические и иные средства. Деятельность органов ФСБ, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде.
63. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом "е" ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
|
Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмена, хотя официальные названия должности в разных странах различные.
Цели деятельности
Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:
- восстановлению нарушенных прав,
- совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
- развитию международного сотрудничества в области прав человека,
- правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Требования к кандидатуре
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся Гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.